Возрождение, Реформация, протестантская этика
Возрожде́ние, или Ренесса́нс— эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит её «возрождение» — так и появился термин.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках , но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения.
Реформация. Реформация в Западной и Центральной Европе представляла широкое общественное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, как известно, являвшейся главной идеологической опорой феодального строя.
Родиной Реформации стала Германия. Затем она быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной – самым крупным социальным движением Средневековья.
Началом Реформации считают выступления Мартина Лютера (1483-1546) в Виттенберге в 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций, с XII-XIII вв. служивших средством обогащения духовенства. Второй крупнейший центр Реформации – Швейцария, где сформировались реформационные взгляды бежавшего от преследований француза Жана Кальвина (1509-1564).
Идеологи Реформации в выдвинутых ими тезисах отрицали необходимость католической церкви с ее иерархической структурой. По их мнению, человека приобщают к благодати не таинства церкви, а личная вера, поэтому сторонники обновления церкви отрицали духовенство и его посредническую роль между богом и людьми. Единственным авторитетным источником для христианина они признавали Священное писание, а не декреты пап. Они требовали уменьшения поборов на содержание служителей церкви, отрицали ее права на землю. Поэтому Лютер доказывал, что нужно секуляризировать церковное имущество, распустить монастыри и разместить в них школы и больницы.
Выделяют следующие основные направления Реформации: буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин, Ульрих Цвингли (1484-1531)); народное, соединяющее требование упразднения католической церкви с борьбой за уничтожение феодальной эксплуатации, за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты1); королевско-княжеское, отражавшее интересы монархов и светских феодалов, стремившихся укрепить свою власть и захватить земельные богатства церкви. Как уже отмечалось, под идейным знаменем Реформации проходили Нидерландская и Английская революции.
ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА - разновидность христианского нравственного учения, разделяющая его основные идеалы, принципы и установки с другими направлениями христианства, но имеющая специфические характерные отличия.
Характерной особенностью христианского нравственного учения является теснейшая связь всего ценностного содержания моральной концепции христианства с его основными вероучительными догматами о троичной сущности Творца, его отношении к миру и человеку, о греховной природе человека и необходимости спасения через веру в Бога, принесшего себя в искупительную жертву за грехи людей.
Все этические проблемы - о происхождении и сущности нравственности, о нравственной необходимости и моральной свободе человека, о моральных требованиях и оценках, о нравственных качествах и добродетелях человека, о нравственном идеале, о добре и зле, о долге и совести, о смысле жизни и счастье, - рассматриваются через призму христианского вероучения.
- Что такое «цивилизация»?
- Движущие силы и факторы исторического развития
- Особенности «речных» цивилизаций Древнего мира
- Роль и значение полиса в древней Греции
- Древний Рим: этапы эволюции и вклад в мировую цивилизацию
- Возникновение и распространение христианства
- Византийская цивилизация
- Арабо-мусульманская цивилизация
- Варварские королевства в Западной Европе
- Возрождение, Реформация, протестантская этика
- Зарождение идей гражданского общества и правового государства в век Просвещения.
- Англия в XVII-XIX вв. Причины завоевания Британией мирового господства.
- Зарождение современных цивилизаций на американском континенте.
- Значение Великой Французской революции
- Индия, Китай, Япония в европейское Новое время: общее и особенное.
- Образование и возвышение сша.
- Страны Азии, Африки и Латинской Америки в европейское Новое время
- Причины формирования колониальных империй.
- Объединение и возвышение Германии
- Причины, характер и итоги Первой мировой войны
- Идеология и политическая практика фашизма, национал-социализма и милитаризма
- Агрессия гитлеровской Германии в Европе. Причины «странной войны»
- Мировое сообщество после Второй мировой войны
- Причины возрождения Германии и Японии после Второй мировой войны.
- Причины и характер холодной войны
- Противостояние сверхдержав: от «холодной войны» к мирному сосуществованию
- Ближневосточная проблема.
- Формирование многополюсного мира в конце XX-начале XXI вв.
- Западноевропейская интеграция.