logo search
Mark_n_39_Mrik_in_da_mix

Часть I. Учение ленина по национальному вопросу

I. ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

II. ЭВОЛЮЦИЯ ТАКТИКИ ЛЕНИНА ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ

III. ОТ ИМПЕРИИ ЦАРСКОЙ К ИМПЕРИИ СОВЕТСКОЙ

IV. РАЗНОГЛАСИЯ МЕЖДУ ЛЕНИНЫМ И СТАЛИНЫМ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ

V. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС НА XII СЪЕЗДЕ ПАРТИИ

VI. БОРЬБА НА ДВА ФРОНТА – МЕТОД БОЛЬШЕВИЗАЦИИ ИМПЕРИИ

Во-первых, право народов на са­моопределение есть общепризнанный принцип демо­кратии вообще, а не изобретение Ленина, во-вторых, в русское социалистическое движение этот принцип внесли не большевики и не Ленин, а меньшевики и их лидеры Плеханов и Мартов.

Право на самоопределение народов России при­знавали не только русские социал-демократы, но и партия русских эсеров в более категорической формулиров­ке:«полное и безусловное при­знание на самоопределение», а тем народам, которые захотят остаться после революции в составе Рос­сии, предлагали свободную федерацию. Ленин писал: «Со­циал-демократы, как партия пролетариата, ставят своей положительной и главной задачей содействие самоопределению не народов и наций, а пролетариата в каждой национальности». Противореча самому себе, Ленин в другом ме­сте правильно определял суть самоопределения. «Под самоопределением наций разумеется государственное отделение их от чуженациональных коллективов, разумеется образование самостоятель­ного национального государства».

Когда почти все нерусские народы по­сле Октябрьской революции, пользуясь правом на самоопределение, вышли из империи, он их вер­нул обратно силой оружия. Ленин провел своеобразное разделение труда между своими сторонниками в партии: русские большевики должны были про­поведовать «право нерусских народов на само­определение», а большевики нерусской нацио­нальности, наоборот, должны были писать и на­стаивать на праве нерусских народов «присоеди­ниться» к России.

Авторханов многократно критикует Ленина за использование опыта США как примера для многонационального СССР. Америка образовалась как государство из раз­ных народов Европы и, отчасти, Азии, доброволь­но – кроме негров – переселившихся туда, а Рос­сия образовалась как империя из присоединен­ных к ней чужих народов. Причем многие из них культурно, религиозно и исторически были бо­лее древними народами, чем сама относительно молодая русская нация и русское государство.

Поэтому он хотел идти по пути мирной, добровольной русификации. «Признание права на отделение, – писал Ленин, – уменьшает опасность распада государства»

После февральской революции 1917 года в его взглядах по национальному во­просу произошла значительная эволюция тактики в соот­ветствии с изменившимися условиями. В ней можно отметить четыре этапа: первый этап, Ленин ограничивается условным признанием права на самоопре­деление без его гарантии (со Второго съезда партии 1903 года и до Апрельской конференции 1917 го­да); второй этап, Ленин говорит о самоопре­делении с гарантией государственного отделения да­же для Украины (конец апреля до июня); третий этап начался, когда Ленин впервые выдвигает идею федерации на 1-ом съезде Советов в июне 1917 г., за­явив: «Пусть Россия будет союзом свободных рес­публик».Четвертый этап в развитии национальной поли­тики Ленина был уже этапом начала истории нового типа колониальной империи.

Когда мусульманские народы Башкирии, Та­тарии, Туркестана, Крыма и Кавказа в полном со­гласии с «Обращением» объявили почти одно­временно в первой половине 1918 г. о создании своих независимых мусульманских государств, то Ленин вернул их силой обратно в состав России.

Таким образом, программа Ленина по нацио­нально-колониальному вопросу – это не ликвида­ция больших империй, не освобождение подвласт­ных им народов, а сведение всех национальных им­перий в одну мировую советскую суперимперию с тем, чтобы осуществить вторую часть большевист­ской программы – денационализация национально­стей путем слияния всех наций – как метрополий, так и колоний – в один интернациональный гибрид в виде коммунистического человечества.

При этом Ленин до революции категорически отводил всякую мысль о федерации. Вот что он ут­верждал: «Нетрудно видеть, поче­му под правом самоопределения наций нельзя по­нимать ни федерации, ни автономии... Вставить в свою программу защиту федерализма марксисты никак не могут».

После завоевания вла­сти над Россией Ленин был намерен провести два эксперимента: во-первых, по­строить бесклассовое социалистическое общежитие, опираясь на прямое насилие («диктатура пролета­риата») и, во-вторых, создать из более 190 народов и народностей разных рас, языков и религий одну единую коммунистическую нацию с единым языком и единой атеистической верой.

Вся проблема с нацреспубликами сводилась к тому, чтобы их присоединение не выглядело как аннексия. Вот тогда только советский тоталитарный империализм показал свое истинное лицо: под видом «коренизации» в советских нацио­нальных республиках, к власти начали приходить местные националисты: национал-уклонисты в Грузии, «боротьбисты» на Украине, «нацдемовцы» в Белоруссии, пантюркисты в Татаро-Башкирии и Туркестане.

Ленин хотел мирным путем добиться коммунистической интеграции нерусских народов в единую нацию с русским народом. Сталин хотел то­го же самого, но методами «диктатуры пролетариата». Ста­лин, знавший нерусские народы, хотя бы на опыте Кавказа, был убежден, что слияние наций не может быть осуществлено методом убеждения.

Надо помнить, что большевики бо­ролись не против русского шовинизма и местного национализма как таковых, а против основного препятствия большевизации: против интеллектуаль­но-духовной элиты всех народов, с тем, чтобы изолировав ее политически, подготовить ее физи­ческую изоляцию.

Мировую революцию может организовать только «еди­ная и неделимая» советская Россия. Ленин исходил из то­го, что в ее создании:

первое – национализация средств произ­водства в городе и деревне плюс сельскохозяй­ственная кооперация – уже означают основы созда­ния бесклассового общества;

второе – созданное на этой основе социалистическое общество будет пре­восходить капитализм по производительности труда и рентабельности экономики;

третье – политика сближения и слияния наций в советском государст­ве послужит доказательством того, что только при социализме можно ликвидировать шовинизм, на­ционализм и национальное угнетение.

Такой социа­лизм станет, по замыслу Ленина, тем земным раем, откуда никто не бежит. Как известно, с таким социа­лизмом ничего не вышло. Ленинский тип государства в виде «со­ветской демократии» обернулся уникальной в исто­рии тиранией. Что же касается национального вопро­са и национальных противоречий, то Сталин и его на­следники их «разрешили» тем, что военно-полицей­ским террором загнали их вглубь, предварительно уничтожив старые национально мыслящие элиты в обоих лагерях – в русском и национальном.

Если проследить историю русского и национального вопроса в советской России в 20-х годах и до середины 30-х годов, то легко придете к заключению: весь этот период ха­рактеризуется, главным образом, беспрецедентным массовым террором против национально мысля­щих русских людей и диким вандализмом, направ­ленным против национально-исторических и ду­ховно-религиозных памятников старой России.