13. Русь и Орда (по книге Гумилева).
В 1237 – 1238 монголо-татарами был предпринят поход на Русь, который, по мнению Л.Н. Гумилева являлся скорее большим набегом, нежели планомерным завоеванием. Русь не была завоевана монголами, поскольку те и не ставили такой цели: они не облагали население постоянным налогом, не заключали с князьями неравноправных договоров. Сама Русь как лесная страна кочевников-монголов не интересовала, а потому разорению подверглись лишь те города, которые оказали сопротивление. В 1100-1300 гг. уровень пассионарности русских был ниже уровня гомеостаза, то есть этнос находился в фазе обскурации, во время которой разрушались системные связи. Монголы не оставляли гарнизонов, а потому подчинение носило временный характер. Различное отношение к монголам в разных княжествах было предопределено характером отношения к западноевропейскому суперэтносу. Жители северо-западной Руси имели отрицательную комплиментарность по отношению к католикам, поэтому Ростово-Суздальская земля признала господство хана (т.к. к нему складывается положительная комплиментарность, что доказывают частые браки князей и татарских царевен). Несмотря на то, что Даниил Волынский получил у Батыя ярлык на княжение, комплиментарность в этой земле по отношению к монголам была отрицательной, так как прикарпатские княжества уже давно тесно взаимодействовали с Европой. У самих монголов с католическим миром комплиментарность была отрицательной, в связи с чем они стремились установить союзнические отношения с русскими. Когда инерция пассионарного толчка на Руси затухла, и система распалась часть ее вошла в западноевропейский суперэтнос, а другая выбрала ориентацию на Степь. При этом западная Русь стала на некоторое время полем боя этих двух сил и утратила культурную традицию Древней Руси, в то время как северо-восточная Русь, находившаяся под защитой татар эту традицию сохранила и смогла позже воплотить в новом этносе. Особенностью концепции Гумилёва является утверждение, что Русь и Золотая Орда до XIII в. не только не были врагами, но и даже состояли в некоторых союзнических отношениях. По его мнению, предпосылками для такого союза стали чересчур активные экспансионистские действия Ливонского ордена в Прибалтике. Причиной острой постановки вопроса об отношении к западноевропейскому суперэтносу было взятие крестоносцами Константинополя в 1204 году: у русских князей появились опасения, что следующий удар западноевропейский суперэтнос нанесет по Руси. Вот почему было принято решение заключить союз с монголами, признав верховную власть хана, тем более, будучи в меньшинстве, монголы не моглии создать деспотический режим. Ханы хотели разобщить русские княжества, и это желание поддерживалось их субпассионарным населением, а так же князьями, не стремившимся к единству. Орда отличалась религиозной терпимостью, к тому же она поддерживала православную церковь, видя в ней единственную устойчивую структуру на Руси; тем самым Орда поддерживала носительницу этнической доминанты, на основе которой впоследствии произойдет объединение в Россию. Церковь в тот период времени являлась организацией, сконцентрировавшей в себе наибольшее число пассионариев. Сотрудничество с Ордой было оправдано ещё и тем, что удалось сохранить нарождавшийся этнос великороссов в период инкубационной фазы. Контакты между Русью и Ордой были весьма тесные: многие русские пытались строить в Орде карьеру, князья активно вмешивались в местные интриги. Такие систематические связи привели к образованию симбиоза, просуществовавшего до 1312 года, то есть до принятия ханом Узбеком ислама как государственной религии. Смена религии привела к тому, что часть татар, сохранившая верность старым обычаям, мигрировала на Русь и вливалась в формирующийся великорусский этнос, поскольку поведенческие стереотипы в условиях высокой пассионарности как у тех, так и других были пластичны. Потомки этих татар в результате смешанных браков уже считали себя русскими. В целом, консорция, обладавшая высокой пассионарностью, была способна вбирать в себя этнические субстраты. Москва делала это на основе православия, поэтому здесь сложилась оригинальная система отношений власти и подчинения. Выполнение обязанностей совпадало с защитой собственного оригинального культурного типа, причем не бесплатной, еще и поэтому в Москву стекались пассионарные представители всех ближайших этносов, что снижало пассионарность Орды. С течением времени в Золотой Орде в результате энтропии произошел спад пассионарности, поэтому населявшие ее многочисленные этносы не слились в единый этнос, что привело Орду к химеризации. После введения в Орде ислама от распада ее удерживала только воля хана (до 1357 года – убийства хана Бердибека), а после началась борьба за власть. Монгольский суперэтнос вступил во второй половине XIV века в фазу надлома. По мере роста пассионарности населения Москвы наряду с церковной этнической доминантой появляется и светская, возглавившая войну против Мамая. В то же время, светская власть еще не обладала столь сильной притягательностью, чтобы заменить церковь в качестве носительницы доминанты и объединить вокруг себя субэтносы бывшей Руси, что выразилось в уклонении от войны Твери, открытой поддержки Мамая Олегом Рязанским. С 1374 года разрастался конфликт между Москвой и Мамаем, причиной которого была резкая смена традиционного монгольского курса, направленного на сотрудничество с Москвой. Мамай начал ориентироваться на западноевропейский суперэтнос, что проявилось в заключении союза с генуэзцами и Ольгердом. Москву поддержал Тохтамыш, хан сохранивший наибольший пассионарный потенциал Синей Орды. После Куликовской битвы, чтобы обезопасить себя от походов Литвы, московский князь пригласил к себе киевского митрополита Киприана с целью установить контроль над ее православными. Хан Тохтамыш расценил это как союз Москвы с Литвой, своим противником. В результате, он в 1382 году организовал поход на Москву. Таким образом, произошла переориентация Орды с Москвы на Суздальско-Нижегородское княжество. Москва оказалась в тяжелом положении, приобретя врага на востоке в лице Тохтамыша и утратив ордынскую поддержку против Литвы. В ходе развернувшейся несколькими годами позже войны Тохтамыша с Тимуром первый остался без союзников, а потому стремился возобновить связи с Москвой и в 1390 дал ярлык на великое княжение Василию Дмитриевичу, который никакой помощи в 1391 во время военных действий Тохтамышу не оказал. В 1398 Тохтамыш заключил договор с Витовтом, согласно которому Москва ушла в зону влияния Литвы. Реализации этого плана помешал разгром соединенных войск Витовта и Тохтамыша союзниками Тимура, ханами Белой Орды. На престоле оказался ставленник Белой Орды, который восстановил союзнические отношения с Москвой после смерти Тимура в 1405 году. Годом позже татары оказали помощь Василию I во время очередной русско-литовской войны. В 1420-е годы намечался окончательный распад Орды, а Москва уже не нуждалась в помощи Орды по защите от западноевропейского суперэтноса. «Официально» иго было отменено лишь в 1480 году – в Москве поняли, что бывший союзник больше не оправится.
- 1. Российско-украинские отношения и Гражданская война на Украине (1657-1687 годы).
- 3. Итоги освободительной борьбы украинского народа (1648-1654 гг.) и «цена» воссоединения Украины с Россией для Московского государства.
- 4.Национальная политика большевиков в годы Гражданской Войны и иностранной интервенции в России.
- 5. Проблемы интеграции Левобережной Украины от Петра 1 до Екатерины 2. Присоединение Правобережной Украины и Белоруссии.
- 6.Образование ссср. Советские республики в 1921-1922 гг.: необходимость, возможности и трудности объединения. Первый Всесоюзный Съезд Советов (30 декабря 1922 г.).
- 7.Сибирь и Дальний Восток в политике царизма и особенности управления данными территориями (конец XVI – начало XX вв.)
- 9.Характеристика взаимоотношений царской администрации с народами Сибири и Дальнего Востока.
- 10.Проблемы федеративного устройства Советского государства на этапе разработки и принятия Конституции рсфср 1918 года.
- 11.Разработка основ национальной политики царизма и присоединение Поволжья к России.
- 12. Первые документы Советской власти и большевистской партии по национальному вопросу (октябрь-ноябрь 1917 года): содержание, анализ и комментарий.
- 13. Русь и Орда (по книге Гумилева).
- 14.Роль и место национального вопроса в стратегии и тактике большевиков в борьбе за завоевание политической власти в стране.
- 15.Славяне и тюрки.
- 16.Характеристика фаз национального движения народов России от февраля к октябрю 1917.
- 17. Творческий вклад л.Н.Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза и их характеристика. Примерная периодизация.
- 18.Административный ресурс в национальной политике Путина 2000-08 гг.
- 19.Новоросия-центр противоборства леса и степи с 9 по 18 век.
- 20.Русский вопрос в современной России.
- 21. Переплетение 2 тенденций – отличительная черта развития российского многонационального государства.
- 22.Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Украины и Белоруссии (1900-1917)
- 23.Основы национальной политики России по конституции 1993 гг.
- 24. Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Закавказья.
- 26. Основы национальной политики царизма на рубеже веков.
- 1) Отход от политики веротерпимости в отношении польских католиков – с 1864 года (ликвидация церковных землевладений)
- 2) Попытки культурной ассимиляции Финляндии под флагом административно-территориальной системы (транспорт, почта и т.
- 27. Особенности формирования политических партий и становление национальных институтов власти в Казахстане и Средней Азии в 1905-1917 годы.
- 28. Россия: национальный вопрос. Путин (статья в независимой газете от 23.01.12
- 29. Масонский заговор и курс Временного правительства на развал российского многонационального государства.
- 30. Формирование гражданской нации – политический тренд руководства рф на современном этапе.
- 31. Национальный вопрос – универсальное средство укрепления личной власти Сталина.
- 32. Поиск национальной идеи – «традиционная российская забава» или вариант государственного устройство России в 21 веке. Путин и его национальная политика
- 33. Болевые тоски самодержавия в сфере национальной политики в 1905-1907 гг.
- 1) Отход от политики веротерпимости в отношении польских католиков – с 1864 года (ликвидация церковных землевладений)
- 2) Попытки культурной ассимиляции Финляндии под флагом административно-территориальной системы (транспорт, почта и т. Д.)
- 34.Конституция рф 1993 и национальный вопрос в современной России.
- 35. Российское многонациональное государство – империя особого типа.
- 36. Вертикаль власти, опыт державного прошлого и задачи национального строительства в рф.
- 37. .Российская Империя и народы Казахстана и Средней Азии: особенности русской колонизации и освоении региона.
- Казахстан.
- Средняя Азия.
- 38. Конституция 1993 года – отказ от преемственности в сфере национальных отношений. Парад суверенитетов.
- 39. Присоединение Северного Кавказа. Кавказская война(1817-1864).
- 40. Роль и место национального вопроса в сценариях развала ссср
- 61. Демонтаж сталинской национальной политики в период правления Хрущева.
- 50. Сталинизм и опыт советизации национальных районов в ссср. Общее и особенное
- 53. Духовное противостояние православных и иудеев с 10 по 18 вв (до разделов Польши)
- 54. Роль и место русского этноса в политике вкп(б) и советского государства в годы вов.
- 55. Продажа Аляски: явный и скрытый механизм сделки.
- 56. Формирование национальной доктрины ссср в годы войны: новые подходы и ориентиры.
- 57. Открытие русской Америки。 Политика русских переселенцев по отношению к местному населению
- 59. Русская Америка в контексте российско-американских отношений
- 61. Самодержавная Россия и великое княжество финляндское: плюсы и минусы национальной политики царизма в финском вопросе.
- 62. Сталинская конституция и курс вкп(б) на дальнейшую большевизацию в ссср 1936-39 годы.
- 65. Самодержавная Россия и великое княжество финляндское: плюсы и минусы национальной политики царизма в финском вопросе.
- 66. Сталинский план автономизации и усиление унитаристских тенденций в национальном строительстве ссср 1922-39
- 67. Молдавия в составе ри 1812-1917
- Часть I. Учение ленина по национальному вопросу
- 69. Присоединение Крыма к России. Политика царизма по отношению к коренному населению Тавриды. Формы и методы переселенческой политики Российского государства в Крыму (конец 18-19 вв.)
- 71. Молдавия в составе ри 1812-1917
- 72. Конституционное оформление ссср (1923-1924) проекты, дискуссии и решения.
- 73. Политизация еврейского вопроса в России на рубеже 19-20 вв, внутренние и внешние факторы
- 74. Национальный вопрос в программах и деятельности российских политических партий.