logo
Mark_n_39_Mrik_in_da_mix

62. Сталинская конституция и курс вкп(б) на дальнейшую большевизацию в ссср 1936-39 годы.

Начать от конституции и идти к 18 съезду партии. Политика к русскому этносу, план «3Д», развитие культуры народов В 1930-е происходит процесс создания национально-административных единиц, таких как национальные районы, появляются сельсоветы. К концу 1933 года существовало около 250 национальных районов, 5000 сельсоветов. Итогом стало дробление по этнической принадлежности, что привело к национальной замкнутости и экономической неэффективности.   С 1921 по 1941 годы произошло значительное повышение уровня грамотности – грамотными были уже более 60 миллионов человек, одновременно причинами и результатами данного факта являлось издание книг на национальном языке, открытие национальных школ, театров, домов культуры.   В тоже время происходит ломка национальных традиций кочевых народов – их переводят на оседлый образ жизни. Такая модернизация хозяйственной жизни наносила удар по традиционному устоявшемуся укладу жизни ==> восстания. В ответ на волнения -репрессии власти.   В 1937 году появляется тезис об обострении классовой борьбы, в том числе борьбы против местного национализма – начало показательных процессов и репрессий в национальных районах. В основе национальной политики - русификация как главный метод, но из-за тезиса Ленина о великорусском шовинизме началось игнорирование национальных интересов русских: борьба с колонизаторством (выселение русских из нац. районов), приближение народов респ-к к управлению (коренизация управления). В 1930 Сталин сказал, что развивать культуру нужно до тех пор, пока она способствует укреплению социализма – это в том числе выразило необходимость ограничения свободы творчества, действующего «разлагающе».

Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма») — основной закон СССР, принятый VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно пролетариат больше не существует, т.е. диктатура пролетариата - пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах — государственную и колхозно-кооперативную.

Ведение СССР - вопросы войны и мира, МО, прием новых членов, образование новых административно-территориальных единиц, границы, внешняя торговля, ГБ, оборона, бюджет, судопроизводство.

По Конституции'36 каждая республика имела право иметь свою собственную (не противоречащую Союзной) конституцию. Вопросы территории оставались в компетенции общесоюзных органов. Ее территория не может быть изменена без ее согласия. В 1940г. - в результате мирного договора с Финляндией появилась Карело-Финская ССР (просуществовала до 1956г.). 1940г. - потребовали от Румынии вернуть Бессарабию => объединение Бессарабии с Молдавской АССР и образована Молдавская ССР. Лето 1940г. - решение Верховного Совета о включении в состав 3-х прибалтийских республик. Война выявила потенциальную шаткость и видимую прочность союза. Увеличение числа неподконтрольных идейных и политических течений.

В этой Конституции усилились унитаристские тенденции. Ни в конституции 1924 и 1936 года, нет термина федерация, есть только понятие «союзное государство».

Главный акцент делается на социальный признак созданной федерацией. СССР – социальная федерация рабочих и крестьян. Представительство союзных республик сокращается на федеральном уровне (32 от союзных республик и 11 от автономных)

На 18 съезде партии говорилось  о том, что социализм в основном построен, теперь можно приступать к строительству коммунизма. Теперь нужды были новые задачи и программа. Прежде всего, надо было бороться против русофобии. Даже в 1936 году Бухарин говорил о том, что русский этнос – нация Обломова, русский этнос находится в неоплатном долгу перед другими этносами, о том, что русский этнос должен стоять ниже других. Нарком просвещения говорил о том, что надо запретить патриотическое воспитание, у рабочих нет родины, Луначарский предлагал вообще перейти на латиницу. Крупская вообще запретила печатать русские народные сказки. Троцкий заявляет, что Россия – дыра мировой цивилизации. История – это политика, опрокинутая в прошлое. В России Покровским издается история России в самом сжатом виде и малая советская энциклопедия. Это очень идеологизированные книги, тотально извратившие историю.

Сталин первым выступил против очернения русской истории. Он заявил, что раньше у русских рабочих и крестьян отечества не было, но теперь власть рабоче-крестьянская и  них отечество появилось, его надо оберегать и защищать.

Теперь в газете «Правда» было написано, что русский народ – первый среди равных. Русский – старший брат всех народов. В 1938 году Сталин называет русский народ великим. Начинается реабилитация русского народа. Наконец-то реабилитировали всех русских классиков.

Задача – пропагандировать историю России, выходят фильмы, присуждаются Сталинские премии. Роль и место русского этноса в прошлом и настоящим восстанавливаются. Русский этнос должен был стать основой и цементом его режима. Ленин был лидером партийным, пролетарским вождем, а Сталин был еще и общенациональным лидером.

Был создан социалистический патриотизм: идеологическая преданность, но и уважение исторических традиций. Задачи:

1.      Интернационализация всех сторон жизни советского общества

2.      Формирование социалистических наций

3.      Единение социалистической наций для формирования новых общностей «советский народ»

План 3 «Д» Сталина.

Декоренизация (вводится должность второго секретаря партии и первого заместителя правительства – направленных Москвой, но все первые лица – должны быть национальными представителями. Исключение – Украина и Белоруссия)

Деполитизация. Культура национальна по форме, но социалистическая по содержанию. Молодое поколение отсекалось от своего культурного наследия.

Денационализация. Языковая консолидация народов СССР. Изучение собственного языка, но с обязательным изучением русского языка. Ликвидация национальных частей в Красной Армии.

63. Несостоятельность политики царизма в польском вопросе: причины неудач и ложные подходы к решению проблемы. Политику царизма в польском вопросе нельзя назвать успешной в силу некоторых причин, не последняя из которых  - нетипичность той самой политики царизма. Говоря о польском вопросе, прежде всего мы должны упомянуть, что в отношении Польши русские власти пошли по непривычному для себя пути – вместо деликатного и ненавязчивого влияния на зависимые земли,  царизм принял решение активно ассимилировать польскую элиту и интегрировать польские земли в состав империи. На протяжении всего 18 века Россия всячески способствовала усилению своего влияния на польской территории.           

Кроме этого, в Польше встал вопрос антагонизма шляхты и крестьянства. Их постоянное противостояние не позволяло вести речь о единой польской нации, ослабляло и разрушало ее. Этим Польша коренным образом отличалась от России, где не было прямого противостояния  мужика и  барина, а было лишь  затруднённое понимание положения каждой из сторон, весьма далекое от реальности.

Также не следует забывать, что Царство Польское было старым государством со своими культурными пластами и устоявшимися психосоциальными моделями поведения. Любые изменения, связанные с вхождением в зону влияния России, несли за собою снижение уровня статуса государства до вассального. При этом сохранялись все атрибуты суверенного государства, что приводило польскую элиту  в крайне сложное и противоречивое положение. Естественно, вина за это возлагалась на РИ, что вело к росту антирусских настроений.

Александр I стремился интегрировать польскую элиту в элиту РИ путем политики кнута и пряника, а также раздаче мнимых гражданских свобод (речь идёт о Конституции 1815 года, появление которой было совершенно бессмысленным, так как попытка дать основной закон обществу, не имеющему в себе ничего гражданского, была заранее обречена на неуспех.)

Николай первый продолжил дело Александра и приложил ряд усилий для формирования и настраивания против себя польской элиты. Курс на колонизацию, языковую ассимиляцию, интеграцию и прочие «ацие-яцие», подкреплённые такими мерами как:

1836 г. в Государственном совете Российской империи учреждается департамент дел Царства Польского для согласования местного законодательства с общеимперским. Польская шляхта получила права российского дворянства.

1839 г. – создан Варшавский учебный округ, подчинённый Министерству народного просвещения;

1839 г. – польские воеводства переименованы в губернии, воеводские комиссии – в губернские правления, а президенты – в губернаторов;

1841 г. – в Царстве Польском вводятся российские деньги;

1846 г. – ведомство путей сообщения Польши подчиняется центральной власти;

1848 г. – введение русских стандартов и весов;

1850 г. – ликвидируются таможенные границы.

введение в регион российского жандармского корпуса и русской цензуры.

Все вышеперечисленное приводит к консолидации польской элиты против внешнего врага – РИ, теперь шляхтичи противопоставляют себя царской администрации, а напряжение среди самого польского народа растёт.

На трон восходит либерал Александр второй, и Польше на какое-то время жить становится лучше, жить становится веселее – польский язык вновь становится официальным, университеты открывают свои двери, в 1861 году возобновляет свои функции Госсовет, а в 1862 Царство Польское получает внутреннюю автономию.

Однако в 1863-1864 ВНЕЗАПНО случается восстание. Впрочем, всё не так уж и внезапно. Оказывается, подстрекательства  к революции начались ещё в 60м в Варшаве, так как Органический статут 1932 года всё будоражил молодые польские умы. Существует вероятность, что во многом истерика у панов случилась из-за притеснений католической церкви (очень нетолерантное имперское правительство).

После восстания снова курс на русификацию -  Введение русской цензуры

в средних и высших школах польский язык заменялся русским (исключение составляло преподавание религии);

1875 - во все начальные школы;

1879 - наказания за употребление польского языка в стенах школы.

Закрытие Вильнюсского университета, основание бойкотируемого польским населением русскоязычного Варшавского (был чисто русскоязычным);

В  то же время аграрная реформа 1864 по сравнению с российской была гораздо более благоприятной и дружественной в отношении крестьян - против польского дворянства, которое было главной движущей силой и опорой январского восстания. Эта политика отдаляла Россию от проверенного постоянного принципа сотрудничества с чужими элитами.

Судя по всему, царь-либерал так и не понял,  чего он хотел касательно Польши, поэтому в 1875 голу подчинил всю судебную систему Польши России (однако, иногда допускались отступления от общероссийской практики), и в 70х провёл гминную реформу  - ) самоуправление со своими административно-полицейскими функциями, ликвидирована патримониальная власть помещика.

При Александре третьем мороз крепчал. Он не любил поляков вообще и польскую шляхту в частности.  Русификация, и ещё раз русификация.

Николай второй решил поляков умаслить, поговорив о восстановлении автономии  (ещё бы, жареный петух, то бишь нацвопрос, уже клюнул). Что восстанавливать? Территориальная автономия, восстановление польского языка в государственном управлении и сельской школе.

При этом всё так же не любим католиков - 1905 - усиливается контроль генерал-губернатора Варшавы над польской католической церковью.

Пока не случилось революции 1905 года, ничего основательного не происходило.  Но «весна народов» смыла русский гнет с гордой польской земли.  В 1905 г  - Комитет министров вводит послабления по вопросу польского языка (в отношении духовного книгопечатания и ведения службы); разрешено преподавание польского и литовского языков в начальной школе (при основном русском), предметов по-польски в частных школах.

А потом случилась Первая мировая, где уже никакая нацполитика помочь ничем не могла. Поляки сказали русским «гудбай».

Выводы:  царизм метался из стороны в сторону – то русифицируем как можем и наплевать на польское самосознание, но как только случается восстание – империя добра и мила как никогда. Даем автономию, гражданственность и прочее. Но это до поры до времени. Облажались с церковью, она много для поляков значила, а мы так нетактично с ней. Жадничать вредно.

64. Национальная политика царизма в оценках Абдулатипова. Р.Г. Абдулатипов – политик и государственный деятель, ректор Московского государственного университета культуры и искусств. В 1988 году стал консультантом отдела национальных отношений ЦК КПСС.  Под его руководством разработана Программа национального возрождения народов России, а впоследствии и Концепция государственной национальной политики (1992г.) В 1998–1999 годах – занимал пост Министра национальной политики Российской Федерации. В СМИ часто публикуется оценка Абдулатипова национальной политики в России в 20-нач. 21в. С тезисами, выдвигаемыми профессором, часто можно поспорить. Интересна его оценка национальной политики Российской империи в 1900-1917гг. Так, профессор утверждает, что начало 20 в. - это потворство и стимулирование властью национал – шовинизма и взрыв национал-сеператизма. Правда, непонятно на каком основании автор делает такой вывод. Якобы в период правления Николая 2 было массовое нарушение прав и свобод национальностей. Также автор акцентирует внимание, что 20 век начался с ужесточения национальной политики. Но это высказывание противоречит действительности (например, указом Николая 2 было разрешено выходить из православия, в Манифесте 17 октября разрешается создавать политические партии, принят указ о выборах в государственную думу). Затем Абдулатипов выдвигает сомнительный тезис о постоянных попытках обвинить во всех драматических событиях инородцев, что проявлялось в их недопущении в Государственную Думу. Но ни о каком «недопущении» речи не было! «Инородцы» были допущены в ГосДуму, существовали национальные фракции (польская, финская). Профессор обвиняет Николая 2 в  организации еврейских погромов нельзя. Однако царское правительство России никогда этим не занималось. В частности, Николай 2 широко обещал применять помилование к погромщикам. Абдулатипов пишет, что евреи не могут участвовать в волостном земстве, но ведь в сельских районах евреев не было. Абдулатипов оценивает документы царской власти, которые не были приняты, но он выдает их за реальность. Например, в положении о выборах в гос. думу. запрещалось участвовать в выборах бродячим инородцам.  Еще раз отметим, документ не был претворен в жизнь. Первая революция в Российской империи в оценках Абдулатипова превращается в русскую. Но русский этнос не был инициатором и не играл ведущей роли в этом движении. Утверждается, что национальный вопрос являлся первопричиной распада России, что не верно.  Первая мировая война не вызывала приступов национал - шовинизма. Все депутаты государственной Думы поддержали Россию в начале войны. Был только патриотизм. Некорректно утверждать, что укрепление унитаристских тенденций противоречит российскому менталитету. Идея унитаризма всегда была сильна на Руси, начиная с татаро-монгольского нашествия. В статье дается неправильная оценка идей большевиков, якобы они были близки народам, хотя национального компонента в них не было. Большевики нашли сторонников своих социальных лозунгов, а не как ни национального вопроса. И совсем неправильно утверждать, что национальная политика большевиков предрешила исход революции. Таким образом, несмотря на то, что Абдулатипов долгое время занимался вопросами национальной политики, им были допущены серьезные погрешности в оценках национальной политики царизма начала 20в.