61. Демонтаж сталинской национальной политики в период правления Хрущева.
Период правления Хрущева (1953-64 год) в учебниках определяется как оттепель. До сих пор определяют этот период как оттепель. Однако какая это была оттепель.
В мае 1954 года впервые в истории Советского государства в Тбилиси выводятся танки против народа. В 1959 год в городе Темиртау в Казахстане жестко подавлены столкновения русских с казахами. В 1964 году расстрел мирных рабочих в Новочеркасске. То есть, очевидно, это была не оттепель. Может быть, оттепель была только для творческой интеллигенции.
Хрущев хотел дистанцироваться от сталинской политики Сталина. В славянских республиках на высшие должности назначаются только представители коренной национальности, в мусульманских республиках – поочередно русский и коренной житель. Вторые секретари партий республик назначаются из Москвы в обязательном порядке и только русские.
Развенчание культа личности Сталина принесло Хрущеву большую поддержку среди евреев. Хрущев говорил, что Сталин хотел переселить всех евреев на дальний Восток и там уничтожить, но это чистая фальсификация. Для такого грандиозного перемещения надо было готовить транспорт как минимум, но никаких документов по этому поводу нет.
Хрущев хотел расширить свою социальную базу, реабилитируя репрессированные народы, но это была не полная реабилитация. Многие народы так и оставались депортированы.
К русскому этносу Хрущев относился двойственно. Военные округа, которыми командовали русские, по границам не совпадали с республиками.
В отношении русского этнос Хрущев проводил политику разрушения мироустройства русского этноса (РПЦ, крестьянских уклад, армия). В отношении крестьянства он проводил ликвидацию деревень, создавал агро города. Было уничтожено 138 000 деревень, признанных неэффективными. Это больше, чем при во время ВОВ.
С помощью национальной политики Хрущев пытался расширить собственную социальную базу. С его подачи был запущен слух о депортациях евреев, кроме того были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев, депортированных еще при Сталине. Одновременно с этими действиями, при активном содействии Хрущева, наносились удары по русскому этносу: (1) активным ходом шло раскрестьянивание селян, путем создания агрогородов и ликвидации «неперспективных деревень» ; (2) почти в 2 раза была сокращена численность армии, в которой на тот момент подавляющее число составлял русский этнос; (3) с конца 1950-х годов наметилась новая волна давления на церковь. Обоснованием теперь уже были не политические обвинения, а борьба против «религиозных пережитков» в сознании людей. Было закрыто 40 монастырей, 5 духовных семинарий из 8, причем приём в каждую из оставшихся был ограничен. В 1960 г. будущий патриарх Алексий назвал эти действия «глумлением над РПЦ».
Для того чтобы децентрализовать экономическое пространство СССР проводились реформы управления народным хозяйством. В 1957 году отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. Появляется 141 национальное министерство, расширились права союзных республик в области законодательства, в их ведение передавали вопросы областного, краевого и административно-территориального устройства. Т.е. фактически ликвидируется созданная при Сталине вертикаль управления. Эксперименты Хрущева были возможны в силу созданной до него командно-административной вертикали, которую он пытался разрушить, превратив в горизонталь. Однако ведущие посты в силовых ведомствах (КГБ, МВД и погранслужбе) в тот момент занимали представители русского этноса, что сдерживало страну от окончательной децентрализации и позволяло контролировать национальные движения на окраинах страны. «Оттепель» в культурной жизни страны не изменила методы подавления массовых протестов в национальных районах (Силовой разгон митингов в Тбилиси против осуждения культа личности Сталина (1956),силовое подавление восстания в Венгрии (1956), Новочеркасский расстрел (1962)).
Хрущев стремился уйти от национально-державного течения в сторону интернационально-массового течения. Для этих целей была затеяна реформа школьного образования, которая провозгласила свободу выбора языка обучения, что в итоге привело к сужению сферы русского языка. Кроме того, во многих республиках свобода выбора языка была чисто декларативной, а на местах выбирали не национальный, а русский язык, что в итоге привело к росту национального нигилизма и антирусских настроений. Кроме того, был поднят вопрос о преподавании национальной истории в школах, что ранее было распространено только в Грузии, Армении и Нахичеванской АО. Однако при Хрущеве Министерство просвещения так и не было создано, поэтому многие начинания были пущены на самотек. Была так же пересмотрена концепция советского патриотизма в сторону отрицания национального самосознания.
Таким образом, вся действия Хрущева в сфере национальной политике на начальном этапе сводились к тому, чтобы заполучить властные рычаги. Дальнейшие же действия, пускай не всегда осознано, разрушали достижения сталинской вертикальной системы государственного строительства и имели эффект бомбы замедленного действия, заложенной в основание Советского государства.
49. Великое княжество Литовское и Русское, несостоявшийся проект объединения русских земель. (синим - менее важное, можно безболезненно удалить) В течение столетия после Батыева нашествия на месте нескольких десятков земель и княжеств Древней Руси выросли два мощных государства: Русь Московская и Русь Литовская. Ряд древнерусских городов - Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и другие - попал в состав Литовской Руси. Таким образом, Великое княжество Литовские вполне реально могло бы стать центром объединения русских земель. Недаром в исторической литературе оно носит еще название Литовско-Русского государства. Динамичное формирование государства проходило в XIII в., при этом именно славянские земли становились опорой литовского великого князя в его борьбе с непокорными племенными княжениями литовцев. Многие русские земли добровольно вошли в состав Великого княжества Литовского. Наряду с этим некоторые территории (например, Смоленск) на протяжении многих лет приходилось покорять силой оружия. При этом власть на местах практически не менялась. В 1316 году великим литовским князем становится Гедиминас (Гедимин) – основатель династии Гедиминовичей. Этой династии удалось образовать такой центр, к которому стала тяготеть потерявшая свое единство вся Юго-Западная Русь. При самом Гедимине русское влияние на литовских князей чрезвычайно усилилось. Он считал себя не только литовским, но и русским князем; был женат на русской и детям своим устраивал браки с русскими же. Две трети всех земель Гедимина были русскими. Формировалось федеративное государство, пусть со своеобразной, средневековой, но федерацией (в противоположность московской централизации). Кроме того, новое государство давало литовцам защиту от немцев, а русским - прибежище от татар. Первые, самые ранние победы над монголо-татарами были одержаны русскими полками в союзе с ратями литовцев (1362 г. – победа при Синих Водах). Сыновья Гедиминаса – Альгирдас (Ольгерд) и Кястутис (Кейстут) – собрали под своею властью практически всю Южную и Западную Русь, освободив ее от владычества татар и дав ей единую сильную власть (русскую по своей культуре и по своим приемам). По мнению русского историка М.К.Любавского "Литовско - Русское государство в ХIV веке представляло в сущности конгломерат земель и владений, объединенных только подчинением власти великого князя, но стоявших особняком друг от друга и не сплотившихся в единое политическое целое" Ситуация в этом регионе начала меняться в конце ХIV века. Великий князь Ягайло принял предложение поляков жениться на польской королеве Ядвиге и соединить Польшу и Литву, принял католичество сам, а в 1387 году окрестил в католичество языческую Литву, и заключил в 1385 г. Кревскую унию, которая предусматривала включение Великого княжества Литовского в состав Польского королевства. Но это условие так и осталось на бумаге. Могущественная литовская знать во главе с сыном Кястутиса Витаутасом (Витовтом) решительно воспротивилась потере самостоятельности. Кревская уния была временно расторгнута и возобновлена только в 1401 году на условиях равноправия сторон. По новой, Городельской унии 1413 года Литва обязывалась не вступать в союз с врагами Польши, но одновременно подтверждалось равенство и суверенность сторон. Витаутасу удалось укрепиться во власти так, что он подчинил себе всех удельных литовских князей. При нем границы Литвы достигли небывалых пределов: они доходили до двух морей, - Балтийского и Черного. Великое княжество Литовское переживало вершину могущества. Витаутас вмешивался в дела всех русских земель: Новгорода и Пскова, Твери, Москвы, Рязани. По взаимной договоренности Московского великого князя Василия Дмитриевича и великого князя Литовского Витаутаса граница между Московскими и Литовскими землями проходила по реке Угре (левый приток Оки). Но главным историческим событием, произошедшим в это время, явилась Грюнвальдская битва 1410 года, в которой объединенные силы королевства Польского и Великого княжества Литовского разгромили армию Тевтонского ордена - давнего противника Польши, Литвы и Руси Усиление Витаутаса было следствием недовольства, которое возбудила уния с Польшей среди русского и литовского населения Литвы. Поддерживая своего великого князя, это население показывало, что не желает идти под польско-католическое влияние, а желает самостоятельности и обособленности в своей политической жизни. По мнению русского историка С.Ф.Платонова, если бы Витаутас стал опираться на православно-русскую народность и обратил свое государство в такое же русское великое княжество, каким тогда была Москва, он мог бы стать соперником московских князей и, возможно, скорее их объединить под своим скипетром всю Русскую землю. Но Витаутас этого не сделал, потому что, с одной стороны, он нуждался в помощи Польши против немцев, а с другой стороны - в самой Литве появились люди, которые видели свою выгоду в унии и толкали Витаутаса к сближению с Польшей. Среди его подданных были три направления: православно-русское, старо-литовское и новое католическое польское. Великий князь относился ко всем одинаково внимательно и не становился прямо ни на чью сторону. После смерти Витаутаса в 1430 году политические и национальные партии в государстве остались не примиренными, и их борьба подточила величие Литовско-Русского государства. В это время в условиях начавшейся полонизации и католизации (по итогам Городельской унии 1413 года) ухудшалось положение русских в Великом княжестве Литовском. В 1430 году вспыхнула война, которая в литературе получила название "восстание Свидригайло" (возглавленно князем Свидригайло - сыном великого князя Альгирдаса). Великое княжество Литовское временно распалось на две части: Литва посадила на великое княжение Сигизмунда - сына великого князя Кястутиса, а русские земли держались стороны Свидригайло и именно его посадили на "великое княжение Русское". В политическом развитии Великого княжества Литовского (Литовско-Русского государства) этот период был переломным - русские земли жили своей политической жизнью. Однако "восстание Свидригайло" потерпело поражение, и новый князь Казимирас восстановил основы униатской политики, объединив два государства - королевство Польское и Великое княжество Литовское. В середине ХV века в последнем складывалось единое правящее сословие. Шляхта (дворянство) составляла значительный слой населения - до 8-10 процентов, (гораздо больше, чем в Московском государстве) и обладала всей полнотой политических прав. Органы шляхетского управления - сеймы и сеймики - решали важнейшие вопросы как на общегосударственном, так и на местном уровне. Политику вершили крупнейшие землевладельцы-магнаты, под контролем которых с середины ХV века фактически находилась власть великого князя. В конце этого столетия формируется коллегиальный орган - Рада панов, - без согласия которого великий князь не мог отправлять послов. Не мог он также отменять решения Рады. Всевластие магнатов и шляхты получило четкое юридическое оформление. В 1529, 1566 и 1588 г.г. были приняты своды законов, именовавшиеся Литовскими статутами, основанные на Русской Правде, русском обычном праве и традиционном литовском праве. Все три статута были славяноязычными. В "золотые времена" Великого княжества Литовского - до конца ХVI века - преобладала веротерпимость, преобладало православие. Однако религиозная Реформация решительно изменила обстановку. Протестантизм сильнее всего затронул верхушку православной части общества. В 1596 г. была заключена Брестская церковная уния, объединившая на территории государства православную и католическую церкви при главенстве папского престола. Ни о каком религиозном равноправии не могло быть и речи - православная церковь попала в стесненное положение. Религиозной унии предшествовало более прочное политическое объединение Польши и Литвы. В 1569 году была подписана Люблинская уния, объединившая государства в Речь Посполитую. Одной из главных причин объединения стала неспособность Литовского государства собственными силами отражать наступление с востока. В 1514 году московское войско разгромило литовцев под Смоленском, вернув этот исконно русский город в свое владение, а в 1563 году войска Ивана Грозного взяли Полоцк. Чем дальше, тем больше слабеющее государство Литовское государство нуждалось в помощи, которая исходила от Польского королевства. В результате была создана польско-литовская конфедерация и Литве был навязан строй дворянской республики - уникальная форма управления государством, закрепившая власть дворянства, его право на выбор короля. Этот строй не мешал развитию экономики и культуры, но очень ослабил военную мощь государства. По Люблинской унии южная половина Литовского государства была прямо присоединена к Короне. Некоторые земли Великого княжества Литовского, особенно белорусские, стали ареной противоборства между Москвой и Варшавой. Войны, эпидемии, неурожаи нанесли страшный удар мощи Великого княжества Литовского, от которого страна так и не смогла оправиться. Таким образом, Великое княжество Литовское и Русское не стало центром окончательного объединения русских земель.Литовское гос-во перестало существовать, когда в 1792г. была принята конституция Польши и провозглашалось Польское королевство ( о Литве уже ничего не говорилось).
- 1. Российско-украинские отношения и Гражданская война на Украине (1657-1687 годы).
- 3. Итоги освободительной борьбы украинского народа (1648-1654 гг.) и «цена» воссоединения Украины с Россией для Московского государства.
- 4.Национальная политика большевиков в годы Гражданской Войны и иностранной интервенции в России.
- 5. Проблемы интеграции Левобережной Украины от Петра 1 до Екатерины 2. Присоединение Правобережной Украины и Белоруссии.
- 6.Образование ссср. Советские республики в 1921-1922 гг.: необходимость, возможности и трудности объединения. Первый Всесоюзный Съезд Советов (30 декабря 1922 г.).
- 7.Сибирь и Дальний Восток в политике царизма и особенности управления данными территориями (конец XVI – начало XX вв.)
- 9.Характеристика взаимоотношений царской администрации с народами Сибири и Дальнего Востока.
- 10.Проблемы федеративного устройства Советского государства на этапе разработки и принятия Конституции рсфср 1918 года.
- 11.Разработка основ национальной политики царизма и присоединение Поволжья к России.
- 12. Первые документы Советской власти и большевистской партии по национальному вопросу (октябрь-ноябрь 1917 года): содержание, анализ и комментарий.
- 13. Русь и Орда (по книге Гумилева).
- 14.Роль и место национального вопроса в стратегии и тактике большевиков в борьбе за завоевание политической власти в стране.
- 15.Славяне и тюрки.
- 16.Характеристика фаз национального движения народов России от февраля к октябрю 1917.
- 17. Творческий вклад л.Н.Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза и их характеристика. Примерная периодизация.
- 18.Административный ресурс в национальной политике Путина 2000-08 гг.
- 19.Новоросия-центр противоборства леса и степи с 9 по 18 век.
- 20.Русский вопрос в современной России.
- 21. Переплетение 2 тенденций – отличительная черта развития российского многонационального государства.
- 22.Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Украины и Белоруссии (1900-1917)
- 23.Основы национальной политики России по конституции 1993 гг.
- 24. Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Закавказья.
- 26. Основы национальной политики царизма на рубеже веков.
- 1) Отход от политики веротерпимости в отношении польских католиков – с 1864 года (ликвидация церковных землевладений)
- 2) Попытки культурной ассимиляции Финляндии под флагом административно-территориальной системы (транспорт, почта и т.
- 27. Особенности формирования политических партий и становление национальных институтов власти в Казахстане и Средней Азии в 1905-1917 годы.
- 28. Россия: национальный вопрос. Путин (статья в независимой газете от 23.01.12
- 29. Масонский заговор и курс Временного правительства на развал российского многонационального государства.
- 30. Формирование гражданской нации – политический тренд руководства рф на современном этапе.
- 31. Национальный вопрос – универсальное средство укрепления личной власти Сталина.
- 32. Поиск национальной идеи – «традиционная российская забава» или вариант государственного устройство России в 21 веке. Путин и его национальная политика
- 33. Болевые тоски самодержавия в сфере национальной политики в 1905-1907 гг.
- 1) Отход от политики веротерпимости в отношении польских католиков – с 1864 года (ликвидация церковных землевладений)
- 2) Попытки культурной ассимиляции Финляндии под флагом административно-территориальной системы (транспорт, почта и т. Д.)
- 34.Конституция рф 1993 и национальный вопрос в современной России.
- 35. Российское многонациональное государство – империя особого типа.
- 36. Вертикаль власти, опыт державного прошлого и задачи национального строительства в рф.
- 37. .Российская Империя и народы Казахстана и Средней Азии: особенности русской колонизации и освоении региона.
- Казахстан.
- Средняя Азия.
- 38. Конституция 1993 года – отказ от преемственности в сфере национальных отношений. Парад суверенитетов.
- 39. Присоединение Северного Кавказа. Кавказская война(1817-1864).
- 40. Роль и место национального вопроса в сценариях развала ссср
- 61. Демонтаж сталинской национальной политики в период правления Хрущева.
- 50. Сталинизм и опыт советизации национальных районов в ссср. Общее и особенное
- 53. Духовное противостояние православных и иудеев с 10 по 18 вв (до разделов Польши)
- 54. Роль и место русского этноса в политике вкп(б) и советского государства в годы вов.
- 55. Продажа Аляски: явный и скрытый механизм сделки.
- 56. Формирование национальной доктрины ссср в годы войны: новые подходы и ориентиры.
- 57. Открытие русской Америки。 Политика русских переселенцев по отношению к местному населению
- 59. Русская Америка в контексте российско-американских отношений
- 61. Самодержавная Россия и великое княжество финляндское: плюсы и минусы национальной политики царизма в финском вопросе.
- 62. Сталинская конституция и курс вкп(б) на дальнейшую большевизацию в ссср 1936-39 годы.
- 65. Самодержавная Россия и великое княжество финляндское: плюсы и минусы национальной политики царизма в финском вопросе.
- 66. Сталинский план автономизации и усиление унитаристских тенденций в национальном строительстве ссср 1922-39
- 67. Молдавия в составе ри 1812-1917
- Часть I. Учение ленина по национальному вопросу
- 69. Присоединение Крыма к России. Политика царизма по отношению к коренному населению Тавриды. Формы и методы переселенческой политики Российского государства в Крыму (конец 18-19 вв.)
- 71. Молдавия в составе ри 1812-1917
- 72. Конституционное оформление ссср (1923-1924) проекты, дискуссии и решения.
- 73. Политизация еврейского вопроса в России на рубеже 19-20 вв, внутренние и внешние факторы
- 74. Национальный вопрос в программах и деятельности российских политических партий.