21. Переплетение 2 тенденций – отличительная черта развития российского многонационального государства.
На протяжении 19-20 вв. в мире наблюдались 2 тенденции в национальном вопросе:
1) Стремление к национальной замкнутости, ограниченности, к созданию внутреннего замкнутого экономического пространства – национального рынка, к созданию национального государства
2) Ломка национальных перегородок, интернационализация всех сторон жизни общества (ТНК, ЕС, Шенген, Европарламент, Болонский процесс, денежная система, межд. организации и т. д.)
В России центростремительная и центробежная тенденции стали особенностью национального вопроса.
Самый яркий пример отражения обеих тенденций можно найти в Конституции РФ 1993 г. Ст. 1 гласит о том, что наименования Россия (отражает центростремительную тенденцию) и РФ (центробежная тенденция) равнозначны. Первую тенденцию в национальном вопросе России стимулирует также ст. 5, п. 2, где сказано, что «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство», ведь понятие «государство» предполагает наличие полного суверенитета в сфере внутренней и внешней политики. Дискуссионной является формулировка ст. 5, п. 3 о «равноправии и самоопределении народов в(!) Российской Федерации».
Стоит отметить, что центробежные тенденции сегодня явно преобладают.
Ярчайшее проявление центробежных тенденций – проблема сепаратизма в субъектах федерации. За 10 лет было принято огромное количество законодательных актов субъектов, противоречащих Конституции РФ. Самыми яркими явлениями выступают республики Башкортостан и Татарстан. С Татарстаном заключено соглашение: договор РФ и РТ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ». Руководство РТ делает акцент на том, что Татарстан не входит в РФ, а объединяется с ней. Подчёркивается право республики быть самостоятельным субъектом международных и внешнеэкономических отношений. Всё это противоречит Конституции. И это приводит к тому, что, получая средства из федерального бюджета РФ, РТ «дозирует» нормативы отчислений в общероссийскую казну.
Подобные моменты противоречия законов субъектов Конституции очень много: Саха, Ингушетия (законы РФ имеют силу на территории республики, только если они не противоречат законам Ингушетии), Тува, Калмыкия (обладание всеми ресурсами, а также воздушным пространством) и т.п.
Потенциально нестабильными национальными районами считаются Ингушетия, Тува, Дагестан, Саха – в них преобладает титульное население (кроме Якутии), а права русскоязычного и нетитульного населения ущемляются. Аналогичные тенденции прослеживаются в Башкирии и Татарстане, хотя титульное население здесь не является преобладающим.
Проблем и кризисных явлений на карте РФ ещё много, их предстоит решать в будущем. Главная причина заключается в том, что не существует наглядного Конституционного механизма воздействия на субъекты федерации: Президент может только рекомендовать субъектам привести свои законы в соответствие с Конституцией. Пока же это не имеет должного эффекта. Единственное, что остается федеральному центру – это проводить гибкую политику, способную предотвратить появление новых конфликтов и разжигание старых.
Из последнего семинара почти дословно речь дядюшки Бу:
Придя к власти, президент Путин отметил, что перед Россией фактически стоит задача сохранения себя как нации и цивилизации. Он подчеркнул проблему неразвитости, неполноценности федерации: «Мы создали децентрализованное государство».
Проблема дезинтеграции остановлена, но не преодолена. В период с 1991-2001 гг. около 3,5 тыс. нормативных актов субъектов противоречили Конституции РФ, 20 % из них до сих пор не приведены в соответствие с основным законом государства. Также до сих пор остро стоит необходимость приведения конституций республик в соответствие с Конституцией РФ.
Задача – укрепление русского этноса как ядра государства, борьба с дезинтеграцией и развалом Российской Федерации. Современная Россия должна стать национальным государством с национально-территориальными автономиями, в которых титульное коренное население составляет свыше 50 %.
Необходимо развить центростремительные тенденции, покончить с асимметричностью федерации (иерархичностью и неравенством в статусе субъектов), укрепить линию в плане создания гос. символики (что именно имеет в виду Булатов – непонятно), а в конечном счете устремиться к державности, дальнейшему укреплению вертикали власти и унитаризму!!! Очевидно ведь, что даже экономически базы для федерации в России нет! - 70 субъектов из 83 на дотациях!
Необходимо убрать положение Конституции, устанавливающее приоритет международного права над национальным законодательством (Ст. 15, п.4, отражает общемировой либерально-глобалистский принцип), чтобы защитить свой национальный суверенитет.
Необходимо возвратить русскому этносу право быть хозяином на своей земле, поднять русское нац. самосознание, сформировать русскую нац. элиту, а это станет возможным только при формировании русской нац. идеи, которая и будет отправной точкой в формировании жизненно необходимой идеологии.
- 1. Российско-украинские отношения и Гражданская война на Украине (1657-1687 годы).
- 3. Итоги освободительной борьбы украинского народа (1648-1654 гг.) и «цена» воссоединения Украины с Россией для Московского государства.
- 4.Национальная политика большевиков в годы Гражданской Войны и иностранной интервенции в России.
- 5. Проблемы интеграции Левобережной Украины от Петра 1 до Екатерины 2. Присоединение Правобережной Украины и Белоруссии.
- 6.Образование ссср. Советские республики в 1921-1922 гг.: необходимость, возможности и трудности объединения. Первый Всесоюзный Съезд Советов (30 декабря 1922 г.).
- 7.Сибирь и Дальний Восток в политике царизма и особенности управления данными территориями (конец XVI – начало XX вв.)
- 9.Характеристика взаимоотношений царской администрации с народами Сибири и Дальнего Востока.
- 10.Проблемы федеративного устройства Советского государства на этапе разработки и принятия Конституции рсфср 1918 года.
- 11.Разработка основ национальной политики царизма и присоединение Поволжья к России.
- 12. Первые документы Советской власти и большевистской партии по национальному вопросу (октябрь-ноябрь 1917 года): содержание, анализ и комментарий.
- 13. Русь и Орда (по книге Гумилева).
- 14.Роль и место национального вопроса в стратегии и тактике большевиков в борьбе за завоевание политической власти в стране.
- 15.Славяне и тюрки.
- 16.Характеристика фаз национального движения народов России от февраля к октябрю 1917.
- 17. Творческий вклад л.Н.Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза и их характеристика. Примерная периодизация.
- 18.Административный ресурс в национальной политике Путина 2000-08 гг.
- 19.Новоросия-центр противоборства леса и степи с 9 по 18 век.
- 20.Русский вопрос в современной России.
- 21. Переплетение 2 тенденций – отличительная черта развития российского многонационального государства.
- 22.Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Украины и Белоруссии (1900-1917)
- 23.Основы национальной политики России по конституции 1993 гг.
- 24. Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Закавказья.
- 26. Основы национальной политики царизма на рубеже веков.
- 1) Отход от политики веротерпимости в отношении польских католиков – с 1864 года (ликвидация церковных землевладений)
- 2) Попытки культурной ассимиляции Финляндии под флагом административно-территориальной системы (транспорт, почта и т.
- 27. Особенности формирования политических партий и становление национальных институтов власти в Казахстане и Средней Азии в 1905-1917 годы.
- 28. Россия: национальный вопрос. Путин (статья в независимой газете от 23.01.12
- 29. Масонский заговор и курс Временного правительства на развал российского многонационального государства.
- 30. Формирование гражданской нации – политический тренд руководства рф на современном этапе.
- 31. Национальный вопрос – универсальное средство укрепления личной власти Сталина.
- 32. Поиск национальной идеи – «традиционная российская забава» или вариант государственного устройство России в 21 веке. Путин и его национальная политика
- 33. Болевые тоски самодержавия в сфере национальной политики в 1905-1907 гг.
- 1) Отход от политики веротерпимости в отношении польских католиков – с 1864 года (ликвидация церковных землевладений)
- 2) Попытки культурной ассимиляции Финляндии под флагом административно-территориальной системы (транспорт, почта и т. Д.)
- 34.Конституция рф 1993 и национальный вопрос в современной России.
- 35. Российское многонациональное государство – империя особого типа.
- 36. Вертикаль власти, опыт державного прошлого и задачи национального строительства в рф.
- 37. .Российская Империя и народы Казахстана и Средней Азии: особенности русской колонизации и освоении региона.
- Казахстан.
- Средняя Азия.
- 38. Конституция 1993 года – отказ от преемственности в сфере национальных отношений. Парад суверенитетов.
- 39. Присоединение Северного Кавказа. Кавказская война(1817-1864).
- 40. Роль и место национального вопроса в сценариях развала ссср
- 61. Демонтаж сталинской национальной политики в период правления Хрущева.
- 50. Сталинизм и опыт советизации национальных районов в ссср. Общее и особенное
- 53. Духовное противостояние православных и иудеев с 10 по 18 вв (до разделов Польши)
- 54. Роль и место русского этноса в политике вкп(б) и советского государства в годы вов.
- 55. Продажа Аляски: явный и скрытый механизм сделки.
- 56. Формирование национальной доктрины ссср в годы войны: новые подходы и ориентиры.
- 57. Открытие русской Америки。 Политика русских переселенцев по отношению к местному населению
- 59. Русская Америка в контексте российско-американских отношений
- 61. Самодержавная Россия и великое княжество финляндское: плюсы и минусы национальной политики царизма в финском вопросе.
- 62. Сталинская конституция и курс вкп(б) на дальнейшую большевизацию в ссср 1936-39 годы.
- 65. Самодержавная Россия и великое княжество финляндское: плюсы и минусы национальной политики царизма в финском вопросе.
- 66. Сталинский план автономизации и усиление унитаристских тенденций в национальном строительстве ссср 1922-39
- 67. Молдавия в составе ри 1812-1917
- Часть I. Учение ленина по национальному вопросу
- 69. Присоединение Крыма к России. Политика царизма по отношению к коренному населению Тавриды. Формы и методы переселенческой политики Российского государства в Крыму (конец 18-19 вв.)
- 71. Молдавия в составе ри 1812-1917
- 72. Конституционное оформление ссср (1923-1924) проекты, дискуссии и решения.
- 73. Политизация еврейского вопроса в России на рубеже 19-20 вв, внутренние и внешние факторы
- 74. Национальный вопрос в программах и деятельности российских политических партий.