logo search
Восток

2. Государство Объединенное Силла

Итак, государство Силла к V в. было самым слабым из трех ранних корейских государств, но с сер. VI в. началось его быстрое усиление и оно вступило в борьбу за первенство на полуострове. Ваны Силла, правившие с сер. VII в., выступали за активную внешнюю политику и союз с Танским Китаем. После падения Пэкче в 660 г. и Когурё в 668 г., между союзниками - т.е. Силла и Танским Китаем, - выявились непримиримые противоречия. Силла претендовало на власть над всем полуостровом, что совершенно не устраивало Танов.

Силла располагало к тому времени сильной армией, имевшей большой опыт и руководимой выдающимся полководцем Ким Юсином. Ван Мунму, вставший на престол в 661г. (правил до 681), был способным и твердым правителем, решившим довести дело объединения страны до конца. В 670 г. между Силла и Китаем началась война, которая растянулась на 7 лет (670-676), причем военные действия шли практически непрерывно. Китайцам пришлось признать силаские успехи и прекратить войну. В результате войн Силласцы сумели захватить и территории Когурё, и Пэкче. Так начался период объединенного Силла. В состав этого государства была включена вся территория Корейского полуострова, и в первый раз в истории он соединился под единой властью. Танский Китай признал Силаское государство, однако лишь в качестве своего вассала. Государство Силла существовало в VII-IX вв. Язык Силла стал основой нынешнего корейского языка.

В начале VIII в. участились дипломатические контакты с Китаем, прежде всего обмен посольствами. Контакты с Японией были, как и раньше, незначительны. Японские посольства посещали Силла в 698 и 703 гг. Затем государственные связи надолго прервались, что, видимо, было вызвано нападением японцев в 731 г. на восточные границы Силла. Известно, что в 742 г. прибывшему японскому послу было отказано в приеме, это же случилось и в 753 г.

Весь период Объединенного Силла прошел без внешних войн, если не считать упомянутого выше нападения японцев и двух случаев, когда по требованию китайского императора Силла посылало свои войска на помощь китайским. Прекращение междоусобных войн и установление мира с соседями благотворно повлияло на развитие страны.

Внутриполитическая история Объединенного Силла связана с эволюцией характера политической власти в государстве, роли аристократии в ее структуре. До VI в. аристократия играла решающую роль в вопросах престолонаследия; когда же в первой половине VII в. был создан разветвленный государственный аппарат, постоянная армия и установился твердый порядок престолонаследия, влияние аристократии сильно упало. Во второй половине VII в. резко усилилась единоличная власть вана, который при поддержке ближайшего окружения (в том числе и таких деятелей, как Ким Юсин) сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Ваны, как правило, опирались на армию и на знать присоединенных государств – когурёскую и пекческую. Эти перемены вызвали острое недовольство аристократии, приводившее к заговорам и мятежам.

Столетний период 681-780 гг. был временем дальнейшего укрепления централизованного государства и его наибольшего расцвета и могущества.

В 780-861 г., после убийства в результате мятежа одного из ванов, в борьбе за власть соперничали две линии потомков вана, и результатом этого стало общее ослабление государственной власти.

Вторая половина IX в. была временем полного упадка государства, когда оно, потрясаемое мятежами и заговорами, теряло все новые территории. В 861 г. силласким ваном стал Кёнсун. Он и его потомки правили до 912 г. Заговоры и мятежи потрясали государство. Наиболее тяжелым было для страны правление женщины-вана Чинсон (887-897). Государственное управление находилось в руках ее фаворитов, преследовавших собственные выгоды. Налоги практически перестали поступать и казна опустела. В 889 г. ряд сановников подняли мятеж, который, видимо так и не удалось подавить: в это время распад государства стал свершившимся фактом. В конце IX в. страна представляла собой арену борьбы между отколовшимися от центральной власти правителями. Завершило свое существование государство Силла в 935 г. отречением от престола силаского вана.

Система земельных отношений. Как и в других странах Востока, формально собственником всех земель считалось государство. Большую часть земельного фонда составляли мелких наделы-держания крестьян, также являвшиеся государственной собственностью. Надельная система способствовала прикреплению крестьян к земле.

Крестьяне за это держание были обязаны платить государству ренту-налог и нести трудовые и военные повинности. Существовали также и земельные владения, полученные в виде крупных пожалований гражданским и военным чинам. Пожаловать также могли и «кормовые округа». Значительное количество земель находилось в распоряжении служилой знати и буддийского духовенства государства Силла. Несмотря на неоднократные запреты земельных раздач чиновникам, такие раздачи постоянно возобновлялись и породили крупное землевладение, имевшее тенденцию превратиться в фактическую собственность.

С подъемом земледелия и ремесел стало возможным развитие торговли. Особенно оживленную торговлю вели силлаские купцы с Китаем и Японией.

Система учреждений государственного центрального управления начала формироваться в Силла с VI в. Высшим государственным учреждением был Чипсасон. Этот орган занимался общими вопросами управления, а его начальник был фактически главой государственной администрации. Другой важнейшей должностью была должность главы аристократического совета при ване. Существовали отраслевые управления – бу – ведавшие военными делами, финансами, государственными запасами, церемониями, строительством, сухопутным транспортом, флотом, ревизией и контролем, внешними связями, кадрами чиновников, правосудием и наказаниями, общественными работами. Более мелкими вопросами занимались управления. Особые ведомства ведали делами крупнейших буддийских монастырей. Кроме того, имелась система дворцовых учреждений, обслуживающих ванскую семью. Всего в центральном аппарате насчитывалось 160 различных учреждений. Все чиновники разделялись на 17 рангов, каждому рангу соответствовал свой чин, чины были столичные и провинциальные.

В административном отношении страна делилась на 9 областей, 5 малых столиц, 116 округов и 293 уезда. Для каждой административной единицы предусматривался штат чиновников.

Постоянная армия сложилась на основе общинно-родовой организации: все мужское население трудоспособного возраста считалось военнообязанным. Столичные войска появились позже провинциальных. Военные чиновники различались по цвету нашивки в форме полумесяца на воротнике форменной одежды, имелись и другие знаки различия в виде элементов шкур хищных животных, перьев птиц, колокольчиков и т.п.

В общей сложности в Объединенном Силла насчитывалось 5,7 тысяч чиновников, из которых в центральном аппарате – 1350, военных – 3,8 тыс. Жалование чиновникам выплачивалось в различных видах: либо это были участки земли (ногып), налоги с которых поступали в распоряжение чиновника, либо зерно, либо ткани.

В период Объединенного Силла больших успехов достиг буддизм. Известны названия более 200 буддийских монастырей. Основу их земельной собственности составляли пожертвования со стороны ванов или аристократии. Монастыри освобождались от налогов. Буддизм признавал приоритет государственной власти, поэтому отношения буддизма и государства были доброжелательными. Буддисты использовались для выполнения различных функций в сфере управления, для совершения культовых обрядов в пользу государства. Однако буддийская община как социально-политическая сила представляла собой потенциальную угрозу для политической стабильности государства, а ее землевладение – для тех принципов земельной системы, которые обеспечивали существование централизованного государства. Когда в IX в. государство ослабело, буддизм вышел из-под контроля, в результате чего распад государства пошел еще быстрее.

Идеология Объединенного Силла представляла собой сочетание местных религиозных верований, конфуцианства, буддизма и даосизма. Сплав этих религиозно-этических учений нашел воплощение в идеологии хваранов - организации молодежи, готовящей своих членов для службы государству.

Эта организация подразделялась на небольшие отряды, представлявшие собой свиту их предводителей. В их составе молодые люди совершали тренировочные походы, охотились, проходили военную выучку, получали духовную и физическую закалку. Институт хваранов – явление чрезвычайно самобытное, не находящее аналогов в других странах. Из ряда хваранов вышли многие полководцы и государственные деятели Силла VI-VIII вв.

Конфликтов на идеологической почве в Объединенном Силла практически не наблюдается. Конфуцианство и буддизм в целом воспринимались как два учения, имеющие каждое свою сферу действия, и поэтому вопрос об их соперничестве и тем более борьбе не стоял. Конфуцианство преобладало в сфере государственного управления и политики, а буддизм – в сфере непосредственного духовного воздействия на массы. Господствующий класс в целом отдавал предпочтение конфуцианству. Вместе с конфуцианством получила распространение китайская культура. В стране пользовались китайской письменностью, причем было создано письмо иду, в котором корейские слова записывались с помощью китайских иероглифов. Корейскими конфуцианскими учеными создавались произведения биографического и исторического характера.

Развивались и естественные науки, особенно математика и астрономия. Одно из столичных учреждений специально занималось вопросами астрономических наблюдений и составлением календаря. Развитию географических знаний в значительной мере способствовали буддийские монахи, совершавшие частые поездки в Китай, Японию и даже паломничества в Индию.

В период Объединенного Силла строились грандиозные монастыри, храмы и пагоды, создавались великолепные каменные и бронзовые скульптуры божеств буддийского пантеона. Получило распространение изготовление бронзовых художественных колоколов для буддийских монастырей, диаметром в несколько метров и весом в десятки тонн.

В целом период Объединенного Силла представляет собой важнейший этап в истории Кореи, когда впервые было создано единое централизованное государство на всей территории страны. Принципы его социальной и административной организации, земельной системы в огромной степени определили всю последующую историю страны.