logo
Восток

2) Северная Африка

В 788-789 гг. праправнук Али, Идрис, образовал независимое государство на территории нынешнего Марокко, положив начало династии Идрисидов (788-974). Образование государства Идриса показывало окончательное отделение западной части Северной Африки от Аббасидского халифата. Со второй половины Х века идрисидские княжества, на которое распалось государство, фактически подчинялись арабам, а в 974 г. кордовские войска ликвидировали даже формальную самостоятельность Идрисидов.

Следующей вышла из-под непосредственного контроля Аббасидов провинция Африка (Ифракийа), ее наместник Ибрахим ибн Аглаб, наделенный большими полномочиями, сразу же стал фактически независимым и основал суннитскую династию Аглабидов (800-909). Аглабиды формально старались подчеркнуть свою подчиненность багдадским халифам, признавали их верховную власть и упоминали имя халифа в пятничной молитве. Со своей стороны, Аббасиды также поддерживали Аглабидов. Аглабидские эмиры построили сильный флот и превратили свое государство в крупную морскую державу. Основными объектами нападения были Сицилия, Сардиния, Корсика. Они завоевали Сицилию и Южную Италию, в 846 г. захватили Рим, учинив погром «вечного города». Эти захваты стоили больших усилий, центральная власть начала слабеть и в конце IX – начале X вв. усиливаются мятежи и междоусобицы, которые используются Фатимидами для захвата государства Аглабидов. Это и предопределило падение Аглабидов.

На юге Марокко обитали племена берберов, занимавшиеся скотоводством и торговлей. В XI в. эти племена сохраняли известную самостоятельность. Вожди их совершали паломничества в Мекку, но рядовые члены племен, особенно обитатели пустынь, не желали подчиняться суровой дисциплине ислама. Верхушка же берберских племен искала в религии средство укрепления своей власти. В 1039 г. вожди одного из племен обратились к мусульманским богословам, чтобы те указали им на человека, способного обучать племена пустыни Корану. Таким человеком стал воинствующий проповедник Абдаллах ибн Ясин. Он сочетал свои проповеди с призывами к «священной войне». Первоначально проповеди не находили отклика у берберов. Тогда он с согласия вождей организовал рибат – укрепленную обитель, где жили, молились и готовились к войне последователи Ибн Ясина, или аль-мурабитун – живущие в рибате. В испанском произношении это звучало как альморавиды.

Мурибиты или альморавиды вели суровый образ жизни и постепенно распространили свое влияние на окружающих. Все они были вооружены и вскоре подчинили себе все земли вплоть до Сенегала и верховьев Нигера, завоевали всю территорию Марокко и современного Алжира. В 1086-1090 г. они подчинили себе Андалусию (мусульманскую Испанию), дважды разгромив войска кастильского короля. Альморавиды на время приостановили Реконкисту и продлили существование мусульманских стран на Пиренейском полуострове.

Суровые воины-монахи, Альморавиды повсюду насаждали принципы ортодоксальной морали. Нашествие сахарских и аравийских кочевников роковым образом изменило судьбы Северной Африки. Под их ударами погибла земледельческая цивилизация раннего средневековья. Начался длительный период упадка Северной Африки. Были полностью уничтожены сложные и разветвленные системы орошения. Исчезли плотины, водохранилища, акведуки. Более того, смещение кочевого хозяйства в северные районы, ежегодные перегоны миллионных стад через лесные возвышенности и горные перевалы, распашка склонов бежавшими в горы земледельцами – все это ускорило уничтожение лесов и обмеление рек, многие из которых превратились в сухие русла.

Высыхание и опустынивание Северной Африки предопределили катастрофический упадок сельского хозяйства. Оттеснённые в горы, земледельцы возвращались к примитивной, архаичной технике земледелия. Упала урожайность: засуха и недороды поражали целые регионы. В XII-XIV вв. постепенно исчезла культура риса, хлопчатника и др. Миллионы гектаров некогда плодородных земель превратились в пустоши, использовавшиеся для экстенсивного скотоводства. Оставшиеся очаги земледелия были переориентированы на выращивание пшеницы и ячменя, частично фиников и садово-огородных культур.

Бедуинизация Магриба привела к исчезновению сотен городов и тысяч селений. Катастрофически падала численность населения (по некоторым оценкам за 4 века после вторжения кочевников оно сократилось на 2/3). Таким образм, шел синхронный процесс депопуляции, дезурбанизации и бедуинизации Северной Африки. Лишь только на побережье Северной Африки продолжали светиться последние очаги арабо-мусульманской культуры раннего средневековья.

В XII в. началась новая эпоха в истории Северной Африки. Она связана с возникновением военно-теократической державы Альмохадов. Ее основателем был Ибн Тумарт (1081-1130) – берберский религиозный реформатор, последователь религиозно-философского и этического учения о строгом единобожии – таухиде. Вследствие этого последователи Ибн Тумарта назывались аль-муваххидун (унитарии, единобожники), или, по-испански – альмохады.

Ибн Тумарт появился при дворе Альморавидов, но вскоре правитель Альморавидов усмотрел в выступлении ибн Тумарта серьезную оппозицию и проповедник был вынужден скрыться в горах. Ибн Тумарт пытался воспользоваться недовольством многих берберских племен политикой Альморавидов, осуждал их бесчинства, рассматривал их как предателей и вероотступников, как грубых антропоморфистов, которые извратили учение ислама. Он ставил их наравне с христианами и иудеями, подлежавшими безусловному уничтожению. Одновременно он заявил о себе как о ревнителе шариатской морали, публично разбивал амфоры с вином, ломал музыкальные инструменты и обличал свободные нравы женщин. Ибн Тумарт (умер в 1129 г), объявив себя потомком Али, принял титул махди – мессии, призванного обеспечить торжество истинной веры. Он сумел организовать в горах повстанческое государство, наладив систематический сбор налогов с местного населения, создал фанатично преданное ему войско. Хотя в государстве осуществлялась единоличная власть самого Тумарта, большую роль играли и совещательные органы – Совет 10-ти и совет 50-ти.

В 1146 г. преемник Ибн Тумарта, Абд аль-Мумин (1129-1163) завоевал Марракеш, столицу Альморавидов, низверг эту династию и создал в Марокко новую империю во главе с халифами Альмохадами. В 50-60-е гг. XII в. власть Альмохадов распространилась на всю Северную Африку.

Объединив под своей властью всю Северную Африку и Андалусию, Альмохады создали в Магрибе могущественную мусульманскую империю с суровой дисциплиной, единой верой и единым законом. Альмохады беспощадно карали всех, кто придерживался других убеждений. Их политика тимъяза (чистки) сопровождалась массовыми казнями, репрессиями и перемещениями населения. Евреям, католикам и антропоморфистам предлагалось выбирать между смертью и обращением в новую веру. В правление альмохадов прекратили существование многочисленные иудаистские конгрегации и африканская церковь. Под страхом тяжелых наказаний населению не разрешалось петь и музицировать, женщины закрывали лицо, мужчины спешили на молитву. Из-за широко разветвленной системы шпионажа люди боялись собираться группами, ходили в одиночку и предпочитали держаться подальше от властей.

При Альмохадах сложились основные социальные и политические институты позднего средневековья. Возникли новые идеалы, моральные и культурные ценности. Резко возросла роль натурально-хозяйственных отношений. В городах Альмохады перешли к строгой регламентации хозяйственной жизни. В сельской местности хозяевами положения по-прежнему были эмиры и шейхи кочевых племен.

Фискальный гнет и произвол бедуинов в условиях экологического кризиса до предела обострили социальные противоречия. Народные массы, или «рабы правительства», как их называли, сочувствовали многочисленным суфийским проповедникам. Деятельность этих проповедников, а также военные поражения, в частности, поражение в битве при Лас Навас де Толоса в 1212 г. явились началом конца власти Альмохадов. Разногласия в верхах довершили распад державы на три самостоятельных государства (Хафсидов, Зайянидов и Меринидов).

Отказавшись от крайностей Альмохадской доктрины, особенно в религиозном вопросе, эти правители претендовали на продолжение политики Альмохадов, сохранив их военные и социальные институты.