logo
Восток

3. Реформы Ван Мана и крушение Старшей Хань

Реформы были Китаю жизненно необходимы, вопрос был лишь в том, кому и как проводить эти реформы. Первая попытка реформ была предпринята в годы императора Ай-ди (6-1 гг. до н.э.), но вызвала резкий протест крупных землевладельцев. После неудачи реформ в стране вспыхнули восстания.

В такой обстановке выдвинулся Ван Ман – регент при малолетнем наследнике престола. Человек исключительного честолюбия, Ван Ман, как ловкий демагог, сумел в короткий срок приобрести популярность в народе и вместе с тем поддержку придворных кругов. Воспользовавшись благоприятным моментом, он совершил дворцовый переворот и в 9 г. н.э. провозгласил себя императором-основателем «Обновленной династии» и сразу заявил, что намерен проводить реформы самым решительным образом. Ван Ман говорил, что целью его реформ является возвращение к древним справедливым порядкам, записанным в конфуцианских книгах. Если Цинь Шихуанди был первым в китайской истории императором-деспотом, строителем централизованного государства, а Лю Бэй явил тип первого императора-простолюдина, пришедшего к власти на волне народного восстания, то Ван Ман стал первым в истории Китая политиком-реформатором, пытавшимся возродить «древние порядки». Его конкретные действия включали в себя:

В целом, конечно, Ван Ман стремился к тому, чтобы сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю. Бюрократия была заинтересована в осуществлении эк. мероприятий Ван Мана, так как чиновники получали от этого колоссальные выгоды. Зато землевладельцы и рабовладельцы противились подобным мероприятиям. В целом все постановления Ван Мана не смягчили, а скорее обострили социальные противоречия.

Реформы по своей направленности были вполне разумными и при умелом проведении их в жизнь могли спасти страну, вывести ее из состояния кризиса. Но слишком резкое и энергичное проведение их в жизнь, да еще в столь необычно утопических формах, вызвало сопротивление в стране, породило экономический хаос и расстройство. Возможно, Ван Ман со временем сумел бы все преодолеть и жесткой рукой навести порядок. Однако судьба решила иначе. В 11 г. н.э. своенравная Хуанхэ изменила русло, причем это привело к гибели многих сотен людей, разрушению поселков и городов, затоплению возделываемых полей. Для Ван Мана, который был воспитан в определенных культурно-религиозных традициях, это означало, что Великое Небо недовольно реформами и предупреждает об этом. Ван Ман открыто покаялся и отменил часть изданных указов. Но кризис в стране продолжал углубляться, по всей стране стали вспыхивать стихийные волнения и голодные бунты. Отряды разорившихся общинников, рабов, батраков действовали по всей стране, принимая разные названия – «Зеленого леса», «Медных коней», «Больших пик», «Железных голеней», «Черных телят» и др. Особый размах имело движение «Красных бровей», развернувшееся с 18 г. в Шаньдуне (именно этот район больше всего пострадал от последствий наводнения). В результате восстания в 23 г. Ван Ман был убит и буквально растерзан. После борьбы за престол власть перешла к отпрыску ханьского дома – Лю Сю (императорское имя – Гуан У-ди) – 25-57 гг.

Если посмотреть на этот период с точки зрения демографической статистики, то увидим следующее. Во 2 г. н.э. в Китае была проведена перепись, согласно которой в стране насчитывалось 59.594.978 человек или 12.233.612 дворов. В начале правления следующей династии – Младшей Хань – перепись зарегистрировала в стране лишь 21 млн. человек (следует учитывать, что это только податное население).