logo
Восток

1.Империя Цинь

На протяжении длительного времени на территории бассейна Хуанхэ и среднего течения Янцзы шел процесс этногенеза древнекитайской народности. Политическое объединение древнего Китая в рамках централизованной империи Цинь стало мощным катализатором процесса складывания китайского этноса. Несмотря на кратковременное существование империи Цинь, ее название стало этническим наименованием китайцев. От него произошли и все западноевропейские названия Китая – латинское Синэ, немецкое Хина, французское Шин, английское Чайна.

Империя Цинь существовала всего два десятка лет (221-206 гг. до н.э.), но она заложила прочную социально-экономическую и административно-политическую основу для возникшей на ее основе империи Хань. Объединив под своей властью Китай, правитель Цинь взял себе новый титул хуанди, который состоял из иероглифов, прежде относившихся только к божествам и мифическим героям. Этот термин принято переводить словом «император». Его нововведения были направлены на унификацию политической и общественной жизни империи. Цинь Шихуанди:

  1. Упразднил прежние удельные владения и ввел единую систему управления страной, разделив Китай на 36 областей, а те делились на уезды.

  2. Ввел единые правила государственной службы и критерии оценки служебных заслуг чиновников

  3. Унифицировал деньги, ввел единые меры длины и веса, единая письменность, даже единая ширина оси для телег.

  4. Цинь Шихуанди ввел и единое название для своих подданных – «черноголовые».

  5. Подданным империи запрещалось владеть оружием, и из изъятых железных мечей, копий и прочего вооружения были отлиты 12 гигантских статуй, которые установили в столице.

  6. Он затеял строительство грандиозной стены вдоль северных рубежей Китая, которая должна была защитить страну от набегов кочевых племен сюнну.

  7. Одновременно Цинь Шихуанди послал войска на юг (в район современных провинций Гуандун и Фуцзянь). Там были построены крепости и учреждены новые области, первое китайское население которых составили ссыльнопоселенцы.

  8. Цинь Шихуанди принял решительные меры и для обеспечения своего идеологического единоначалия. Он запретил своим подданным чтение любых книг за исключением тех, которые могли принести практическую пользу (руководства по земледелию, ремеслам, медицине, гаданиям). В 213 г. до н.э. состоялось знаменитое «сожжение книг», за которым последовала казнь более четырехсот ученых, заподозренных в нелояльности режиму.

Все это открывало возможности для подъема производительных сил и утверждения социально-политического строя – империи – совершенно нового типа государства. Именно это событие и стало гранью между древней и средневековой историей Китая. Цинь Шихуанди, однако, переоценил свои возможности. Затеянные им грандиозные строительные работы оказались непомерным бременем для казны, а принятые меры административного контроля, в частности, драконовский уголовный кодекс – далеко не столь действенным, как он рассчитывал. Едва Цинь Шихуанди умер (210 г. до н.э.) и был погребен в своей грандиозной усыпальнице – ныне частично раскопанной и открытой для обозрения, – как по всей империи начались волнения, быстро переросшие в вооруженные мятежи.

Наиболее удачливый из вождей повстанцев, выходец из рядовых общинников, Лю Бан сумел сплотить всех врагов Цинь на своей стороне. В 206 г. до н.э. империя Цинь пала и победителем в борьбе за власть среди повстанцев оказался тот самый Лю Бан, провозглашенный в 202 г. до н.э. императором и основавший новую династию – Хань. Время существования династии разделяется на 2 периода – Старшей (или Ранней) Хань (202 г.до н.э. – 8 г.н.э.) и Младшей (или Поздней) Хань (25-220). Столицей империи Лю Бан объявил г.Чанъань.