Влияние протестантской парадигмы
Усвоение западного может осуществляться посредством восприятия соответствующих парадигм. Наиболее глубокое воздействие на развитие философской мысли Востока оказала парадигма европейского позднего средневековья, эпохи перехода от феодализма к буржуазным формам общежития и миросозерцания, сходной с тем состоянием, которое характеризует восточные общества ХХ века. Сходной, но тем не менее и принципиально отличной. Наверстывая упущенное, время на Востоке будто спресовалось: в одном ХХ веке вместились одновременно приметы Возрождения и Реформации. Во многом это объясняется тем, что традиционные уклады изживали себя не изнутри, а рушились под мощным воздействием внедряемых метрополиями форм капиталистического хозяйствования. Эти привнесенные порядки, а главное, осознание отставания от западных стандартов развития и необходимость ускоренного преодоления губительного разрыва, побуждали к поиску этической мотивации для адаптации к новой ситуации и дальнейшему продвижению по пути капиталистического развития. “Сегодня мы переживаем время, – отмечал в 30-е годы поэт-философ Индопакистана Мухаммад Икбал (1877-1938), – сходное со временем протестанской революции в Европе, и мы должны извлечь урок из лютеровского движения, учитывая его начало и исход”5 .
Особая значимость именно протестантской парадигмы закономерна: также, как в XVI веке в Европе переход к капитализму был невозможен без Реформации, ломка средневекового мироустройства на Востоке могла быть осуществлена лишь при условии радикального изменения общественной роли традиционных религиозных вероучений, а значит и переосмысления всей их догматики.
- Isbn 5-201-01860-2 ©ифран, 1998
- Содержание
- Предисловие
- Философия древнего востока
- Эпоха “брожения умов” в Индии и”борющихся царств” в Китае
- Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь
- Умопостижение: его пределы и методы
- Человек в философии и культуре Древнего Востока
- Школы и наставники
- Как работал индийский схоласт
- Индия глазами европейского схоласта
- Конечное благо: цели и средства
- О чем спорили гносеологи и логики
- Под углом зрения абсолюта: адвайта- веданта и другие
- Одна душа или много?
- Основная литература
- От древности к средневековью: два типа умозрения
- Ханьские философы. Дун Чжуншу, Лю Ань, Сыма Цянь, Ван Чун
- Буддизм в Китае и китаизация буддизма
- Неоконфуцианство и Чжу Си
- Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в Новое время
- Литература
- Проблема единства бытия
- Проблема творения. Бытие и небытие
- Вера в разум. Наука логики
- Учение о разуме. Деятельный разум
- Разумная душа – ее смертность и бессмертие
- Связь философии с практической деятельностью. Опыт как элемент знания
- Критика догматического рационализма. Исламский мистицизм
- Социально-политические и этические учения
- Литература
- Философия зарубежного востока хх века
- Культурный нигилизм философов-модернистов
- Синтез Востока и Запада
- Влияние протестантской парадигмы
- Переосмысление соотношения бога и человека
- Проблема свободы воли
- Реформаторское понимание добра и зла
- Вера и знание, религия и наука
- Поиск пути развития
- Религиозно-философское “возрожденчество”
- Японский вариант “протестантизма”
- Литература