Предисловие
Размышляя над судьбой России, прозорливые умы её не раз отмечали необходимость учета срединного, и в географическом, и в культурно-историческом смысле, положения страны этой, расположенной на перекрестке дорог, идущих с Запада и Востока. “А между тем, раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим – на Германию, – писал П.Я.Чаадаев, – мы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы – воображение и разум – и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего мира”.
Сегодня, когда Россия находится на переломном этапе истории, надобно, как может быть никогда прежде, прислушаться к советам мудрых предков “сознать себя и свое призвание в мире” в свете Востока и Запада (Н.Бердяев). “Сознанию” этому может и должно помочь образование, освобождающее от замкнутости и изолированности, обедняющих, а нередко и заблуждающих даже великие народы. Особая роль в просвещении такого рода принадлежит истории философии, обогащающей знанием о путях и методах разрешения наиболее важных для человека проблем.
Долгие годы принято у нас было считать, что преодолели мы одностороннюю ориентацию на западные ценности, идеалы, модели. На поверку же оказалось, что европоцентризм, да ещё в усеченном виде, принимающем во внимание преимущественно материалистические, атеистические, эгалитаристские элементы западной культуры, составлял характерную черту нашего мировоззрения, столь громко заявлявшего об универсальности своего “интернационализма”.
Убедительным свидетельством указанной европоцентристской направленности являются принятые в российских вузах программы по курсу философии в целом и истории философии, в частности, если вообще и содержащие какую-либо информацию о философских традициях Востока, то неоправданно скупую, никак не соизмеримую с тем вкладом, который принадлежит им в общечеловеческом культурном наследии.
Думается, что настало время принципиального изменения отношения к Востоку. Потребность в этом диктуется не только отечественной ситуацией, но и мировыми процессами, позволяющими говорить о тенденции к формированию общепланетарной цивилизации.
Одним из шагов в указанном направлении могло бы стать включение в вузовские программы по философии и культуре небольшого вводного курса по истории восточной философии. Это позволило бы дать некоторые представления о восточных философских традициях и одновременно стимулировать интерес к ним, который в последующем следовало бы удовлетворить спецкурсами по индийской, китайской, исламской и другой философии.
Настоящее учебное пособие предлагается как вариант подобного “Введения в историю восточной философии”. Оно получило своеобразную апробацию во время переподготовки преподавателей, осуществляемой с 1992 года в Республиканском центре гуманитарного образования при Министерстве науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. Пособие подготовлено философами-востоковедами, сотрудниками Центра восточной философии ИФРАН.
- Isbn 5-201-01860-2 ©ифран, 1998
- Содержание
- Предисловие
- Философия древнего востока
- Эпоха “брожения умов” в Индии и”борющихся царств” в Китае
- Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь
- Умопостижение: его пределы и методы
- Человек в философии и культуре Древнего Востока
- Школы и наставники
- Как работал индийский схоласт
- Индия глазами европейского схоласта
- Конечное благо: цели и средства
- О чем спорили гносеологи и логики
- Под углом зрения абсолюта: адвайта- веданта и другие
- Одна душа или много?
- Основная литература
- От древности к средневековью: два типа умозрения
- Ханьские философы. Дун Чжуншу, Лю Ань, Сыма Цянь, Ван Чун
- Буддизм в Китае и китаизация буддизма
- Неоконфуцианство и Чжу Си
- Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в Новое время
- Литература
- Проблема единства бытия
- Проблема творения. Бытие и небытие
- Вера в разум. Наука логики
- Учение о разуме. Деятельный разум
- Разумная душа – ее смертность и бессмертие
- Связь философии с практической деятельностью. Опыт как элемент знания
- Критика догматического рационализма. Исламский мистицизм
- Социально-политические и этические учения
- Литература
- Философия зарубежного востока хх века
- Культурный нигилизм философов-модернистов
- Синтез Востока и Запада
- Влияние протестантской парадигмы
- Переосмысление соотношения бога и человека
- Проблема свободы воли
- Реформаторское понимание добра и зла
- Вера и знание, религия и наука
- Поиск пути развития
- Религиозно-философское “возрожденчество”
- Японский вариант “протестантизма”
- Литература