Вера в разум. Наука логики
Один из английских исследователей ислама Франц Роузентал назвал свой фундаментальный труд, посвященный анализу концепции знания в средневековом исламе “Торжество знания”, очень высоко оценивая тем самым место его в духовной жизни общества.
“Невежеству”, “незнанию” язычества Мухаммед противопоставил религию “знания”. Новую веру он внедрял не только с помощью военной силы и экономического принуждения, но и через обращение к разумению людей, стремясь убедить их в превосходстве ислама над другими учениями. Исследователи подсчитали, что в Коране около 750 раз (I% словаря Священной книги) встречаются слова с корнем “илм” – знание, наука. Разум – это божественный дар, который человек обязан употребить на познание пути благочестия. Он позволяет человеку знать, что должно делать в земной жизни, чтобы получить справедливое воздаяние после смерти. Один из хадисов, рассказов о жизни и изречениях Мухаммеда, гласит: “Разумен тот, кто уверовал в Аллаха, поверил Его посланникам и поступал в покорности Ему”[32] . Помимо этого верующий обязан знать обрядовую сторону религии и выполнять ее предписания. Поскольку знанию, хотя и понимаемому здесь в качестве компонента веры, придавалось большое значение, все теологические труды начинались, как правило, с раздела о знании; нередки были специальные труды, так и называвшиеся – “Книга знания”.
Мутазилиты, религиозные философы, особенно большое внимание уделяли концепции знания, ибо они пытались всю божественную науку подвергнуть суду разума, построив здание веры на его фундаменте. Именно они широко ввели в обиход логические труды античных философов и утверждали логику, рациональное доказательство в качестве основного и даже единственного пути постижения истины.
Учение логики обычно предваряло остальные разделы в сочинениях философов. Например, “Книга знания” Ибн Сины начинается с подробного описания целей логики, представления о понятии, субстанции и акциденции, родах и видах, о суждениях, силлогизмах и т.д. И только после того, как читатель или слушатель настроится на строгое следование логике, философ переходит к разъяснению учения метафизики и лишь потом к физике. Так же строится и другое крупное сочинение Ибн Сины – “Указания и наставления”[33] . В трактате “Слово о классификации наук” аль-Фараби раздел о логике, правда, назван им вторым, – логике здесь предшествует наука о языке. Но у аль-Фараби, так же как и у Ибн Сины, имеется большое число специальных сочинений по разным вопросам логики.
- Isbn 5-201-01860-2 ©ифран, 1998
- Содержание
- Предисловие
- Философия древнего востока
- Эпоха “брожения умов” в Индии и”борющихся царств” в Китае
- Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь
- Умопостижение: его пределы и методы
- Человек в философии и культуре Древнего Востока
- Школы и наставники
- Как работал индийский схоласт
- Индия глазами европейского схоласта
- Конечное благо: цели и средства
- О чем спорили гносеологи и логики
- Под углом зрения абсолюта: адвайта- веданта и другие
- Одна душа или много?
- Основная литература
- От древности к средневековью: два типа умозрения
- Ханьские философы. Дун Чжуншу, Лю Ань, Сыма Цянь, Ван Чун
- Буддизм в Китае и китаизация буддизма
- Неоконфуцианство и Чжу Си
- Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в Новое время
- Литература
- Проблема единства бытия
- Проблема творения. Бытие и небытие
- Вера в разум. Наука логики
- Учение о разуме. Деятельный разум
- Разумная душа – ее смертность и бессмертие
- Связь философии с практической деятельностью. Опыт как элемент знания
- Критика догматического рационализма. Исламский мистицизм
- Социально-политические и этические учения
- Литература
- Философия зарубежного востока хх века
- Культурный нигилизм философов-модернистов
- Синтез Востока и Запада
- Влияние протестантской парадигмы
- Переосмысление соотношения бога и человека
- Проблема свободы воли
- Реформаторское понимание добра и зла
- Вера и знание, религия и наука
- Поиск пути развития
- Религиозно-философское “возрожденчество”
- Японский вариант “протестантизма”
- Литература