Как работал индийский схоласт
Итак, индийские схоласты были по преимуществу комментаторами. Обычно считается, что деятельность комментатора состоит в объяснении и уточнении слова и смысла комментируемого произведения. Отчасти это так и было, но только отчасти, потому что этим ограничивались только составители учебных текстов. Более же значительные философы решали и другую задачу: используя комментируемый текст как исходный материал, “матрицу”, построить на основании этого материала (разбиваемого, как правило, на “параграфы”, в исходном тексте не предполагавшиеся) целую философскую систему, и эта система оказывалась в сравнении с той, которую можно было обнаружить в исходном материале, системой принципиально нового типа (говоря современным языком – метасистемой, в коей описывается прежняя). Эта система строилась на двух основных процедурах, алгоритмах. Когда индийский схоласт работает с суждениями (например, доктрина ньяйи начинается с положения: “Высшее благо осуществляется посредством усвоения 16 категорий ньяйи, начиная с источника знания”), он вначале представляет его в виде простого тезиса, затем выдвигает контртезис абстрактного оппонента, опровергает этот контртезис и, наконец, первоначальный тезис как уже обоснованная доктрина кладется в копилку доказанных положений. Когда же он работает с понятием (в данном случае это будет “источник знания”), он дает ему общее определение, затем распределяет его как класс по составляющим элементам (в данном случае это будут конкретные источники знания) и, наконец, делает и класс, и элементы предметом анализа[3] .
Методы работы индийских схоластов разительным образом напоминают схемы их западных коллег. Так, в классическую эпоху западной схоластики (время Александра Гэльского и Фомы Аквината) в трактатах преобладал такой способ подачи материала, при той же разбивке положений на параграфы, – когда вначале выдвигался тезис (“очевидно, что...”), который затем становился предметом отрицания того же абстрактного оппонента (“однако против этого...”) и восстанавливался в своих правах уже в новом качестве после опровержения контртезиса (“надлежит считать, что...”). В обоих случаях фигура “абстрактного” оппонента отражает реальные философские диспуты.
- Isbn 5-201-01860-2 ©ифран, 1998
- Содержание
- Предисловие
- Философия древнего востока
- Эпоха “брожения умов” в Индии и”борющихся царств” в Китае
- Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь
- Умопостижение: его пределы и методы
- Человек в философии и культуре Древнего Востока
- Школы и наставники
- Как работал индийский схоласт
- Индия глазами европейского схоласта
- Конечное благо: цели и средства
- О чем спорили гносеологи и логики
- Под углом зрения абсолюта: адвайта- веданта и другие
- Одна душа или много?
- Основная литература
- От древности к средневековью: два типа умозрения
- Ханьские философы. Дун Чжуншу, Лю Ань, Сыма Цянь, Ван Чун
- Буддизм в Китае и китаизация буддизма
- Неоконфуцианство и Чжу Си
- Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в Новое время
- Литература
- Проблема единства бытия
- Проблема творения. Бытие и небытие
- Вера в разум. Наука логики
- Учение о разуме. Деятельный разум
- Разумная душа – ее смертность и бессмертие
- Связь философии с практической деятельностью. Опыт как элемент знания
- Критика догматического рационализма. Исламский мистицизм
- Социально-политические и этические учения
- Литература
- Философия зарубежного востока хх века
- Культурный нигилизм философов-модернистов
- Синтез Востока и Запада
- Влияние протестантской парадигмы
- Переосмысление соотношения бога и человека
- Проблема свободы воли
- Реформаторское понимание добра и зла
- Вера и знание, религия и наука
- Поиск пути развития
- Религиозно-философское “возрожденчество”
- Японский вариант “протестантизма”
- Литература