logo search
УМКД НА 3 КРЕДИТА ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА РО

Методические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине

Основными формами изучения студентами цикла ГЕД являются: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП) и самостоятельная работа студентов (СРС). Описание этих форм и методов работы с ними дано в различных разделах этого пособия. В этом разделе представлены методические рекомендации по лекционным занятиям, самостоятельной работе и индивидуальной работе студентов.

Методические рекомендации по проведению лекционных занятий

Лекции - это форма приобретения знаний, в процессе которой обучаемый воспринимает излагаемую лектором информацию, выступая в качестве пассивного участника учебного процесса. Несмотря на внешнюю пассивность обучающихся, одним из главных элементов этой формы учебного процесса является активная мыслительная деятельность студентов по восприятию излагаемого материала. Студент имеет право задавать преподавателю возникающие в процессе изложения лекционного материала вопросы, выяснять вызывающие у него трудность проблемы. Важным аспектом работы студента на лекции является ведение конспекта, от качества, составления которого в значительной степени зависит усвоение знаний студентами. В конспекте студент записывает основные сведения, изложенные ему на лекции преподавателем, отмечает возникшие у него вопросы. Конспект должен иметь ясную структуру, быть достаточно полным, иметь поля и отступы для последующей работы с ним, содержать необходимые сведения о студенте.

Лекция - это не просто способ представить информацию преподавателем. В руках опытного педагога лекции становятся динамичным и универсальным методом обучения. Эффективные, сосредоточенные на обучаемом субъекте, лекции выделя­ются такими характеристиками:

Если цель лектора - достичь лучших знаний студента, он должен дать им возможность полностью усвоить какую-либо одну истину (по­нять принцип ее работы, практиковать ее применение, построить планы, как применять эту истину) до того, как ему будет дано больше инфор­мации. Еще одна задача преподавателя - построить лекции таким образом, чтобы ключевые пункты были повторены различными путями несколь­ко раз.

Главный принцип - построить лекцию так, чтобы она обеспечила ов­ладение и применение на практике одного нового навыка. Это более эффективно, чем ставить своей целью изучение 10 новых навыков, ко­торые будут усвоены поверхностно и не принесут желаемого результа­та.

Структура лекции долж­на содержать интересное начало, убедительную середину и насыщен­ный конец.

Провокационное начало лекции вызывает интерес обучающихся и желание больше узнать об изучаемом предмете, оно позволяет сфоку­сировать внимание аудитории на предмете лекции. Преподаватель мо­жет дать краткий обзор материала: почему данный предмет стоит изу­чать и какова его ценность лично для каждого, каким образом его по­знание может помочь студентам достичь важных целей или преодолеть препятствия, каким образом практические задания помогут им лучше усвоить этот материал.

Убеждающая средняя часть лекции поддерживает основную мысль лекции, которая была представлена в начале. Это «мясо» презентации - вещество, дающее студентам основу для развития определенных навы­ков или изменения образцов поведения. Самое важное во время лекции - следовать принципу KISS. Это означает: использовать знакомые сло­ва, избегать двусмысленные термины и утверждения, использовать ил­люстрации, мысленные картинки, факты и примеры. Статистика явля­ется убедительным способом изложения фактических отношений. При­ведите цитаты, которые подчеркнут сущность сказанного.

Лекцию можно использовать вместе с другими методами обучения, например, вопросы-ответы, использование средств массовой информа­ции, графиков, проекционного аппарата и фильмов. Все это поможет разнообразить занятие и улучшить восприятие информации студентами. Раздача и изучение материалов, касающихся предмета занятия, помогает вовлечь обучающихся в дискуссию.

Завершающая часть лекции подчеркивает ключевые слова и предла­гает участникам методы, с помощью которых они могут улучшить про­цесс воплощения изученного в жизнь. На этом этапе полезно остано­виться и попросить участников поделиться, будь то индивидуально или в группе, основными извлеченными ими из занятий мыслями. Завер­шение лекции служит повторением, обеспечивает обратную связь и подводит к следующим заданиям.

Успешные лекции - это те, которые тщательно спланированы и со­держат в себе три принципа:

во-первых, они кратки, сфокусированы на новых идеях и разработаны таким образом, чтобы новая информация была преподнесена «по кусочкам»;

во-вторых, успешные лекции со­держат провокационное начало, убедительную середину и сильное завершение;

в-третьих, лекции должны давать слушателям возможность быть активными участниками процесса обучения.

Методические особенности организации

семинарских занятий

Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников.

Семинар - это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.

Семинар в сравнении с другими формами обучения требует от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой – умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Особенность семинарского занятия - возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов.

Семинар так же является важнейшей формой усвоения знаний. Очевидны три структурные его части: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (послесеминарская работа студентов по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).

Не только сам семинар, но и предваряющая, и заключающая части его являются необходимыми звеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.

Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории. Семинар как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры.

С точки зрения методики проведения семинар представляет собой комбинированную, интегративную форму учебного занятия. Могут использоваться различные активные методики проведения занятий.

Трактовка семинара как завершающего звена в изучении блока взаимосвязанных тем дисциплины обусловлена тем, что во время его проведения подводятся итоги работы преподавателей, читающих лекции, и самостоятельной работы обучающихся по усвоению обсуждаемой научной проблемы.

Семинары выполняют многогранную роль: стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой; расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии; позволяют студентам проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное; способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии; прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, основными понятиями и категориями; предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов над первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности на лекциях; позволяют изучить мнения, интересы студентов, служат средством контроля преподавателя не только за работой студентов, но и за своей собственной как лектора и руководителя семинара, консультанта и т.д.

Семинар - это продукт педагогического общения студентов и преподавателей. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива.

Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой к изучению данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару.

Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, максимально его синтезировать и изложить в соответствии с темой. Поэтому особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару.

При разработке методики семинарских занятий важное место занимает вопрос о взаимосвязи между семинаром и лекцией, семинаром и самостоятельной работой студентов, о характере и способах такой взаимосвязи. Семинар не должен повторять лекцию, и, вместе с тем, его руководителю необходимо сохранить связь принципиальных положений лекции с содержанием семинарского занятия.

Определяющее значение для всего хода семинара имеет правильная методика его проведения. Несомненно, что методика различных семинаров (даже по одной учебной дисциплине) имеет свои особенности, которые преподаватель тщательно продумывает при составлении рабочего плана.

Семинар является важнейшей формой усвоения знаний. Очевидны три структурные его части: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (послесеминарская работа студентов по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).

Не только сам семинар, но и предваряющая, и заключающая части его являются необходимыми звеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.

В связи с этим можно предложить план проведения семинарского занятия:

I. Вводная часть.

а. Обозначение темы и плана семинарского занятия.

б. Предварительное определение уровня готовности к занятиям.

в. Формирование основных проблем семинара, его общих задач.

г. Создание эмоционального и интеллектуального настроя на семинарском занятии.

II. Основная часть.

а. Организация диалога между преподавателями и студентами и между студентами в процессе разрешения проблем семинарского занятия

б. Конструктивный анализ всех ответов и выступления студентов.

в. Аргументированное формирование промежуточных выводов, и соблюдение логики в последовательном соблюдении событий.

III. Заключительная часть.

а. Подведение итогов

б. Обозначение направления дальнейшего изучения проблем

в. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Методические рекомендации по проведению занятий СРСП

СРСП - формы аудиторной работы студентов по самостоятельному овладению учебным материалом под руководством преподавателя в объеме часов, предусмотренных государственным образовательным стандартом.

Преподаватель определяет задания и даёт рекомендации по её выполнению, а также проверяет её результаты. Управляемая самостоятельная работа используется обычно для изучения более важных вопросов курса. В процессе проведения любой формы самостоятельной работы студент может обращаться за консультацией к преподавателю по тем или иным интересующим его или вызвавшим затруднение вопросам.

Функции СРСП:

  1. функция дополнения и компенсации (консультативная) через: понимание, дополнение, расширение, углубление, уточнение, систематизация, закрепление учебного материала;

  2. функция подготовки к текущему, модульному и итоговому контролю знаний (контролирующая) через: повторение, выполнение практических задач и упражнений, тренировочных тестов, построение логических схем с учетом новой дополнительной информации и т.д.

Формы проведения СРСП тоже могут быть самыми различными. Вот перечисляем некоторые из них:

Описание некоторых из них будет приведено ниже.

Обзор интерактивных форм и методов обучения

применяемых кафедрой гуманитарных и естественных дисциплин

В кредитной технологии особое значение отводится интерактивному обучению. В аудиторных часах, вне зависимости от того, лекция это или се­минарское занятие, СРСП должны использоваться наряду с традиционными методами и интерактивные формы ведения занятий. Интерактивное обучение развивает способности студентов:

Рекомендуются следующие формы проведения семинарских занятий, СРСП и СРС:

Дебаты - устный обмен мнениями обучающихся в целях поиска пра­вильных ответов и выводов.

Дискуссия (обсуждение) - обмен мнениями между обучающимися по изучаемой теме. Участие студентов в обсуждении - ключ к освоению и сохранению в памяти знаний. Дискуссия - это эффективный способ во­влечь студентов в процесс обучения.

Ролевая игра - многосторонний способ обучения, обеспечивающий активное участие, вовлеченность, экспериментирование и открытие в про­цессе обучения.

«Аквариум» - способ изучения поведения группы путем деления на команды. Одна из команд занимается обсуждением или решением задания, в то время как другая команда исследует и записывает сам процесс. Ре­зультаты обсуждаются до того, как выводятся закрепленные правила.

Групповой инструктаж - преподаватель дает ключевые факты или «основные моменты темы», на основании чего далее формируются вопро­сы и ответы для занятия.

Групповое обсуждение - аудитория после лекции разбивается на группы для обсуждения и обмена мнениями, взглядами, вопросами и вы­водами через лидеров групп со всей аудиторией.

Кейс - метод - образовательный метод, помогающий студентам мыс­лить эффективно. Группе преподносится фактическая информация, осно­ванная на реальной ситуации, предлагается провести обсуждение проблем, проанализировать ситуацию и выработать рекомендации. Кейсы могут быть выражены многими способами. Они могут быть длинными и полно­стью описывать ситуацию или же могут быть краткими и витиеватыми, в любом случае их цель остается прежней - послужить поводом для студен­тов прийти к каким-либо умозаключениям, исходя из предложенных фак­тов.

Кейс-метод предполагает и групповую дискуссию. Обычно кейс-метод проводится в две стадии: на первой стадии участникам раздается кейс и они должны иметь достаточно времени прочитать и осмыслить ма­териал. Можно раздать студентам вопросы, чтобы поощрить дискуссию. На второй стадии участников просят обсудить кейс. Все участники долж­ны иметь возможность поделиться своим мнением, ставить под вопрос точки зрения друг друга, дать логическое обоснование своих выводов. Процесс заканчивается тем, что преподаватель просит обучаемых сделать заключения из фактов кейса и выводов, к которым участники прибегали в ходе дискуссии. Этот метод хорош тем, что развивает у обучающихся управленческих навыков, навыков принятия решений, навыков контроля. Наиболее подготовленные студенты могут написать сами кейс.

Презентация - метод обучения, при котором студент может вы­брать любую тему для своей презентации и выразить свое понимание или непонимание какого-либо аспекта рассматриваемой проблемы. Время пре­зентации — 8-10 минут. Презентация оценивается по таким критериям: на­сколько полно раскрыта тема, вызвала ли данная проблема интерес окру­жающих, насколько профессионально подошел студент к рассматриваемой проблеме.

Обработка критической ситуации — метод критической ситуации является одной из форм метода исследования. Метод направлен на моде­лирование более реальной ситуации, когда группе студентов предоставля­ется основная информация по критической ситуации и далее дается воз­можность самостоятельно задавать вопросы и требовать информацию, ко­торую они посчитают необходимой. Метод эффективно используется при необходимости определения проблемы.

Метод выявления ошибок - студенты получают домашнее задание предварительно ознакомиться с содержанием предстоящей лекции. Препо­даватель прорабатывает учебный материал, внося изменения, ошибочные данные. В процессе чтения преподавателем лекции, студенты должны най­ти ошибки. Этот метод позволяет развивать у студентов навыки критиче­ского слушания, концентрировать их внимание в течение всего занятия.

«Мозговой штурм» - наиболее простой и эффективный метод инте­рактивного обучения, развивающий творческое мышление, обучающий навыкам определения проблем, создания команды. Он представляет собой способ концентрации группой наиболее творческих идей, а участники предлагают способы их дальнейшей реализации.

Обзор пройденного - данный метод в отличие от разбора темы в кон­це каждой темы, может применяться периодически для того, чтобы удо­стовериться в том, что все студенты проходят цикл обучения. Он поможет достичь нескольких целей: побудить студентов поделиться своей реакцией на работу в группе, дать отражение некоторому опыту, проверить то мате­риал, который был изучен, выработать обратную связь для обучающегося и преподавателя и др. Существуют различные типы обзора пройденного.

«Метод круглого стола» - быстрая словесная проверка, позволяющая каждому сказать что-то, например, «сегодня я узнал три вещи», «я узнал о предмете...» и т.д.

Тихое размышление - обычно с письменными комментариями, возмож­но с вопросами на доске или на бумаге.

Групповое размышление - попросите небольшие группы сделать обзор пройденной темы и рассказать всем остальным.

Отражающие собеседования - открытое или с вопросами и структурой, изложенной обучающим, в парах.

Составление письма - метод направленный на усвоение определенного материала, где выделяется ключевое слово и от него составляется письмо в виде схемы, которое раскрывает сущность выбранного ключевого слова.

Обзор по применению инновационно-технических средств обучения

В учебном процессе кафедра применяет инновационно-технические средства обучения, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности. Они предполагают применение информационных образовательных технологий, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, в процессе преподавания дисциплины:

Подготовка, написание и защита реферата

Реферат (лат. реферре – докладывать, сообщать) представляет собой самостоятельную работу, разработку, доклад на конкретную, определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. В процессе выполнения реферата происходит не только дальнейшее усвоение материала, а также формируется умение обобщать явления общественной жизни, познания, закономерности развития, выделять главное, существенное и т.д. Для этого необходимо уметь пользоваться литературой, собирать материал, уметь проводить его анализ, систематизацию, выделять основные моменты, делать выводы, составлять библиографию и т.д.

Выполнение реферата при заочной форме обучения способствует углубленному изучению материала и является одной из форм проверки знаний студентов.

Требования к написанию и оформлению рефератов

  1. Реферат – это краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде.

  2. Тема реферата должна быть взята студентом из силлабуса

  3. При написании реферата обязательно должна быть использована дополнительная литература.

  4. Структура реферата:

а) титульный лист, где необходимо указать: фамилию, имя, отчество студента, шифр зачетной книжки, специальность и группу,

б) содержание (составить план работы), включающее:

- введение,

- основную часть (следует выделить 2-3 основных вопроса темы, которые могут быть разделены на части (главы, параграфы), если этого требует план изложения, но и может быть единым),

- заключение,

в) список использованной литературы.

5. Введение – начальная часть работы, вводящая в ее проблематику, подготавливающая усвоение основного текста.

Во введении обосновывается актуальность темы, ее значение, либо объясняется, чем данная тема интересна автору работы, дается краткий обзор литературы по теме, ставится задача, которую студент стремиться решить в процессе выполнения работы. Также можно изложить историю вопроса, исходных понятий и основной терминологии.

6. В основной части реферата следует выделить 2-3 вопроса темы, обозначив их в виде глав или параграфов.

7. В заключении реферата студент должен сделать выводы по основным положениям излагаемой темы, и методологическое значение для познания действительности и предметно-практической деятельности. В случае если в качестве темы реферата взята научная проблема, студент может дать ряд рекомендаций по решению данной проблемы.

8. Объем реферата не должен превышать 15 страниц компьютерного текста. Реферат может быть написан студентом от руки либо набран на компьютере 14 шрифтом, Times New Roman, одинарным межстрочным интервалом. Размеры полей: сверху и снизу – 2,5 см, слева – 3,0 см, справа – 1 см.

При написании реферата следует учесть некоторые рекомендации. Содержание работы должно быть изложено последовательно в соответствии с составленным планом, четким и ясным языком. Следует избегать громоздких, с большим количеством придаточных предложений и выражений. Неясность выражений, их неопределенность, невыразительность говорит о недостаточно четкой мысли самого студента, ее неясности для самого автора реферата.

Следует также избегать обильного по количеству и длинного цитирования. Дословное приведение слов оправдано при выражении мировоззренческой и методологической установки или позиции, с которых будут анализироваться вопросы темы, при поддержании мысли автора, при необходимости представить позицию мыслителя, философа.

При использовании в реферате цитат, статистических данных или другой информации из первоисточников необходимо делать по ходу текста сноски на использованный первоисточник, указав порядковый номер первоисточника в списке использованной литературы и номер страницы, с которой взята данная информация. Например, «Бытие мифа, говоря словами А. Лосева, - сама реальность, сама конкретность бытия», «это не выдумка, но – наиболее яркая и подлинная действительность» [17. С. 135-138].

Работа не должна содержать грамматических и стилистических ошибок, неточностей. Они снижают качество реферата, доказывают небрежное отношение автора к его написанию. Не рекомендуется переписывать дословно текст из одного учебника или учебного пособия, также полностью использовать материал, взятый из Интернета. Качество реферата оценивается, прежде всего, по тому, насколько самостоятельно и правильно студент раскрывает содержание главных вопросов темы.

9. Используемая литература оформляется следующим образом:

- книги – фамилия и инициалы автора, название книги, место и год издания, количество страниц в книге.

Например: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Мысль, 1992. – 542 с.

- статьи из сборников и журналов – фамилия и инициалы автора статьи, название статьи, название сборника или журнала, место и год издания (либо год и номер выпуска), количество страниц в книге, указание страниц, на которых находится статья.

Например:

  1. Гуревич П.Н. Мифология наших дней. // Свободная мысль, 1992, № 11. – С. 43-54.

  2. Умирзакова Л.А. Специфика мифомышления современного человека. // Современный человек в поисках души: Материалы международной научной конференции. – Алматы, Казак университетi, 2006. – 370 с. – С. 84-87.

- статьи из газет – фамилия и инициалы автора статьи, название статьи, название газеты, дата выпуска номера газеты.

Например: Назарбаев Н.А. К экономике знаний через инновации и образование. // Казахстанская правда, 27 мая 2006 г.

Конспект – систематическая, логически связанная запись содержания читаемого материала, объединяющая план, выписки, тезисы или хотя бы два из этих типов записи.

В отличие от выписок и тезисов конспект раскрывает содержание в той последовательности изложения, в котором оно предлагается в читаемом источнике.

Для составления конспекта отбирается самая важная и существенная информация.

Главные положения выделяются, важные слова, сочетания подчеркиваются. Каждая новая мысль начинается с новой строки. В конспекте следует указывать фамилию автора, название источника, место, время его издания, страницы.

Работа с первоисточниками:

- вчитаться в название книги или статьи, осмыслить его;

-внимательно прочитать текст и по ходу чтения кратко записывать

основные мысли;

- отделяйте одну мысль от другой, запишите их в виде тезисов;

- выпишите несколько основных категорий и понятий, широко

- используемых в педагогике, выясните, какие из них используются и

в других науках;

- закончив работу, выпишите все данные источника.