Лекция № 5. Государства развитого средневековья X- нач. XIII веков на территории Казахстана
Цели и задачи:
- Определить основные тенденции развития тюркских государств в 10-13 веков, культуры тюрков, ее взаимосвязи с другими культурами.
План:
1. Государство Караханидов.
2. Каракитаи, найманы и кереиты на территории средневекового Казахстана.
3. Кипчакский каганат.
4. Культура тюрков в 6 -13 веках.
Литература:
1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1.
Алматы,1996.
2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.
Алма- Ата, 1992.
3. Байпаков К.М. По следам древних городов Казахстана. Алма-Ата, 1990.
4. Байпаков К.М. Средневековые города на Великом Шелковом пути. Алматы,
1998.
1. В X веке на политическую арену Центральной Азии выходит новое государство, которое возглавила династия Караханидов (942-1210 гг.).
Первые правители Базыр Арслан-каган и Огулчак Кадыр-хан властвовали над западной и восточной частями государства, что свидетельствует об изначальном разделении на два больших улуса. Впервые дуальная система власти была реализована именно при их правлении. При Сатук Богра-хане, сыне Базыра, происходит важнейшее событие – принятие ислама господствующей религией.
В XI веке история каганата полна войн между восточной и западной ветвями правящей династии за верховенство. XII век обозначен в истории Караханидского государства борьбой против киданей (кара-китаев) и хорезмшахов. По сути, уже в начале XIII века государство Караханидов не представляло реальной силы в регионе.
Тем не менее, в государстве на протяжении X-XII веков существовали развитые феодальные отношения, которые мы обязаны рассмотреть. Политическое устройство, социально-экономические отношения у Караханидов оказали влияние на дальнейшую историю тюркских народов Казахстана.
В государстве Караханидов земельная собственность существовала в нескольких видах. Прежде всего, это икта. Икта представляла собой пожалование права на получение части или всей суммы ренты с определенной территории. Другая форма земельного владения – каганские земли, поместья, имущество – движимое и недвижимое – называлось «хасс». За собственность «хасс» не платился налог харадж и все доходы поступали в пользу владетелей.
В государственный земельный фонд – диуан – входили те площади, которые не отошли к икте или вакуфу. Эта форма землевладения выступала главным источником поступления налогов в казну. Вакуф – земли и имущество – завещанные медресе и мечетям, их рост привел к усилению влияния духовенства в государстве Караханидов на политические дела.
Однако далеко не все средние и мелкие владельцы земли могли защитить ее во время постоянных войн и набегов. В связи в X-XII веках на территории Казахстана получает развитие институт коммендации, суть которого заключалась в том, что мелкие собственники земли шли под покровительство более крупного феодала с выплатой ему налога за защиту. В конце концов это приводило к зависимости от коменданта.
2. Большую роль в развитии этнических и политических процессов в Казахстане сыграли каракитаи, найманы и кереиты.
Формирование каракитаев тесно связано с центральноазиатскими племенами киданей. В XII веке они появляются на территории Казахстана под предводительством Елюй Даши. Система наследования у каракитаев была довольно своеобразной, допускалось воцарение женщин, получавших в этом случае титул гурхана. Перейдем теперь к истории найманов и кереитов. Это были родственные тюркоязычные племена, участвовавшие в формировании государства Караханидов. Хозяйство их – кочевое скотоводство.
3. В начале XI века на территории от Иртыша до Волги установили свое политическое влияние кыпчаки. Кипчакское государственное объединение (начало XI – 1219г.) стало естественным преемником кимаков. В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков).
Внешнеполитические связи кипчаков были самого разнопланового характера. Долгое время (весь XI и начало XII века) они находились в союзнических отношениях с кереитами, меркитами, уйгурами, народами северного Кавказа и Средней Азии. История Кипчакского ханства завершилась с вторжением монгольских войск. Но именно кипчаки дольше всех сопротивлялись захватчикам, неоднократно поднимая освободительные восстания, ведя на протяжении многих лет партизанскую войну в тылу. Но об этом речь пойдет на следующей лекции.
4. Тюркская средневековая культура вошла в мировую сокровищницу культур. Уникальное сочетание двух видов хозяйства, смешение народов, языков, вызвали к жизни культурные феномены, до сегодняшнего дня поражающие своей глубиной, отточенностью мысли, красотой.
Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего быта. Жилища представлены разборными домами – юртами и стационарными зимовками в кочевой зоне, каменными и саманными домами в оседлой зоне. По сохранившимся письменным описаниям мы можем сделать вывод, что средневековая юрта была похожа на традиционную казахскую, покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках жилища строились в основном из саманного кирпича, дерева. В качестве отделки служили войлоки, кошмы, шерстяные ковры.
Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами.
Пища кочевого населения определялась образом жизни. Это молочные и мясные продукты. Однако, не следует считать, что растительная пища была исключена из рациона. Широко использовались дикорастущие растения, ягоды, фрукты, злаковые культуры.
Большую роль в развитии тюркской цивилизации сыграли города VI -XII веков. Города возникали на месте древних кангюйских городов-крепостей, на месте земледельческих оазисов. В X – XII веках только в Илийской долине возникло 56 новых городов. Это было связано с тем, что города стали транзитными точками на Великом Шелковом пути. Они вели торговлю не только между городами, но и между городами и степью.
Крупнейший из средневековых городов – Отрар – занимал площадь в 200 гектар. Нельзя думать, что города строились и развивались только на юге и юго-востоке Казахстана. В Центральном Казахстане города располагались в предгорьях Улытау, в долинах рек Сарысу, Кенгир, в горах Кент.
Города отличались высоким уровнем благоустройства. Обычными для них были водопровод, канализация (ташнау), проложенные из специальных гончарных труб. Это диктовалось необходимостью поддерживать чистоту в условиях жаркого климата, наличии природных очагов опасных инфекций. В каждом из городов имелись резервуары для хранения питьевой воды на случай осады, запасы продовольствия. Каждый из городов имел общественные здания – мечети, библиотеки, бани.
Важным элементом городов было развитое ремесло. Особое развитие получило гончарное и стеклодувное ремесло, ювелирное дело. Ювелиры средневековых городов Казахстана знали такие техники, как зернь, скань, литье, чеканка, чернь и т.д.
Особо следует сказать о семейных отношениях у тюрков. Семья была моногамной. Уже существовал обычай левирата (аменгерство). Группа родственников по различным линиям называлась особым термином. Строгим было разделение родственников на старших и младших, что позже сохраняется почти у всех тюркских народов до сегодняшнего дня. В таласских текстах есть названия некоторых категорий родственников: инилери – младшие братья или младшие родственники по мужской линии, синил – младшая сестра.
Безусловно, речь о тюркской культуре средневековья была бы неполной без рассказа о выдающихся деятелях тюркской цивилизации – Абу Насре аль-Фараби, Махмуде Кашагари, Жусупе Баласагуни, Ахмеде Яссауи.
Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Узлаг ибн Тархан аль-Фараби ат-Тюрки – именно таково его полное имя, из которого мы видим, что он был из знатной тюркской отрарской семьи (Фараб - одно из названий города Отрар). Родился он в 870 году.
Умер аль-Фараби в 950 году в Дамаске, где и похоронен у Малых ворот. По сведениям его современников, он отличался скромностью, не интересовался материальными благами, получая у правителя Дамаска в месяц всего 4 серебряных дирхема (прожиточный минимум того времени).
Самые ранние переводы трудов ученого на латинский язык – язык науки средневековой Европы - были сделаны еще в XI-XII веках и хранятся в Оксфордской, Парижской и Мадридской библиотеках. Труды аль-Фараби были авторитетом для целой плеяды выдающихся ученых эпохи мусульманского Ренессанса (Джами, Руми, Ибн-Сина и т.д.) и европейского Возрождения (Леонардо да Винчи, Роджер Бэкон).
К XI веку относится творчество Махмуда Кашгари (Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммад Кашгари), правнука Богра-хана. В 1074 году он закончил главный труд своей жизни – «Диуан лугат-ат тюрк» - «Словарь тюркских языков».
В X-XI веках, в государстве Караханидов жил и творил Жусуп Баласагуни (родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году), автор поэмы «Кутадгу билик» - «Благодатное знание».
Неполным было бы изложение материала по тюркской культуре, если бы мы не поговорили о творчестве Ходжи Ахмеда Яссауи. Основатель тюркской ветви суфизма, он родился в Туркестане в 1093 году. Ахмет Яссауи писал на тюркском, персидском, арабском, чагатайском языках. Главное его сочинение – «Диуани хикмет» или «Книга мудрости».
Учеником Ахмета Яссауи был Ахмет Иугнеки, известнейший поэт. В своем труде «Вознаграждение истины» он писал о равенстве всех людей перед лицом Бога, о предопределенности всего происходящего. Он считал, что человек должен довольствоваться малым, тем, что у него есть.
Можно было бы еще долго говорить о тех сверкающих вершинах, которых достигла тюркская культура в средневековье, на долгие годы став путеводной звездой для многих поколений людей не только в Казахстане и Центральной Азии, но и во всем мире. Отмечу лишь, что для этого были свои объективные причины. Смешение народов и языков, их религий и культур привело к выработке человеческой и культурной толерантности жителей региона, сохранившейся до сегодняшних дней.
Ключевые понятия: икта, хасс, вакуф, диуан, институт коммендации, дуальная система власти, ташнау, левират – аменгерство, гурхан, Дешт- и Кыпчак.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Министерство образования и науки Республики Казахстан Казахский гуманитарно-юридический университет высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
- Учебная программа дисциплины
- Содержание дисциплины Тематический план лекций
- Тематический план семинарских занятий
- График выполнения и сдачи заданий срсп
- График выполнения и сдачи заданий срс
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Глоссарий
- Общая шкала оценки знаний
- Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины За 2010 -2011 учебный год Контингент студентов – 737 человек
- Тезисы лекций Лекция №1. Введение в историю Казахстана. Древнейшая история Казахстана
- Лекция № 2. Эпоха бронзы на территории Казахстана
- Лекция № 3. Племенные союзы и государственные образования эпохи раннего железа
- Лекция №4. Государства раннего средневековья VI – X веков
- Лекция № 5. Государства развитого средневековья X- нач. XIII веков на территории Казахстана
- Лекция № 6. Казахстан в период монгольского завоевания (XIII век)
- Лекция № 7. Средневековые государства в XIV – XV веках
- Лекция № 8. Образование казахской народности и Казахского ханства
- Лекция № 9. Казахское ханство в XVI-начале XVIII веков
- Лекция №10. Начало вхождения казахских земель под протекторат России
- Лекция № 11. Начало эпохи колониализма в Казахстане
- Лекция № 12. Казахстан в конце XVIII - первой половине XIX века. Национально-освободительное движение казахского народа
- Во второй половине XIX века.
- Лекция № 14. Казахстан в начале хх века
- Лекция № 15. Казахстан в период революций 1917 года
- Лекция №16. Казахстан в годы гражданской войны
- Лекция №17. Казахстан в годы нэПа и индустриализации
- Лекция №18. Коллективизация сельского хозяйства и культурное строительство в Казахстане в 20-30-е годы хх века. Репрессии
- Лекция №19. Казахстан в годы Великой Отечественной войны
- Лекция №20. Казахстан в 1946 – 1964 годы
- Лекция 21. Казахстан в годы «реального социализма»(1964-1991годы)
- Лекция № 22. Независимый Казахстан
- Методические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине
- Составление кроссворда
- Материалы для самостоятельной работы обучающегося Семинар 1 Первобытно-общинный на территории Казахстана
- Семинар 2 Племенные союзы эпохи раннего железа.
- Семинар 3 Тюркские государства 6-12 вв.
- Семинар 4
- Семинар 15 Казахстан – суверенное государство.
- Материалы по контролю учебных достижений обучающихся Тесты к теме № 1
- Тесты к теме № 1
- Тесты к теме №2
- Тесты к теме № 3
- Тесты к теме №4
- Тесты к теме № 5
- Тесты к теме № 6
- Тесты к теме № 7
- Тесты к теме № 8
- Тесты к теме № 9
- Тесты к теме № 10
- Тесты к теме № 11
- Тесты к теме № 12
- Тесты к теме № 13
- Тесты к теме № 14
- Тесты к теме № 15
- Тесты к теме № 16
- Тесты к теме № 17
- Тесты к теме № 18
- Тесты к теме № 19
- Тесты к теме № 20
- Тесты к теме № 21
- Тесты к теме № 22
- Вопросы к рейтингу № 1
- Вопросы к государственному экзамену