Лекция № 3. Племенные союзы и государственные образования эпохи раннего железа
Цели и задачи:
- Классификация племенных союзов раннего железа, изучение их политической и социальной истории.
План:
1. Письменные источники о расселении племенных союзов.
2. Сакский племенной союз.
3. Усуни и кангюи.
4. Гунны на территории Казахстана и их место в мировой истории.
Литература:
1. История Казахстана с древнейщих времен до наших дней в 5 томах, Т. 1,
Алматы, 1996.
2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.
Алма-Ата, 1992.
3. Акишев К.А. Курган Иссык. М. 1978.
4. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. А. 1983.
1. История Казахстана эпохи раннего железа – история кочевых племен, освоивших степи между Волгой и Алтаем. След, оставленный кочевыми народами зачастую бывает зыбким, непрочным, поскольку кочевникам сложно хранить и постоянно перевозить книги. Но, тем не менее, мы имеем широкий круг письменных источников по истории племен эпохи раннего железа, так как они принимали активное участие в событиях мировой истории своего времени. О них писали историки, политики, географы - представители оседлых цивилизаций.
Эти источники можно условно разделить на три группы:
- Персидские: а) «Авеста» (начало I тыс. до н.э. или в пределах VII-начала VI в. До н.э.), священная книга зороастрийцев – в ней кочевые племена, населявшие степи Казахстана именовались “туры с быстрыми конями”;
- Античные источники (римские и греческие): «История» Геродота, завершенная между 430-424 годами до н.э.; работы Ктесия Книдского (V-IV века до нашей эры), в особенности сочинение, посвященное истории Персии и ее соседей; Полиена, греческого историка из Македонии;
- Китайские источники, относящиеся к истории гуннов и кангюев – летописи Хань, труды Сыма цяня и др.
После кропотливой работы историков, археологов были соотнесены названия сакских племен персидских и античных источников. Так, саки-тиграхауда соответствуют массагетам. По свидетельству этих источников саки говорили на восточноиранских диалектах индоевропейских языков. В языке саков были уже и тюркские включения за счет миграций племен из Внутренней Монголии.
2. Перейдем к политической истории саков, их хозяйственным и культурным связям, общественным отношениям.
Саки играли большую роль в мировой политике рассматриваемого времени. Они активно участвовали в войнах на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Еще на заре сакской истории царица Зарина боролась с мидийцами. В составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарии 1 саки входили в личную гвардию царя. Традиционно саки занимали сторону персов в их войнах с греками. Например в Марафонской битве (490 г. до н.э.) саки составляли ударный центр персидского войска. В битве при Фермопилах (480 г. до н.э.) саки воевали против спартанцев Леонида).
Огромные усилия пришлось приложить сакам во время походов Александра Македонского в Среднюю Азию
Связи саков с окружающим миром были не только военного порядка. Сакские племена поддерживали тесные взаимоотношения с Большим Хорезмом и Бактрией. Саки вступали в контакты с родственными племенами Алтая, Хакассии, Тувы. На северо-востоке и севере саки тесно общались с предками народов ханты и манси.
Саки Казахстана были прямыми потомками ариев. В то же время, антропологами установлено, что внешний облик саков по сравнению с андроновцами изменился. Началось смешение европеоидной и монголоидной рас.
В области хозяйственного уклада произошли значительные изменения. Окончательно сложился кочевой тип скотоводства, что вовлекло в хозяйственный оборот неосвоенные ранее междуречные степные пространства.
Материальная культура саков оказала огромное влияние на окружающие народы. Именно от саков другие народы переняли длинные штаны и короткий кафтан, предки брюк и пиджака.
Широкое развитие получило оружейное дело: лук, кинжалы-акинаки, длинные мечи, дротики, копья, боевые топоры, доспехи. Головки стрел стали трехгранными. Сакские ремесленники изготавливали прекрасные зеркала из бронзы.
Наряду с выработкой металлических изделий существовало и изготовление керамики, камнерезное и косторезное дело, выделка кож, ткачество, ковроделие.
Перейдем к общественному устройству саков. Сакское общество не было однородным, в нем были бедные и богатые. Чтобы убедиться в этом достаточно сравнить погребения царей и рядовых членов сакского общества. На высшей ступени общества стояли “цари” и “царицы”.
Наличие большого материального достатка не играло решающей роли. Главными были личное мужество и воинская доблесть. Естественно, что сакский царь зависел от войска.
На территории Казахстана сохранилось большое количество памятников сакской культуры. Это скопления могильников на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Заилийского, джунгарского Алатау, в долинах Кегеня и Нарынкола, относящиеся к Тасмолинской, Мэйэмирской, Кулажургинской культурам.
Саки оставили после себя выдающиеся образцы изобразительного искусства. Во-первых, это “сакский звериный стиль” в изобразительном искусстве, сложившийся в VII-VI веках до н.э. Звери – драконы, пантеры, гепарды, антилопы, изображались в движении, а не статично.
Ярким представителем сакской духовной культуры является Анахарсис –философ, живший в середине VII века до н.э., на которого ссылался Аристотель, Диоген Лаэртский. Анахарсис фигурирует в “Никомаховой этике”.
Эпоха саков показывает, что великая степь представляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем, расположенный на стыке Европы и Азии, подобно Греции и Малой Азии.
3. Теперь перейдем к истории усуней и кангюев, которые стали непосредственными продолжателями сакских традиций во II веке до нашей эры в южном и юго-восточном Казахстане. Племена усуней пришли в Казахстан из центральной Азии. Территория государства усуней на севере доходила до озера Балхаш, на западе – до Таласа, на востоке –до Бешбалыка. Центром усуней была Илийская долина в Семиречье. Ставка усуньских правителей – город Чигучен на побережье Иссык-куля, играла большую роль в становлении Великого шелкового пути.
Западнее владений усуней, в среднем течении Сырдарьи образовалось племенное объединение Канглы или Кангюй. Численность кангюев доходила до 600 тыс. чел, войско насчитывало 120 тыс. воинов. Ставкой кангюев был город Битянь.
Социально-экономические отношения усуней. Для усуньского общества было характерно сочетание кочевого скотоводства с земледелием.
Одним из признаков существования родовой и семейной собственности служит появление на рубеже новой эры каменных, глиняных, металлических печатей.
Материальная культура кангюев получила условное название каунчинской, Джетыасарской и отрарско-каратауской культур (Каратау). Интересны находки на поселении Актобе неподалеку от Чардары. В Отрарском оазисе на левом берегу Арыси имеются остатки двух десятков городищ в виде бугров-тобе. Самый крупный – Кок – Мардан –городской центр.
Дома кангюев строились из кирпича и камня. У кангюев преимущественным видом хозяйства было богарно-лиманное земледелие в сочетании с оседлым скотоводством.
4. Наконец, перейдем к рассмотрению крупнейшего племенного образования, кардинальным образом изменившего этническую и политическую карту не только казахстанских степей, но и всей Евразии.
В IV- III вв. до н.э. на северных границах Китая в Центральной Азии сложился хуннский племенной союз. В 47 году до н.э. Гуннское государство распалось на южную и северную части. Южные подчинились Китаю, а северные во главе с Чжичжи-шаньюем перешли Тянь-Шань и вошли в соприкосновение с кангюями. Вторая волна гуннского проникновения на территорию Казахстана началась в в 1 веке н.э. В 93 году гунны переместились до Тарбагатая. Началось смешивание их с местными племенами. Во втором веке гунны создали в Восточном Казахстане и Семиречье государство Юэббань, просуществовавшее до 5 века. Часть племен Казахстана перекочевывала на запад. Этот процесс длился более трех веков, пока в IV веке кочевники не достигли степей Восточной и Центральной Европы. Этот период принято называть в истории “Великим переселением народов”.
У гуннов было хорошо организованное войско. В гуннском обществе существовало имущественное неравенство. Низшей прослойкой были рабы из числа военнопленных. Они использовались как домашние слуги.
У гуннского царя существовал сложный аппарат управления. С населения взимались налоги, для чего при гуннском царе Лаошане был составлен кадастр (всеобщая перепись населения). При Лаошане гуннское государство достигло такого уровня развития, что китайский император Сяо Вэнь-ди писал ему в 162 году: “Хань (т.е. Китай) и Хунну суть два соседних равных государства”.
Гунны, смешиваясь с различными племенами, сошли с арены истории как самостоятельное государство, но вошли в состав многих тюркских народов 6-12 веков.
Завоевания гуннов ознаменовали наступление эпохи, которая стала связующим звеном между древностью и средневековьем. Гунны, усуни и кангюи стали еще одним звеном в истории древнего Казахстана.
Ключевые понятия: кочевое скотоводство, шаньюй, гуньмо, саки, усуни, кангюи, гунны, звериный стиль, военная демократия.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Министерство образования и науки Республики Казахстан Казахский гуманитарно-юридический университет высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
- Учебная программа дисциплины
- Содержание дисциплины Тематический план лекций
- Тематический план семинарских занятий
- График выполнения и сдачи заданий срсп
- График выполнения и сдачи заданий срс
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Глоссарий
- Общая шкала оценки знаний
- Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины За 2010 -2011 учебный год Контингент студентов – 737 человек
- Тезисы лекций Лекция №1. Введение в историю Казахстана. Древнейшая история Казахстана
- Лекция № 2. Эпоха бронзы на территории Казахстана
- Лекция № 3. Племенные союзы и государственные образования эпохи раннего железа
- Лекция №4. Государства раннего средневековья VI – X веков
- Лекция № 5. Государства развитого средневековья X- нач. XIII веков на территории Казахстана
- Лекция № 6. Казахстан в период монгольского завоевания (XIII век)
- Лекция № 7. Средневековые государства в XIV – XV веках
- Лекция № 8. Образование казахской народности и Казахского ханства
- Лекция № 9. Казахское ханство в XVI-начале XVIII веков
- Лекция №10. Начало вхождения казахских земель под протекторат России
- Лекция № 11. Начало эпохи колониализма в Казахстане
- Лекция № 12. Казахстан в конце XVIII - первой половине XIX века. Национально-освободительное движение казахского народа
- Во второй половине XIX века.
- Лекция № 14. Казахстан в начале хх века
- Лекция № 15. Казахстан в период революций 1917 года
- Лекция №16. Казахстан в годы гражданской войны
- Лекция №17. Казахстан в годы нэПа и индустриализации
- Лекция №18. Коллективизация сельского хозяйства и культурное строительство в Казахстане в 20-30-е годы хх века. Репрессии
- Лекция №19. Казахстан в годы Великой Отечественной войны
- Лекция №20. Казахстан в 1946 – 1964 годы
- Лекция 21. Казахстан в годы «реального социализма»(1964-1991годы)
- Лекция № 22. Независимый Казахстан
- Методические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине
- Составление кроссворда
- Материалы для самостоятельной работы обучающегося Семинар 1 Первобытно-общинный на территории Казахстана
- Семинар 2 Племенные союзы эпохи раннего железа.
- Семинар 3 Тюркские государства 6-12 вв.
- Семинар 4
- Семинар 15 Казахстан – суверенное государство.
- Материалы по контролю учебных достижений обучающихся Тесты к теме № 1
- Тесты к теме № 1
- Тесты к теме №2
- Тесты к теме № 3
- Тесты к теме №4
- Тесты к теме № 5
- Тесты к теме № 6
- Тесты к теме № 7
- Тесты к теме № 8
- Тесты к теме № 9
- Тесты к теме № 10
- Тесты к теме № 11
- Тесты к теме № 12
- Тесты к теме № 13
- Тесты к теме № 14
- Тесты к теме № 15
- Тесты к теме № 16
- Тесты к теме № 17
- Тесты к теме № 18
- Тесты к теме № 19
- Тесты к теме № 20
- Тесты к теме № 21
- Тесты к теме № 22
- Вопросы к рейтингу № 1
- Вопросы к государственному экзамену