Лекция №18. Коллективизация сельского хозяйства и культурное строительство в Казахстане в 20-30-е годы хх века. Репрессии
Цели и задачи:
-Показать как реализовывалась практическая доктрина построения социализма в Казахстане, утверждалась тоталитарная, казарменная система.
План:
1. Коллективизация сельского хозяйства.
2. Культура Казахстана 20-30-х гг. ХХ века.
3. Преобразование КАССР в КССР.
4. Массовые репрессии 20-30-х гг. ХХ века.
Литература:
1. Козыбаев М.К. Историография Казахстана: уроки истории. Алматы, 1990.
2. О прошлом – для будущего. Алматы, 1990.
3. Рыскулов Т. Избранные труды. Алматы, 1984.
4. Hedeler W. Karlag: das Karagandinsker “ Beesserungsarbeit slager” 1930-1959. , Алматы, 2008.
1. Коллективизация в Казахстане началась в 1927 году после 15 съезда ВКП (б) и связана с именем Ф.Голощекина, который был первым лицом в республике с 1925 по 1933 годы. В это время явно проявился примат политики над экономикой. Ф.И.Голощекин активно проповедовал идею «Малого Октября».
В Казахстане коллективизация должна была завершиться к весне 1932 года. Совершенно не учитывались ни национальные, ни климатические условия Казахстана. В погоне за высоким процентом вступивших в колхозы, с 1929 года началась насильственная коллективизация и седентаризация кочевников.
Следующим этапом коллективизации стала ликвидация кулачества и байства как класса.
В то же время Казахстан стал местом ссылки кулаков и их семей из других регионов СССР – к 1937 году их прибыло 180015 человек.
Компании по заготовке скота не учитывали реальных данных, зачастую планы превышали фактическое количество скота в 1,5-2 раза. В результате кочевое население осталось без скота (на хозяйство оставляли 2-3 баранов). Перевод казахов на оседлость также был насильственным. В 1930 г. осели 87136 хозяйств, а в 1933 – 242208. Седентаризация проводилась людьми, не имевшими никакого понятия о кочевом типе хозяйства, его специфике.
С 1930 года начались массовые откочевки казахов за пределы республики. До середины 1931 года откочевало 281 230 хозяйств, в основном в Китай, Афганистан, Иран, всего за время коллективизации из Казахстана ушло 1миллион 130 тыс. человек, из них 676 тысяч безвозвратно.
В марте 1930 года в «Правде» – официальном партийном органе появилась статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой критиковались перегибы в проведении коллективизации, однако для Казахстана она позитивных последствий не имела.
В 1931-33 годах в результате проводимой политики, неурожая и джута в Казахстане разразился голод.
2. Развитию культуры 20-30-х годов характерны как позитивные, так и негативные черты. В начале 20-х годов по всему советскому союзу началась борьба с безграмотностью, коснувшаяся всех в возрасте от 8 до 50 лет.
Обучение грамоте на казахском языке осуществлялось на основе арабского алфавита, в 1928 году было принято решение о переводе на новый, латинский алфавит. В 1930 году было введено всеобщее начальное образование.
Большое развитие получила система среднего специального образования- двухгодичные учительские и педагогические институты в Караганде, Уральске, Семипалатинске, Чимкенте и др., музыкально-драматический техникум, сельхозтехникумы, медтехникумы и др.
Начала развиваться система высшего образования Казахстана. В 1928 году открылся первый вуз – Казахский государственный педагогический институт (в 1935 году ему было присвоено имя Абая), в 1929 - Алматинский зооветеринарный институт, в 1930 - Казахский сельскохозяйственный, в 1931-Алматинский медицинский, в 1934 - КазГУ и Казахский горно-металлургический институт. В 1935 году была издана «История Казахстана с древнейших времен» профессора Асфендиярова С.
3. В 1936 году, на основе новой Конституции СССР, принятой в декабре, Казахская АССР была преобразована в союзную республику. 21-26 марта 1937 г. на 10 съезде советов Казахстана была утверждена новая Конституция Казахской ССР. Статус союзной республики был представлен Казахстану в связи с наличием внешних границ с иностранными государствами.
4. 30-е годы XX века вошли в историю Казахстана не только как время индустриализации, коллективизации, значительных культурных успехов, но и как время массовых репрессий. Противоречие между утопической идеей коммунизма и реальным социально-экономическим развитием Советского государства привели к окончательному установлению в 30-х годах тоталитарного режима.
На территории Казахстана шло активное строительство концентрационных лагерей, всего их было 7. Уже в 1930-1931 годах на угольных разработках и строительстве Карагандинской железной дороги было занято более 30000 раскулаченных. По данным на 1939 год на территории Казахстана находилась 21 тюрьма. Наиболее крупными из лагерей были Карлаг, создававшийся вначале как образцово-показательный совхоз НКВД, и АЛЖИР.
Таким образом, мы видим, что могущество СССР было построено противозаконными методами, ценой жизни не одного поколения. Будущее могущество СССР как ядерной державы в немалой степени было создано жизнями сотен тысяч политических заключенных.
Ключевые понятия: Коллективизация, «Малый Октябрь», седентаризация, джут, Конституция, Казахская ССР, репрессии.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Министерство образования и науки Республики Казахстан Казахский гуманитарно-юридический университет высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
- Учебная программа дисциплины
- Содержание дисциплины Тематический план лекций
- Тематический план семинарских занятий
- График выполнения и сдачи заданий срсп
- График выполнения и сдачи заданий срс
- Список литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Глоссарий
- Общая шкала оценки знаний
- Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины За 2010 -2011 учебный год Контингент студентов – 737 человек
- Тезисы лекций Лекция №1. Введение в историю Казахстана. Древнейшая история Казахстана
- Лекция № 2. Эпоха бронзы на территории Казахстана
- Лекция № 3. Племенные союзы и государственные образования эпохи раннего железа
- Лекция №4. Государства раннего средневековья VI – X веков
- Лекция № 5. Государства развитого средневековья X- нач. XIII веков на территории Казахстана
- Лекция № 6. Казахстан в период монгольского завоевания (XIII век)
- Лекция № 7. Средневековые государства в XIV – XV веках
- Лекция № 8. Образование казахской народности и Казахского ханства
- Лекция № 9. Казахское ханство в XVI-начале XVIII веков
- Лекция №10. Начало вхождения казахских земель под протекторат России
- Лекция № 11. Начало эпохи колониализма в Казахстане
- Лекция № 12. Казахстан в конце XVIII - первой половине XIX века. Национально-освободительное движение казахского народа
- Во второй половине XIX века.
- Лекция № 14. Казахстан в начале хх века
- Лекция № 15. Казахстан в период революций 1917 года
- Лекция №16. Казахстан в годы гражданской войны
- Лекция №17. Казахстан в годы нэПа и индустриализации
- Лекция №18. Коллективизация сельского хозяйства и культурное строительство в Казахстане в 20-30-е годы хх века. Репрессии
- Лекция №19. Казахстан в годы Великой Отечественной войны
- Лекция №20. Казахстан в 1946 – 1964 годы
- Лекция 21. Казахстан в годы «реального социализма»(1964-1991годы)
- Лекция № 22. Независимый Казахстан
- Методические рекомендации по проведению видов занятий по дисциплине
- Составление кроссворда
- Материалы для самостоятельной работы обучающегося Семинар 1 Первобытно-общинный на территории Казахстана
- Семинар 2 Племенные союзы эпохи раннего железа.
- Семинар 3 Тюркские государства 6-12 вв.
- Семинар 4
- Семинар 15 Казахстан – суверенное государство.
- Материалы по контролю учебных достижений обучающихся Тесты к теме № 1
- Тесты к теме № 1
- Тесты к теме №2
- Тесты к теме № 3
- Тесты к теме №4
- Тесты к теме № 5
- Тесты к теме № 6
- Тесты к теме № 7
- Тесты к теме № 8
- Тесты к теме № 9
- Тесты к теме № 10
- Тесты к теме № 11
- Тесты к теме № 12
- Тесты к теме № 13
- Тесты к теме № 14
- Тесты к теме № 15
- Тесты к теме № 16
- Тесты к теме № 17
- Тесты к теме № 18
- Тесты к теме № 19
- Тесты к теме № 20
- Тесты к теме № 21
- Тесты к теме № 22
- Вопросы к рейтингу № 1
- Вопросы к государственному экзамену