Общественное движение при Николае I
Лидером консервативного направления общественной жизни был С.С. Уваров, министр образования, президент Академии наук, автор Теории официальной народности – основы идеологии консерваторов. Среди теоретиков этого направления выделялись историки Н.М. Карамзин и М.П. Погодин, драматург Н.В. Кукольник, литераторы Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, М.Н. Загоскин.
После разгрома декабристов Россия переживает период политической реакции. В конце 1820-начале 1830-х гг. революционное направление существует лишь в нескольких студенческих кружках. Среди них выделяются кружки братьев Критских (1827 г.) и Сунгурова (1831 г.), которые пытались продолжить дело декабристов и были беспощадно разгромлены правительством.
Последовательно преследовала власть и те организации, которые восприняли новые идеи утопического социализма: кружок Герцена в Москве (1833-1834) и общество Петрашевского в Петербурге (1845-1849, в работе кружка участвовал Ф.М. Достоевский). Более спокойным было существование далекого от политики умеренно либерального кружка Станкевича(1833-1839 г.), члены которого увлекались немецкой идеалистической философией.
К концу 1830-х гг. в либеральной мысли России четко выделяются два направления – западничество и славянофильство, – которые предлагают свои концепции исторического развития России и программы ее переустройства.
3ападники (В.П. Боткин, Е.Ф. Корт, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, историки С.М. Соловьев и Т.Н. Грановский) считали, что Россия является обычным европейским государством, отклонившимся от «правильного» пути развития после начала монгольского ига и вернувшимся на него, в результате реформ Петра Великого. Движению в западном направлении сильно мешают сохранение крепостничества и деспотизма. Власть и общество должны подготовить и провести хорошо продуманные, последовательные реформы (отмену крепостного права и ограничение абсолютизма), с помощью которых будет ликвидирован разрыв между Россией и Западной Европой.
С точки зрения славянофилов (А.С. Хомякова, братьев И.В. и П.В. Киреевских, К.С. и И.С. Аксаковых, А.И. Кошелева), Россия развивается по своему, самобытному, пути. Основными его признаками они называли крестьянскую общину, православие, коллективизм, ограниченный абсолютизм, демократические традиции (в форме Земских соборов). В результате реформ Петра это гармоничное устройство Руси было разрушено. Именно Петр ввел крепостное право, мешающее существованию общины, деспотизм власти и европейские нравы. Необходимо вернуть Россию на «правильный» путь развития, отменив крепостное право, ограничив абсолютизм и вернувшись к исконному укладу жизни. Этой цели славянофилы надеялись достичь с помощью реформ, которые должен провести созванный императором Земский собор. Особую, очень умеренную позицию, заняли «московские славянофилы» (Ю.М. Самарин). Они выступали против радикальных преобразований и серьезного ограничения самодержавия. Их девиз: «Сила власти – царю. Сила мнения – народу».
Таким образом, оба течения либерализма в России, совершенно по разному трактуя особенности ее исторического пути, выступали с одинаковыми лозунгами, призывая к отмене крепостного права и ограничению абсолютизма.
Представители радикального направления, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и В.Г. Белинский в конце 1830 – начале 1840-х гг., разделяли основные идеи западников. Однако позднее радикалы подвергли самой резкой критике капиталистический строй. По их мнению, в России должно быть построено общество нового типа – общинный (русский) социализм (автор его теории – А.И. Герцен). Основной ячейкой нового общества должна стать крестьянская община, всеобщее равенство членов которой радикалы считали главным признаком социализма. В конце 1840-х гг. Герцен и Огарев эмигрировали в Англию. Там с 1857 по 1867 гг. они издают первую русскую революционную газету – «Колокол».
Особое место в общественном движении занимает П.Я. Чаадаев, участник войны 1812 г. и Северного общества декабристов. В своих «Философических письмах» (1829-1831 гг.) он говорил об отлученности России от всемирной истории, об обусловленном особенностями православия духовном застое, препятствующем историческому развитию страны. За публикацию «Писем» в журнале «Телескоп» (1836 г.) Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В 1837 г. он пишет «Апологию сумасшедшего», в которой он выражает надежду на включение России в западную христианскую цивилизацию.
- Часть I. Российское государство в VII-XIX веках Раздел 1. Русь в VII-XI веках Восточные славяне в древности
- Киевская Русь
- Первые Киевские князья
- Правление Владимира Святославича
- Русь при Ярославе Мудром
- Третья усобица на Руси. Владимир Мономах
- Культура Древнерусского государства (IX - 3о-е гг. XII в.)
- Установление монгольского ига
- Борьба Руси с агрессией европейских феодалов
- Возвышение Москвы
- Завершение процесса формирования единого Общероссийского государства. Иван III.
- Российское государство в конце XV-начале XVI веков
- Реформаторская деятельность Ивана IV
- Внешняя политика при Иване IV
- Опричнина
- Культура периода создания Российского централизованного государства (вторая половина XIII – XVI в.)
- Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.
- Внешняя политика России в XVII в.
- Народные движения в XVII в.
- Культура XVII века
- Внешняя политика Петра I
- Реформы Петра I
- Значение Петровской модернизации:
- Внешняя политика России в середине - второй половине XVIII века
- Социальные движения XVIII века
- Социально-экономическое развитие России в XVIII века
- Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века
- Правление Павла I (1796-1801 гг.)
- Внутренняя политика Александра I (1801-1812 гг.)
- Внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812 года.
- Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 годах
- Движение декабристов
- Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.)
- Внешняя политика Николая I
- Общественное движение при Николае I
- Культура первой половины XIX века – «Золотой век русской культуры»
- «Великие реформы» Александра II
- Земская реформа 1864 г.
- Судебная реформа 1864 г.
- Военные преобразования 60 - 70-х гг.
- Социально-экономическое развитие пореформенной России
- Общественное движение второй половины 50-60-х годов XIX в.
- Революционное народничество
- Внутренняя политика самодержавия в конце XIX в.
- Внешняя политика России во второй половине XIX в.
- Культура второй половины XIX в.
- Социально-экономическое развитие России в конце XIX - начале хх века
- Общественное движение в конце XIX - начале хх века
- Внешняя политика России в начале XX века
- Революция 1905-1907 годов
- «Российский бонапартизм». Столыпинская аграрная реформа.
- Россия в Первой мировой войне (1914-1918)
- Культура начала хх века
- От Февраля к Октябрю
- Первые шаги советской власти
- Гражданская война и иностранная интервенция (1918-1922 гг.)
- Новая экономическая политика
- Образование ссср
- Внутрипартийная борьба в ссср в 20-е годы
- Внешняя политика ссср в 20-е годы
- Духовная жизнь советского общества в 20-е годы
- Сталинская модернизация ссср
- Индустриализация
- Коллективизация
- Культурная революция
- Политическая система ссср в 30-е годы
- Внешняя политика ссср в 30-е годы
- Начальный этап Великой Отечественной войны
- Партизанское движение и советский тыл в годы войны
- Коренной перелом в ходе войны
- Завершающий этап Великой Отечественной войны
- Антигитлеровская коалиция
- Социально-экономическое и политическое развитие ссср в 1945-1953 годах
- Внешняя политика ссср в 1945-1953 годах. Начало «холодной войны»
- Культурная жизнь ссср 1945-1953 гг.
- Политическое развитие ссср в 1953-1964 годах
- Экономические реформы н.С. Хрущева
- Внешняя политика в 1953—1964 гг.
- Культура ссср в годы «оттепели»
- «Застой» в экономической сфере
- «Застой» в политической сфере
- «Застой» в духовной сфере
- Внешняя политика ссср в 1965—1984 гг
- Внешняя политика ссср в 1985—1991 гг
- Экономические реформы в России в 1990-е годы
- Политическое развитие России в 1991-2009 гг
- Развитие межнациональных отношений в рф в 1991-2009 годах
- Культура российского общества в 1991-2009 годах
- Внешняя политика рф в 1990-2009 годах