Культура XVII века
Главной тенденцией в развитии культуры этого периода стало обмирщение, проявившееся во всех областях культуры.
XVII в. характеризовался заметным ростом грамотности среди различных слоев населения. Широкое распространение получают учебные пособия. Особой популярностью пользовался «Букварь» Василия Бурцева (1633 г.).
Появлялись средние школы, где изучали иностранные языки и другие предметы (1640-е – частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян; 1650-е – школа в Чудовом монастыре; 1660-е – государственная школа для подьячих). В 1687 г. Славяно-греко-латинское училище приобрела статус академии и стала первым в России высшим учебным заведением.
При царском дворе распространялась рукописная газета «Куранты».
Произведения общественной мысли начала века создавались под свежим впечатлением Смутного времени, бурные события которого рассматривались в них с различных точек зрения. Дьяк Иван Тимофеев во «Временнике» (1620-е гг.) осуждал Грозного и Годунова, истреблявших боярство и тем, по его мнению, ослаблявших царскую власть. Авраамий Палицын в своем «Сказании» винил русских людей в забвении религии и нравственности.
В середине и второй половине XVII в. появляются сочинения Симеона Полоцкого (первые памятники поэзии и драматургии), «Политика» Юрия Крижанича, в которых обосновывается полезность самодержавия для развития страны. Симеон Полоцкий стал воспитателем старших детей Алексея Михайловича.
Среди произведений, содержащих резкую критику государственной власти и официальной церкви, выделяется «Житие протопопа Аввакума» – своего рода автобиография, написанная духовным вождем Раскола.
Особенно ярко процесс обмирщения в литературе проявляется в росте популярности произведений таких жанров как бытовая повесть и сатира.
Бытовые повести посвящались темам столкновения младшего и старшего поколений, нравственного выбора героев, их личным переживаниям («Повесть о Горе-злосчастье» - середина XVII в.; «Повесть о Савве Грудцыне» - 1660-е гг.; «Повесть о Фроле Скобееве» - 1680-е). Основные персонажи – купцы и небогатые дворяне, как правило, люди авантюрного склада, легко отвергающие патриархальные устои и нравственные нормы прошлого.
Социальные конфликты XVII в. породили еще один жанр – сатиру, которая пародировала жития («Слово о бражнике»), судопроизводство («Шемякин суд», «Повесть о Ерше Ершовиче»), высмеивали быт монахов («Калязинская челобитная»).
Господствующим стилем церковной архитектуре окончательно становится шатровый стиль. Однако уже во второй половине XVII в. он постепенно теряет свои позиции. Церкви середины XVII в., как правило, нарушали крестово-купольные образцы, отличались асимметрией и чрезвычайно богатым декоративным украшением фасадов (московские церкви Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках; ярославские церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста). Этот стиль в архитектуре получил название «нарышкинское» (или московское, или северное) барокко. Из гражданских построек самыми замечательными были Теремной дворец Московского Кремля и деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском (не дошедший до наших дней).
Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля. В иконописи первой половины XVII в. продолжала господствовать «Строгановская школа», мастера которой (Прокопий Чирин) все свое искусство посвящали тщательному и технически совершенному исполнению канонов. Во второй половины XVII в. заметным явлением становится живопись Симона Ушакова, в которой уже проявляются реалистические тенденции: он пишет иконы с учетом анатомического строения лица, используя светотень и перспективу. («Спас Нерукотворный»). Новые черты живописного искусства проявились и в парсунах – портретах реальных лиц (царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного Петра I), выполненных в иконописной манере.
Во второй половине XVII в. становятся очевидными многочисленные проблемы, для решения которых необходимо было провести комплекс глобальных преобразований Российского общества. Эти проблемы и стали причинами Петровской модернизации. Под модернизацией, в этом смысле, принято понимать коренное обновление всех сторон жизни общества с целью преодоления отставания от передовых стран Запада.
Причины Петровской модернизации:
Отсутствие у России выхода к морям. Это препятствует успешному ведению войн и внешней торговли. У России есть только один морской порт – Архангельск, акватория которого большую часть года несудоходна.
Культурная изоляция России от стран Запада приводит к застою в духовном развитии страны.
Стремительно нарастающее экономическое отставание России от передовых стран Запада.
Отсутствие у России регулярной армии и флота. Возникает угроза частичной колонизации со стороны Швеции.
Дальнейшее укрепление абсолютизма требовало глобальных изменений в политической системе.
1676-1682 гг. – правление старшего сына Алексея Михайловича Федора. При нем введено подворное обложение (налоги взимаются со «двора», а не с «сохи»), и уничтожено местничество.
1682 г. – в России возникает кризис власти. Ввиду явной недееспособности родного брата покойного царя 16-летнего Ивана (сына Алексея Михайловича от первой жены – Марии Милославской), на престол был посажен сводный брат Федора 10-летний Петр Алексеевич (сын Натальи Кирилловны Нарышкиной). В мае 1682 г. Милославские во главе с царевной Софьей Алексеевной (тоже Милославской), спровоцировали стрелецкое восстание (Хованщина) и посадили на престол Ивана V Алексеевича (умер в 1696 г.), ставшего соправителем Петра. Фактическими правителями при этом стали Софья и ее фаворит князь В.В. Голицын.
Малолетний Петр был отправлен в ссылку в село Преображенское, где в военных играх и общении с иностранцами из Немецкой слободы прошли его детство и юность. Именно в это время вокруг царя начинает складываться кружок единомышленников, видное место среди которых занимали А.Ф. Меншиков, Ф. Лефорт, Ф.А. Головин, Ф.М. Апраксин (первый русский адмирал).
К 1689 г. политическая ситуация в стране начинает обостряться (этому способствовали неудачные Крымские походы Голицына 1687 и 1689 гг., подорвавшие авторитет Софьи). Воспользовавшись удачным моментом, Петр в том же году становится фактически единоличным правителем России и приступает к подготовке проекта преобразований. Их осуществление началось, когда в 1696 г., после смерти Ивана V, Петр стал официально единоличным правителем.
- Часть I. Российское государство в VII-XIX веках Раздел 1. Русь в VII-XI веках Восточные славяне в древности
- Киевская Русь
- Первые Киевские князья
- Правление Владимира Святославича
- Русь при Ярославе Мудром
- Третья усобица на Руси. Владимир Мономах
- Культура Древнерусского государства (IX - 3о-е гг. XII в.)
- Установление монгольского ига
- Борьба Руси с агрессией европейских феодалов
- Возвышение Москвы
- Завершение процесса формирования единого Общероссийского государства. Иван III.
- Российское государство в конце XV-начале XVI веков
- Реформаторская деятельность Ивана IV
- Внешняя политика при Иване IV
- Опричнина
- Культура периода создания Российского централизованного государства (вторая половина XIII – XVI в.)
- Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.
- Внешняя политика России в XVII в.
- Народные движения в XVII в.
- Культура XVII века
- Внешняя политика Петра I
- Реформы Петра I
- Значение Петровской модернизации:
- Внешняя политика России в середине - второй половине XVIII века
- Социальные движения XVIII века
- Социально-экономическое развитие России в XVIII века
- Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века
- Правление Павла I (1796-1801 гг.)
- Внутренняя политика Александра I (1801-1812 гг.)
- Внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812 года.
- Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 годах
- Движение декабристов
- Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.)
- Внешняя политика Николая I
- Общественное движение при Николае I
- Культура первой половины XIX века – «Золотой век русской культуры»
- «Великие реформы» Александра II
- Земская реформа 1864 г.
- Судебная реформа 1864 г.
- Военные преобразования 60 - 70-х гг.
- Социально-экономическое развитие пореформенной России
- Общественное движение второй половины 50-60-х годов XIX в.
- Революционное народничество
- Внутренняя политика самодержавия в конце XIX в.
- Внешняя политика России во второй половине XIX в.
- Культура второй половины XIX в.
- Социально-экономическое развитие России в конце XIX - начале хх века
- Общественное движение в конце XIX - начале хх века
- Внешняя политика России в начале XX века
- Революция 1905-1907 годов
- «Российский бонапартизм». Столыпинская аграрная реформа.
- Россия в Первой мировой войне (1914-1918)
- Культура начала хх века
- От Февраля к Октябрю
- Первые шаги советской власти
- Гражданская война и иностранная интервенция (1918-1922 гг.)
- Новая экономическая политика
- Образование ссср
- Внутрипартийная борьба в ссср в 20-е годы
- Внешняя политика ссср в 20-е годы
- Духовная жизнь советского общества в 20-е годы
- Сталинская модернизация ссср
- Индустриализация
- Коллективизация
- Культурная революция
- Политическая система ссср в 30-е годы
- Внешняя политика ссср в 30-е годы
- Начальный этап Великой Отечественной войны
- Партизанское движение и советский тыл в годы войны
- Коренной перелом в ходе войны
- Завершающий этап Великой Отечественной войны
- Антигитлеровская коалиция
- Социально-экономическое и политическое развитие ссср в 1945-1953 годах
- Внешняя политика ссср в 1945-1953 годах. Начало «холодной войны»
- Культурная жизнь ссср 1945-1953 гг.
- Политическое развитие ссср в 1953-1964 годах
- Экономические реформы н.С. Хрущева
- Внешняя политика в 1953—1964 гг.
- Культура ссср в годы «оттепели»
- «Застой» в экономической сфере
- «Застой» в политической сфере
- «Застой» в духовной сфере
- Внешняя политика ссср в 1965—1984 гг
- Внешняя политика ссср в 1985—1991 гг
- Экономические реформы в России в 1990-е годы
- Политическое развитие России в 1991-2009 гг
- Развитие межнациональных отношений в рф в 1991-2009 годах
- Культура российского общества в 1991-2009 годах
- Внешняя политика рф в 1990-2009 годах