logo search
Mark_n_39_Mrik_in_da_mix

34.Конституция рф 1993 и национальный вопрос в современной России.

В посланиях Федеральному собранию третьего Президента России Д.А. Медведева  присутствуют такие выражения: «российская нация, наш народ, великий народ, народ с тысячелетней историей».

В 2008 году в своем первом послании Медведев говорит о необходимости крепить единство российского народа. А в 2009 году он говорит уже о том, что надо сознать новую молодую нацию.

В области национальной политики в России на современном этапе существует ряд проблем. Во-первых, это проблема моногородов на территории Российской Федерации. Но это, в первую очередь здесь не социально-экономическая  проблема моногородов, а  отчетливо говорит о том, что в рамках центробежных сил мы получаем центробежные тенденции уже внутри русского этноса. Недовольство, проявленное, например,  в Пикалево, показывает, что центробежные процессы затрагивают уже и русский этнос.

Во-вторых, остается проблема Северного Кавказа, чему Медведев в своих выступлениях уделяет большое внимание. Он говорит о том, что уровень клановости там носит беспрецедентный характер. То есть, на Кавказе созданы мощные этнократические режимы. В Дагестане существуют квоты на обучение в ВУЗах представителей русского этноса. Сейчас в Дагестане и Чечне с 6 утра до 6 вечера введен комендантский час на железных дорогах. Над этим стоит задуматься.

Медведев говорит о том, что надо работать для создания добрых отношений в сфере национальной политики. Однако предложения, которые им выдвигаются, не соответствуют уровню президента. Так, Медведев говорит о создании Всекавказского лагеря молодежи, но даже эта инициатива не была реализована через 2 года.

В 2010 году в послании Президента нет ни одного слова по национальному вопросу. Вывод: либо национальный вопрос решен, либо Медведев берет паузу. А на следующий день после послания произошли события на Манежной площади. Если бы это событие не было бы связано с  национальным вопросом, то после этих событий на 3 совещаниях президент обсуждал бы не национальный вопрос, а вопросы бедности и экономики.

После событий на Манежной площади на 3 совещаниях в Госсовете, Федеральном Собрании и Общественной палате были сделаны выводы. В России существует 3 проблемы, которые необходимо решать:

1.       Необходимо выдвигать подлинные ценности для установления межнационального согласия. Это культуры народов России и культура русского этноса, который всегда был государствообразующим. Но тут нужна не культура, а  ее носители.

2.       Синтезировать черты русского характера.

3.       Идея российской нации. Медведев говорит, что идея российской нации абсолютно продуктивна. Как юрист Медведев абсолютно прав. Но  здесь речь идет о перспективах на будущее. Ведь нация может быть этнической (Россия, Германия и т.д.) и политическая (США, Франция). Таким образом, с исторической точки зрения и создания политической нации это продуктивно.  Но на сегодняшний день  в России нации политической нет. Все народы, проживающие на территории России развивались и развиваются как этнические. Политическая нация же связана с развитым гражданским обществом, а в России и этого нет. В России нация была и есть этническая.

Более того, российская нация - это конгломерат народов, которые проживают в абсолютно разной культурой религиозной, экономической среде, но объедены только российским гражданством. На сегодняшний день российской нации не существует. Под российской нацией можно видеть только «этнический винегрет».

К тому же, педалирование  темы  создания российской нации подогревает сепаратистские настроения. Народы  России не хотят расставаться со своей национальной идентичностью.

Вопрос российской нации ухудшает и наше геополитическое положение. О каком союзе 3 славянских народов можно вести речь, если в российскую нацию, кроме славян, будут входить татары, башкиры и другие.

Партия «Единая Россия», которая позиционирует себя как партия российского консерватизма и партия российской политической традиции, чем противоречит сама себе (так как в России сначала создавались революционные партии, а потом уже консервативные) во главе с Путиным сейчас в плачевном положении. Для ее спасения создают народный фронт.

Спикер Государственной Думы Б. Грызлов говорит, что национальная идея России заключается в том, чтобы Россия всегда во всем была первая. Но национальная идея – это не речевка, это программа.

Вторая мысль Грызлова по поводу национальной идеи звучит так: «Путин олицетворяет собой сверх национальную идею», что в общем то на национальную идею не очень похоже.

Так какие же шаги необходимо предпринять, чтобы найти выход из создавшегося положения:

1.       Руководители нашей страны должны определиться по поводу прошлого как России, так и СССР. Потому что в их выступлениях прослеживаются личностные моменты. Ельцина Путин награждает орденом за заслуги перед отечеством. Горбачева Медведев наградил высшей наградой России Орденом Андрея Первозванного. А в новогоднюю ночь Медведев заявил, что Россия – молодая нация, ей всего 20 лет. Тем самым перечеркивается правопреемственность и с Российской империей, и с СССР.

2.       В России есть комитет Госдумы по делам национальностей,  министерство регионального развития, совет по делам национальностей. На сегодняшний день не нужно создавать новых структур в сфере национальной политики, но первые лица государства должны взять на себя всю ответственность за ее разработку.

3.       Национальную политику надо строить с учетом реальной температуры российского общества. Недооценка настроений в обществе и переоценка сил власти. Совет по правам человека при президенте РФ реализовать программу десталинизации и десоветизации российского общества с целью его модернизировать.

4.       Необходимо реформировать Общественную палату. Ее нужно превратить в палату народов РФ, которая должна избираться на пропорциональной основе с учетом численности всех народов РФ.

Какие неотложные задачи надо решать сегодня:

1.       соединение российской и советской державности и очищение от русофобства.

2.       Осуществить сдвиг в национальной политике с акцентом на русский народ с учетом пропорционального представительства всех народов России

3.       Структурировать федерацию. Она должна быть ни ассиметричной, ни иерархичной.

4.       В Современной Россия должна стать национальным государством с национально-территориальной автономией, если титульная нация составляет более 50%. Если меньше, то предоставить культурно-национальную автономию

5.       Выработать новую триаду, какая была и царские времена, и в советский период. Первая часть – русская национальная идея. Возвращение прав русского народа быть хозяином на своей земле. Это приведет к подъему русского самосознания, формированию русской элиты и формированию русского государства и других народов России. Вторая часть – державность. Это построение вертикали власти и в итоге – выход на унитарное государство. На сегодняшний день у нас нет экономической основы для федерации. Более 70 субъектов дотационные. Третий пункт – разработка идеологии как таковой (самобытность, национализм, патриотизм).

К сожалению, в современной России возник русский вопрос, хотя русские составляют большинство населения. Причины его возникновения:

1.       Падение роли русского этноса.

2.       Сейчас в России 80% русские, но:

3.       Русский народ оказался вне рамок федеративного устройства.

4.       Это самый большой разделенный этнос по итогам развала СССР.

Гербом России на сегодняшний день является двуглавый орел. А это герб Временного правительства. Может быть, пора отказаться от временного и начать делать что-то постоянное?

По Конституции 1993 года Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Для понимания основ национальной политики необходимо разобраться в главных принципах федеративного устройства, в основах соблюдения прав разных народов и слиянии их в единый организм. В преамбуле к Конституции написано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Это одна из особенностей российского подхода к национальному вопросу. Критерий многонациональности – не наличие людей разных наций, а наличие исторически сложившихся групп населения, проживающих компактно на своей территории. Критерий многонациональности предполагает установление прав гарантии свободы и развития языковых и культурных обычаев; необходимость своеобразного «суверенитета» для каждой нации. Не существует многонационального народа, есть многонациональные страны. Важно так же отметить статьи Конституции РФ, непосредственно связанные с правами национальностей. Ст.1  п.2 гласит, что «наименования РФ и Россия равнозначны». Тем самым проявляется противоречивое сплетение центробежных и центростремительных тенденций в России, что является ее особенностью. 3 ст. п.1 говорит о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Однако, нет понятия «многонациональный народ», есть многонациональное гос-во. В ст. 5 п.1 говорится о том, что «РФ состоит из равноправных субъектов РФ», однако субъекты имеют различный правовой статус, разный уровень развития, что говорит об их неравноправности. Соответственно формирование Федерации является асимметричным.  Во 2 пункте этой же статьи республики определяются как государства, что противоречит ст. 4, т.к. республики не обладают суверенитетом. Из п.3 ст. 5 следует, что РФ является одноэтажной, субъекты не обладают правом выхода из Федерации. Более того, свыше 70 субъектов дотационные, а, следовательно, экономически не самостоятельные. Также, по экономическому весу субъекты не равны, что делает их равноправными лишь в юридическом смысле. Согласно ст.5., п.4 ряд субъектов получил право на прямые договоры с центром. В своем послании федеральному собранию Путин заявил:  "пусть будут договоры, но они должны соответствовать федеральным законам". П.2 ст. 13 гласит, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», однако любое государство имеет свою идеологию вне зависимости от наличия признания. В противном случае возникает латинство, при котором «чья сила, того и вера». В стране должна быть система взглядов, отображающая интересы общества. В ст. 26 п.1 говорится о том, что «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность», однако в паспорте гражданина РФ графа «национальность» отсутствует.  В своих обращениях Путин и Медведев, давая определение "российской нации", дистанцируют её от украинцев и белорусов, тем самым разрушая славянское единство. Более того, понятие «российской нации» является скорее перспективой, нежели данностью, т.к. в РФ нет национальной идентичности народов. П. 3 ст. 67 гласит, что «границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия», однако при этом не учитывается ситуация, при которой государственная граница государства совпадает с границей субъекта (пример - граница с Китаем, при изменении которой не учли мнение Хабаровского края). В ст. 68 говорится о том, что «государственным языком РФ на всей ее территории», однако при этом русский этнос носит, как носитель языка носит виртуальный характер, хотя на русском языке говорит свыше 80% населения страны. Таким образом, можно сделать вывод, что основы национальной политики РФ по Конституции 1993 г. являются весьма противоречивыми и требуют внесения дальнейших корректив.