logo search
Экзамен по ист

13. Формирование белорусской народности во второй половине XIII-первой половине XVII вв. Культура Беларуси в XV - XVI вв.

Основными цивилизационными факторами, решающим образом влияли на этно-национальные процессы, которые проходили во всем мире были:

а / наличие единого языка;

б / наличие государственного суверенитета;

в / наличие единой национальной идеологии;

г / наличие национально-культурных ценностей и их носителей.

Территория, на которой происходила эволюция древнего белорусского этноса в народное сообщество, была та же, что и в IX-XIII вв. Это Витебщина, Виленщина, Гродненщина, Минско-Слуцкий регион, Гомельщина, Брестчина. В течение 400 лет на отмеченной территории сложился самостоятельный язык, который был отличительным признаком общества. Мировая практика свидетельствует, что без языка нет ни народности, ни нации. Поэтому все мировые народности сложились на основе языкового единства. И белорусы здесь не были исключением. Количественный состав населения был также среднеевропейским: в XIII-XVI вв. в Беларуси проживало около 1,5-2 млн. человек.

Основная часть белорусского населения проживало в деревнях. Национальное чувство и национальная идеология были в первую очередь связаны с малой родиной, уважением к своему народу и государству. Как писали летописцы, белорусы хранили "обычаи древних", потому что это обеспечивало социальную стабильность общества и государства.

Национальная идеология формировалась на основе независимости и суверенитету государства. Однако этого было недостаточно, так как идеология должна была стать частью самосознания каждого белоруса. Это находило отражение и в борьбе Великого княжества Литовского с внешней агрессией и в развитии культуры. Борьба с вражеской агрессией крепили Полоцкое княжество, она стала одним из факторов образования ВКЛ. В этом отношении национальная идеология была закреплена в государственном гербе ВКЛ - "Погоня". Судьбоносные победы ВКЛ в 1362 г. в битве на Синих водах, битве 1410 г. над Грюнвальдом и битве 1514 г. под Оршей вдохновлялись национальной идеологией. Идеологические факторы крепили национальную политическую элиту, которая была фундаментом белорусской народности. Языково-культурные факторы также способствовали формированию белорусской народности.

В ВКЛ белорусский язык был общим и единственным средством международного общения, поэтому государственность этого языка была только отражением исторической действительности, которая сложилась в государстве. Книгопечатание способствовало развитию письменности белорусского языка. Благодаря деятельности Ф. Скорины, белорусский язык стал языком Библии и несла Слово божье каждому белорусу. Поэтому имени Скорины, его произведения, произведения других белорусских гуманистов духовно объединяли всех белорусов в один народ. Без книгопечатания невозможно было появление Статутов ВКЛ. Эти государственно-правовые акты способствовали развитию общего правового сознания, как среди политической элиты, так и среди низшего класса - крестьянства и горожан.

Формирование народности обеспечивалась и развитием экономики. Внутренний товарный обмен, развитие городского хозяйства, взыскание налогов способствовали более тесному объединению белорусских регионов в одно целое. Реформа 1557 г. дала возможность крестьянству получить землю в личное пользование. Она способствовала экономическому подъему хозяйства, государства, деревни и города.

Общественно-политические процессы, происходившие в Беларуси в период Ренессанса и Реформации, являются доказательством того, что белорусский народность успешно складывалась как единое тело, как один народ. Развитие культуры Беларуси в ХVΙ – начале ХVП вв. получило название «белорусское Возрождение». Оно было связано с Ренессансом – развитием западноевропейской культуры в период зарождения буржуазного общества. В конце ХV – ХVΙ вв. на территории Беларуси сложились предпосылки для развития культуры Возрождения: расцвет городов и превращение их в центры ремесла и торговли, расширение связей со странами Западной и Центральной Европы; развитие книгопечатания, образования. Среди образованных слоев общества распространяются идеи гуманизма. Получает распространение меценатство. Все это способствовало преодолению средневековой схоластики, формированию гуманистической идеологии, развитию светской культуры [2, С. 142 - 161]. В отличие от западноевропейских стран Возрождение на Беларуси возникло в условиях, когда в экономике отсутствовали ярко выраженные буржуазные проявления. Города и местечки находились в большой зависимости от духовных и светских феодалов. В результате удельный вес светских начал в культуре был меньшим, чем на Западе. Специфика Возрождения на Беларуси: столкновение западноевропейской и восточно-европейской традиций; наличие определенного времени религиозной толерантности, полилингвизм литературы. Основным идейным течением в культуре этого времени стал гуманизм, яркими представителями которого на Беларуси были Ф. Скорина и Н. Гусовский.

Главные достижения в развитии культуры в первой половине ХVΙ в. было формирование старобелорусского языка в ВКЛ; возникновение белорусского книгопечатания; начало создания общегосударственного законодательства (Статусы 1529, 1566, 1588г.г.). Литературным шедевром стала поэма Н. Гусовского «Песня о зубре», в которой автор раскрыл красоту родной природы и величие ее народа. Первые книги, выпущенные в типографии Ф. Скориной, были адресованы светскому читателю. В предисловии и послесловиях к изданиям книг Библии Ф. Скорина высказал ценные мысли об усовершенствовании общества, воспитании человека, установление достойной жизни на земле. Последователь Ф. Скорины Сымон Будный создает в Несвиже типографию, издает первую белорусскую книгу «Катехизис». В 70-80-е годы ХVΙ в. начал печататься на белорусском языке Василий Тяпинский. В распространении грамотности среди населения сыграли значительную роль начальные и средние братские школы, коллегиумы. В Вильно была открыта иезуитская Академия – первое высшее учебное заведение. Во второй половине ХVΙ в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемориальная литература, появляются пародийно-сатирические произведения.

В архитектуре органически сочетались национальные и западноевропейские традиции, которые принесли сюда готический, романский стили и стиль барокко. Творчески переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали образцы белорусской готики (церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Заславле), культовые здания в традициях Ренессанса (костел в Несвиже, собор в Сморгони), в стиле барокко (иезуитский костел в Несвиже). Расширяется строительство замков. Создаются парково-замковые ансамбли в Лиде, Несвиже, Гродно.

В изобразительном искусстве наряду с иконописью, фреской получает распространение портретная живопись, гравюра, книжная миниатюра.

Белорусская культура ХΙV – ХVΙ вв. развивалась на собственной основе, обогащалась достижениями соседних народов, активно включалась в обще европейский культурно-исторический процесс.