50. Экономические реформы 60-х гг, их суть и результаты.
Экономическая реформа второй половины 60-х гг Консервация условий политической деятельности и баланс интересов основных групп советской госпартноменклатуры обеспечивали видимое единство советских руководителей. Это, однако, не исключало приглушенных конфликтов, которые обычно разрешались при закрытых дверях. Одним из основных источников постоянных трений в руководстве страны было различное понимание смысла экономической реформы.
Хотя отставка Хрущева означала отказ от активного проведения реформ, она не сняла с повестки дня необходимость поиска решений возникших проблем в социально-экономической сфере. Руководство страны не могло игнорировать растущую неэффективность централизованной системы управления, на которую было указано в ходе экономической дискуссии 1962-1964 гг. Разумеется, речь не могла идти о реализации идей радикальной рыночной реформы по чехословацкому или венгерскому варианту или о следовании идеям молодых "рыночников" во главе с Е. Г. Либерманом
По отношению к реформе второй половины 60-х гг. в руководстве выделялось два течения: первое олицетворялось Брежневым, сторонником ограниченной децентрализации и сохранения в неприкосновенности роли хозяйственной номенклатуры в системе административного управления экономикой, и А. Н. Косыгиным, сторонником более радикальных шагов в осуществлении экономической реформы с акцентом на рыночные регуляторы. Для первого приоритеты выстраивались в следующем порядке: сельское хозяйство, тяжелая промышленность, оборона (после 1972 г. к ним добавилось освоение Сибири). Предпочтения второго были отданы легкой промышленности - основе повышения уровня жизни.
Это противостояние продолжалось до середины 70-х гг.: в 1965-1972 гг. доминировали идеи экономической реформы, больший упор делался на легкую промышленность. Поворот к "технократическим ценностям" и усилению административно-командных рычагов управления экономикой начался к 1972 г. и окончательно взял верх в середине 70-х гг. Одобренный XXV съездом в феврале 1976 г. десятый пятилетний план основными приоритетами государственной политики назвал развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и освоение Сибири.
Крупные инвестиции в сельское хозяйство, запуск инфляционных процессов в сочетании с новой централизацией экономики и усилением контроля стали той "легкой дорожкой", по которой пошла правящая верхушка, оказавшись неспособной решить проблемы структурной перестройки экономики, нарушить баланс сил разросшейся бюрократической системы.
В середине 60-х гг., когда преобладала линия Косыгина, советским руководством была предпринята попытка проведения одной из самых крупных (начиная с 30-х гг.) экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время группой экономистов поя руководством Либермана. Несовпадение подходов к проведению реформы, которое наблюдалось в высшем руководстве, значительно снизило ее эффективность, а затем свело на нет ее результаты. Именно поэтому реформа имела эклектичную идеологию и довольно расплывчатые цели, что превратило ее в конечном итоге в набор разрозненных, несогласованных, противоречивых мер.
Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского пленумов ЦК КПСС 1965 г. мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством, которое пытались реформировать на основе увеличения материальной заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства. Снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет. Сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенных при Н. С. Хрущеве. Но вскоре проявилась ограниченность намеченных механизмов стимулирования, в частности тенденция к занижению объемов плановых поставок сельскохозяйственной продукции. Вопреки решениям пленума планы регулярно корректировались и исправлялись..
Важное значение в контексте хозяйственной реформы имели решения сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС, которые были конкретизированы в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 г. "Об улучшении управления промышленностью", от 4 октября 1965 г. "О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства". Суть реформы мыслилась как сочетание комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование. Предполагалось, в частности: 1) сокращение числа директивных плановых показателей, замена валовой продукции как основного планового и оценочного показателя объемом реализации; 2) укрепление хозрасчета предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли;
3) перестройка системы ценообразования, которая заменяла политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающих работу предприятий на началах хозрасчета (в 1966-1967 гг. была осуществлена реформа оптовых цен в промышленности);
4) восстановление отраслевого принципа организационной структуры управления промышленностью.
Первоначально реформа была направлена на ослабление централизации хозяйственного управления и усиление экономических (хозрасчетных) рычагов управления. Это выразилось в сокращении числа директивно планируемых показателей, обязательных для выполнения предприятиями. Теперь их оставалось пять: объем реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом. При этом административная обязательность заданий для предприятий сохранялась.
Практика реализации реформы показала, что проблемы, связанные с природой экономических показателей и с "ведомственностью", оказались нерешенными. Уже в 1966-1967 гг. стали проявляться негативные стороны реформы, причинами которых были прежде всего ее непоследовательность и половинчатость. Новые показатели вводились с трудом. Поощрительные фонды не могли стимулировать работающих должным образом. Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам.
Фактически с самого начала проведения реформы применялись старые методы мелочного контроля и планирования. Те администраторы, что пытались работать по новым методам, подвергались давлению и ставились в заведомо невыгодные условия. Силу сопротивления аппарата увеличивало еще и то, что он опирался на поддержку лидеров партии и правительства, в том числе на Л. И. Брежнева.
В результате в 1972-1973 it. окончательно победили консервативные, технократические, тенденции и руководство страны приняло решение вернуться к проверенной жесткой административной структуре при детальном планировании номенклатурой продукции и других показателей с ограничением прав предприятий. Валовые показатели вновь стали играть ведущее место в экономической жизни.
Реформа 1965 г. завершалась, так же как и начиналась, сельским хозяйством. Последним ее проявлением было принятие Примерного Устава колхозов (они принимались колхозами в обязательном порядке) в ноябре 1969 г. Новый устав незначительно расширил хозяйственную самостоятельность колхозов, сохранил за колхозниками право на подсобное хозяйство, приусадебный участок и личный скот и птицу.
В конце 70-х гг. руководство под давлением все более ухудшающейся ситуации в экономике вынуждено было вновь вернуться к идее хозяйственной реформы. Однако решения, принятые в 1979 г., лишь отдаленно напоминали реформу. Декларировалось стремление покончить с "валом" при помощи введения такого показателя, как нормативно-чистая продукция. Этот показатель не учитывал стоимость сырья, материалов, комплектующих и фиксировал лишь вновь созданную стоимость. В таком виде он должен был стимулировать рост технического уровня продукции, ее качество, ликвидировать деление продукции на выгодную и невыгодную. Предусматривалось усиление как хозрасчетных отношений, так и их антипода - директивного планирования. Это была одна из последних попыток модернизировать сложившуюся административно-командную систему, которая была обречена на неудачу в силу своей половинчатости.
Параллельно с деятельностью по реформированию хозяйственного механизма в 1965-1985 гг. брежневское руководство много внимания уделяло совершенствованию административной структуры бюрократического аппарата. Попытки Хрущева с помощью совнархозов преодолеть естественное распадание централизованной управленческой системы на ведомства (министерства) - громадные хозяйственные комплексы-монополисты - оказались легко сломлены в 70-е гг., ставшие годами расцвета ведомственности. Число министерств увеличивалось с каждым годом. В 1982 г. в стране было около 100 министерств и ведомств - рекордное число подобных образований с первых лет советской власти. Замкнутые на центр, эти громадные иерархические пирамиды непосредственно управляли предприятиями и организациями; разбросанными по всей территории СССР. Каждый нижестоящий уровень взаимодействовал только с той инстанцией, которая находилась над ним в своем министерстве.
Наиболее серьезным структурным изменениям была подвергнута в конце 70-х гг. та часть административного аппарата, которая была связана с управлением народным хозяйством. В феврале 1979 г. Совет Министров СССР утвердил положение о производственном объединении в сельском хозяйстве, включавшем в себя агропромышленные предприятия и объединения. Реально они стали функционировать с 1982 г. после очередного постановления ЦК КПСС и Совета Министров. Суть изменений заключалась в том, чтобы объединить промышленные и сельские организации и Предприятия, повысить тем самым производительность труда в сельском хозяйстве и уменьшить ведомственную разобщенность. Агропромышленные объединения напоминали совнархозы, которые ввел Хрущев. Как практически все эксперименты периода застоя, агропромышленные объединения очень быстро показали свой неэффективность и в 1988 г. практически прекратили свое существование.
- 11. Европейский Ренессанс, его содержание и сущность. Ренессанс в Беларуси.
- 12. Европейская Реформация. Реформация в Беларуси.
- 13. Формирование белорусской народности во второй половине XIII-первой половине XVII вв. Культура Беларуси в XV - XVI вв.
- 14. Этническое сознание населения Беларуси во второй половине XIII - первой половине xviIст. Этимология "Белой Руси".
- 15. Политическое и государственно-правовое положение вкл в составе Речи Посполитой. Устав 1588г.
- 16. Внешняя политика Речи Посполитой в начале XVII в. Взаимоотношения с Россией.
- 17. Казацко-крестьянская война 1648-1651 гг. И её влияние на социальную жизнь Беларуси.
- 18. Тринадцатилетняя война и ее итоги (1654-1667 гг).
- 19. Политический кризис и разделы Речи Посполитой.
- 20. Социально-экономическая политика самодержавия в Беларуси в конце XVIII - первой половине XIX в.
- 21. Война 1812 г. И Беларусь.
- 22. Общественно-политическая жизнь в Беларуси в первой половине XIX в.
- 23. Аграрная реформа 1861 г. В Беларуси.
- 24. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в.
- 25. Сельское хозяйство, промышленность I транспорт Беларуси в 60-90-х гг. XIX в.
- 26. Восстание 1863-64 гг. В Беларуси.
- 27. Формирование белорусской нации (2- я половина XIX – начало XX вв)
- 28. Революция 1905-1907 гг. На Беларуси. Белорусское национально-освободительное движение во время революции.
- 29. Столыпинской аграрной реформы и ее суть. Результаты реформы в Беларуси.
- 30. Культура Беларуси в начале XX в. Просвещение, печать. Газеты «Наша доля », «Наша Нива». Белорусская литература: я. Купала, я. Колас, м. Богданович.
- 31. Беларусь во время первой мировой войны. Результаты войны для Беларуси.
- 32. Причины Февральской буржуазно-демократической революции. Особенности революции в Беларуси.
- 33. Альтернативы общественно-политического развития от февраля до октября 1917 г.
- 34. Октябрьская революция и установление Советской власти в Беларуси.
- 35. Провозглашение бнр.
- 36. Создание бсср.
- 37. Беларусь в годы советско-польской войны. Рижское мирное соглашение.
- 38. Суть и цели нэПа. Развитие сельского хозяйства и промышленности на основе нэПа.
- 39. Национально-государственное строительство в 1921-1927гг. Увеличение территории бсср. Политика белорусизации.
- 40. Индустриализация. Особенности её проведения в Беларуси.
- 41.Принудительная коллективизация: формы, методы и результаты.
- 42. Общественно-политическая жизнь в 30-е гг XX в. Массовые репрессии.
- 43. Мировые взаимоотношения перед началом II Мировой войны.
- 44. Начало второй мировой войны. Освобождение Западной Беларуси, её объединение с бсср. Историческое значение объединения белорусского народа в единое государство.
- 45. Начало вов. Причины поражения советской армии в первый месяц войны.
- 46. Бсср во время Великой Отечественной войны. Развитие партизанской борьбы и подпольного движения.
- 47. Белорусская оккупация «Багратион». Освобождение Беларуси от фашистских захватчиков.
- 48. Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства. Индустриализация западных областей.
- 49. Сельское хозяйство в 50-е - 70-е гг. Попытки экономических реформ.
- 50. Экономические реформы 60-х гг, их суть и результаты.
- 51. Снижение темпов роста промышленного производства в конце 70-х начале 80-х гг. Причины и последствия.
- 52. Образование, наука и культура в 60-80гг XX в.
- 53. Принятие Верховном Советом бсср 'Декларации о государственном суверенитете бсср', основные положения. Провозглашение Республики Беларусь.
- 54. Распад ссср. Участие Беларуси в снг. Дипломатическое признание Республики Беларусь.
- 55.Принятие Конституции рб, её суть и содержание. Выборы президента рб.
- 56. Поиск путей выхода из кризиса в экономике и социальных отношениях.
- 57.Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства.
- 58.Беларусь на международной арене. Беларусская диаспора.