2. Правила линейной и воздушной перспективы
Художники научились видеть пространство. Раскинувшись в бесконечную даль, пространство оказалось там вдали не совсем пустым. Оно наполнено воздухом, смягчающим очертания далеких предметов. Контрастные, яркие цвета переднего плана сменялись в глубине светлыми переливами зеленовато-голубых тонов. Этот способ передачи глубины пространства с помощью высветления и изменения цвета получил название воздушной перспективы.
Пространство, изображаемое в картине при помощи перспективы - линейной и воздушной, это не просто пустота, бесформенная и безграничная. Это тот самый мир, в который нас приглашает художник, во всяком случае - основа устройства этого мира. И у такого пространства обязательно есть внутренний порядок, оно имеет или иной масштаб и делится на какие-то части.
При нормальной точке зрения - положение глаза зрителя предполагается на уровне середины холста. Здесь и проходит линия горизонта, на которой в перспективном построении сходятся, удаляясь горизонтально лежащие параллельные линии или их невидимые нам продолжения. Это позиция наиболее простая и спокойная, она создает ощущение, что мы находимся приблизительно на одном уровне с тем, что изображено: стоим на том же полу, сидим за тем же столом.
При высокой точке зрения горизонт у верхнего края картины - это вид горы в долину. Земля разворачивается в глубину, почти как на географической карте, и люди, и деревья, и строения видны все на ее фоне, тоже сверху, горизонт они не пересекают и видны в некотором вертикальном сокращении, в ракурсе. Такая позиция удобна для долевого пейзажа, для изображения обширного поля битвы, наполненного множеством людей и орудий. Вообще для передачи простора и дали и действия, развивающегося к далекому горизонту.
Напротив, при низкой точки зрения горизонт у нижнего края картины, даль исчезла, фигуры, видимые почти из-под их ног, возвышаются над ними, кажутся грандиозными.
Конечно, не от одного только положения глаз художника зависит наше восприятие пространства картины, но и от того, как устроено оно само, чем и как заполнено и упорядочено, какие пути в нем подсказывает живописец глазу зрителя.
Изобретатели перспективной живописи- художники эпохи Возрождения - охотно наполняли свои картины подробнейшими изображениями архитектуры.
Архитектура вносила в картину четкий геометрический порядок. Она позволяла обособить пространство главного действия.
Нередко архитектурные обрамления в виде колонн и арок охватывало всю картину, становилось тем «окном», сквозь которое зрители в нее глядели.
Рисование пейзажа требует твёрдых знаний линейной и воздушной перспективы. Эти две перспективы в пейзаже дополняют одна другую. Соблюдение только линейной перспективы в рисунке не даст грамотного изображения. Все предметы с удалением не только уменьшаются по величине, но благодаря воздушной среде они как бы тают в воздухе, приобретают по сравнению с ближайшими предметами менее чёткие очертания и меньшую силу света и тени, т. е. меньшую контрастность. Чем ближе к нам предметы, тем больше видно на них подробностей. Так, глядя на вблизи растущее дерево, мы различаем не только силуэт дерева, но и отдельные листья. При удалении детали заметны меньше. Поэтому всё то, что ближе к нам, надо рисовать отчётливее, сильнее по свету и тени, прорабатывать подробнее отдельные детали, а то, что дальше, рисовать менее отчётливее, как бы в дымке. Рисунок, выполненный без учёта воздушной перспективы, пространственных изменений предметов, будет плоским.
Билет № 21
1. Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.
Изменяющееся и неизменное в фильмах прошлого до наших дней.
Немые фильмы. Черно-белые фильмы. Цветные фильмы. Реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильмы. Многообразие сюжетной событийности и жанровых формв документальном кино: от этюдно-видового кинонаблюдения до военного телерепортажа.
2. Изображение фигуры человека в истории искусства
Изображение человека в древней культуре Египта. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
Билет № 22
1. Компьютер на службе художника. Анимационный фильм.
Новые способы получения изображения.
Компьютерная графика: технические диапазоны и творческие возможности в дизайне, рекламе, создании книги. Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы. Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства.
2. Пропорции и строение фигуры человека
Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные, для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.
Билет № 23
1.Современные проблемы пластических искусств.
Вторая половина ХХ века в искусствах Америки, Европы, России.
Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Соцреализм и андеграунд. Проблема культуры, анти культуры, кича, моды, пропаганды в СМИ. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство.
2. Тематическая картина в русском искусстве 19 века.
Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина- размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности.
- 1. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
- 2. Внутренний мир русской избы
- 2. Конструкция, декор предметов народного быта и труда
- 1. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
- 2. Народный праздничный костюм
- 1. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
- 2. Древние образы в народных игрушках
- 1. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов материальный образ времени.
- 2. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
- 1. Роль значение материала в конструкции. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
- 2. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
- Цветы — розы, купавки с симметричными листьями;
- Животные - конь, птица.
- Билет № 8
- 1. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектурная и градостроительная революция 20 века.
- 2. Рисунок – основа изобразительного творчестваРисунок - основа изобразительного искусства
- 1. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.
- 2. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
- 1. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Историчность и социальность интерьера
- 2. Цвет. Основы цветоведения.
- 1. Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн пространственно-вещной среды жилища. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
- 2. Объемные изображения в скульптуре
- 1. Дизайн и архитектура моего сада. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.
- 2. Изображение предметного мира – натюрморт
- 1. Мода, культура и ты. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды. Соответствие материала и формы в одежде.
- 2. Образ человека – главная тема в искусстве
- 1. Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.
- 2. Конструкция головы человека ее пропорции
- 1. Сценография или театрально – декорационное искусство – особый вид художественного творчества.
- 2. Великие портретисты
- 1.Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска. Искусство и специфика театрального костюма.
- 2. Жанры в изобразительном искусстве
- 1. Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность.
- 2. Изображение пространства
- 1. Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
- 2. Правила линейной и воздушной перспективы