logo
Otvety_na_bilety_po_izo

2. Образ человека – главная тема в искусстве

Портретный жанр возник раньше других - извест­ны скульптурные египетские портреты многовековой давности.

Портрет - изображение человека или группы людей в произ­ведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из ос­новных жанров живописи, скульптуры, графики.

Необходимо требование, предъявляемое ко всякому портрету, - передача индивидуального сходства. Для этого художник выступа­ет в функции своеобразного рассказчика, тщательно и последова­тельно воспроизводя не только внешний облик портретируемого, но и его внутренний мир, сущность его характера посредством вдумчивого психологического анализа изображаемого лица.

Специфический вид портрета - автопортрет.

Существует и сатирический портрет, где негативные черты мо­дели обусловливают появление портретной карикатуры-шаржа.

Искусство портрета зародилось несколько тысяче­летий тому назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища бо­гов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В соз­данных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.

Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей - фарао­нов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до на­шей эры).

Традиция возвеличивания выдающихся людей была распро­странена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг за­нятий портретируемого, его общественную функцию, но не забо­тились о сохранении индивидуальных черт изображаемого челове­ка (Гомер как поэт, Перикл как стратег).

Только в IV веке в портрете начинает отражаться вся полнота индивидуальности личности (Платон, Аристотель, Софокл и др.).

В собственном смысле слова этот жанр распространился в рим­ском изобразительном искусстве. Для римского портрета характер­но с самого начала (II век до нашей эры) пристальное внимание к изображению индивидуальных черт, хотя налицо и некоторое обобщение.

Средневековье стало периодом унификации личности, подчи­нение ее определенным правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных). Художники и здесь смогли проявить свою индивидуальность, сохранив внимание к изобразительной стороне (об этом говорит тщательная прорисовка фона, одежды портретируемого). Вместе с тем они смогли проникнуть и во внут­ренний мир своих героев, сделав их олицетворением определенных нравственных черт - чванства, тщеславия, гордыни. Кроме того, именно в это время начинает развиваться групповой портрет (пра­витель и его окружение).

Эстетика Возрождения определила специфику портрета: чело­век являлся высшим началом и центром земного бытия. Поэтому и изображение его внутреннего мира, сложных душевных пережива­ний, описание бытовой среды доминировали в это время.

Мастера высокого Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан - не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.

В России складывается своя школа портрета, отличающаяся разнообразием. Это прежде всего парсуна, в которой ты приемы реалистической живописи и иконы. От парсуны четко прослеживаются два направления - к провинциальному и па­радному портретам. В провинциальном портрете преобладают камерные настроения, портретируемый предстает таким, каким он был в повседневной жизни.

Развитие парадного портрета характеризуется постепенным уходом от требований заказчика к отражению его как личности своего времени. Поэтому он и давался в образе условной, аллегорической фигуры (портреты Ф. Рокотова, Д. Левицкого и др.)

Рубеж XIX-начала XX века, на первый взгляд, привел к отказу от создаваемых веками принципов портретной живописи: разруша­лись пропорции модели, вводились геометрические фигуры. Вни­мание сосредоточивалось на раскрытии сложной гаммы человече­ских переживаний, поэтому внешнее подобие оказывалось вторич­ным (творчество импрессионистов, кубистов, авангардистов и т. п.). Среди выдающихся мастеров этого периода - Э. Дега, А. Тулуз- Лотрек,

М. Шагал, П. Пикассо.

В XX веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием. Среди его авторов - живописцы М. Нестеров, И. Бродский и др.

Каждый художник-реалист обязательно должен уметь изображать человека в различных положениях, поворотах, движениях. Человек - главный объект интереса и изображения у художников.

В человеке же самое главное, самое выразительное - это его внешний облик и особенно лицо. Поэтому изучение художником человека традиционно начинается с рисования головы. Конечно, некоторые любители и без всякой подготовки рисуют «портреты» своих знакомых, особенно в профиль. Иной раз полу­чается как будто даже и похоже. Но на самом деле эти рисунки, несмотря не некоторое сходство, остаются плоскими и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой, чтобы художник мог изобра­зить ее в любом наклоне и повороте, он должен изучить ее анато­мию. Чтобы ясно понимать, чем и как образуется любая форма, он должен развить свое художническое объемно-пространственное видение и овладеть правильной последовательностью изображения.

Изучение анатомии дает художнику представление о том, что является общим для всякой человеческой головы. Это служит ос­новой, эталоном для сравнения, для выявления того характерного, индивидуального, что выделяет каждую отдельную человеческую голову из миллиона других. А головы, действительно, все очень разные. Тут сказывается и возраст, и пол, и особенности строении черепа.

У каждого человека уши, нос, глаза, губы имеют свои харак­терные особенности. Это все художник должен подметить. Конеч­но, сходство с оригиналом - первое и необходимое качество порт­рета. Но это, как говорят математики, условие необходимое, но не­достаточное. За внешними чертами человека мы должны угадывать, чувствовать мысли, переживания, внутреннюю жизнь изображенного. Мы должны чувствовать и отношение художникак нему. Только все это сделает изображение портретом, только это заставит нас вглядываться, вдумываться и волноваться, даже когда изображенные люди совершенно нам незнакомы.

Портрет - это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, осо­бенностями внешности, психологии, нравственного облика.

Билет № 16