2. Образ человека – главная тема в искусстве
Портретный жанр возник раньше других - известны скульптурные египетские портреты многовековой давности.
Портрет - изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики.
Необходимо требование, предъявляемое ко всякому портрету, - передача индивидуального сходства. Для этого художник выступает в функции своеобразного рассказчика, тщательно и последовательно воспроизводя не только внешний облик портретируемого, но и его внутренний мир, сущность его характера посредством вдумчивого психологического анализа изображаемого лица.
Специфический вид портрета - автопортрет.
Существует и сатирический портрет, где негативные черты модели обусловливают появление портретной карикатуры-шаржа.
Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.
Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей - фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до нашей эры).
Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных черт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).
Только в IV веке в портрете начинает отражаться вся полнота индивидуальности личности (Платон, Аристотель, Софокл и др.).
В собственном смысле слова этот жанр распространился в римском изобразительном искусстве. Для римского портрета характерно с самого начала (II век до нашей эры) пристальное внимание к изображению индивидуальных черт, хотя налицо и некоторое обобщение.
Средневековье стало периодом унификации личности, подчинение ее определенным правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных). Художники и здесь смогли проявить свою индивидуальность, сохранив внимание к изобразительной стороне (об этом говорит тщательная прорисовка фона, одежды портретируемого). Вместе с тем они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определенных нравственных черт - чванства, тщеславия, гордыни. Кроме того, именно в это время начинает развиваться групповой портрет (правитель и его окружение).
Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. Поэтому и изображение его внутреннего мира, сложных душевных переживаний, описание бытовой среды доминировали в это время.
Мастера высокого Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан - не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
В России складывается своя школа портрета, отличающаяся разнообразием. Это прежде всего парсуна, в которой ты приемы реалистической живописи и иконы. От парсуны четко прослеживаются два направления - к провинциальному и парадному портретам. В провинциальном портрете преобладают камерные настроения, портретируемый предстает таким, каким он был в повседневной жизни.
Развитие парадного портрета характеризуется постепенным уходом от требований заказчика к отражению его как личности своего времени. Поэтому он и давался в образе условной, аллегорической фигуры (портреты Ф. Рокотова, Д. Левицкого и др.)
Рубеж XIX-начала XX века, на первый взгляд, привел к отказу от создаваемых веками принципов портретной живописи: разрушались пропорции модели, вводились геометрические фигуры. Внимание сосредоточивалось на раскрытии сложной гаммы человеческих переживаний, поэтому внешнее подобие оказывалось вторичным (творчество импрессионистов, кубистов, авангардистов и т. п.). Среди выдающихся мастеров этого периода - Э. Дега, А. Тулуз- Лотрек,
М. Шагал, П. Пикассо.
В XX веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием. Среди его авторов - живописцы М. Нестеров, И. Бродский и др.
Каждый художник-реалист обязательно должен уметь изображать человека в различных положениях, поворотах, движениях. Человек - главный объект интереса и изображения у художников.
В человеке же самое главное, самое выразительное - это его внешний облик и особенно лицо. Поэтому изучение художником человека традиционно начинается с рисования головы. Конечно, некоторые любители и без всякой подготовки рисуют «портреты» своих знакомых, особенно в профиль. Иной раз получается как будто даже и похоже. Но на самом деле эти рисунки, несмотря не некоторое сходство, остаются плоскими и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой, чтобы художник мог изобразить ее в любом наклоне и повороте, он должен изучить ее анатомию. Чтобы ясно понимать, чем и как образуется любая форма, он должен развить свое художническое объемно-пространственное видение и овладеть правильной последовательностью изображения.
Изучение анатомии дает художнику представление о том, что является общим для всякой человеческой головы. Это служит основой, эталоном для сравнения, для выявления того характерного, индивидуального, что выделяет каждую отдельную человеческую голову из миллиона других. А головы, действительно, все очень разные. Тут сказывается и возраст, и пол, и особенности строении черепа.
У каждого человека уши, нос, глаза, губы имеют свои характерные особенности. Это все художник должен подметить. Конечно, сходство с оригиналом - первое и необходимое качество портрета. Но это, как говорят математики, условие необходимое, но недостаточное. За внешними чертами человека мы должны угадывать, чувствовать мысли, переживания, внутреннюю жизнь изображенного. Мы должны чувствовать и отношение художникак нему. Только все это сделает изображение портретом, только это заставит нас вглядываться, вдумываться и волноваться, даже когда изображенные люди совершенно нам незнакомы.
Портрет - это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика.
Билет № 16
- 1. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
- 2. Внутренний мир русской избы
- 2. Конструкция, декор предметов народного быта и труда
- 1. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
- 2. Народный праздничный костюм
- 1. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
- 2. Древние образы в народных игрушках
- 1. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов материальный образ времени.
- 2. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
- 1. Роль значение материала в конструкции. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
- 2. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
- Цветы — розы, купавки с симметричными листьями;
- Животные - конь, птица.
- Билет № 8
- 1. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектурная и градостроительная революция 20 века.
- 2. Рисунок – основа изобразительного творчестваРисунок - основа изобразительного искусства
- 1. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.
- 2. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
- 1. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Историчность и социальность интерьера
- 2. Цвет. Основы цветоведения.
- 1. Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн пространственно-вещной среды жилища. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
- 2. Объемные изображения в скульптуре
- 1. Дизайн и архитектура моего сада. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.
- 2. Изображение предметного мира – натюрморт
- 1. Мода, культура и ты. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды. Соответствие материала и формы в одежде.
- 2. Образ человека – главная тема в искусстве
- 1. Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.
- 2. Конструкция головы человека ее пропорции
- 1. Сценография или театрально – декорационное искусство – особый вид художественного творчества.
- 2. Великие портретисты
- 1.Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска. Искусство и специфика театрального костюма.
- 2. Жанры в изобразительном искусстве
- 1. Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность.
- 2. Изображение пространства
- 1. Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
- 2. Правила линейной и воздушной перспективы