logo
Otvety_na_bilety_po_izo

2. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Работа художника над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог, иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины.

Композиционный центр - главный ведущий элемент компо­зиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысло­вым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различ­ных средств: размером, цветом, освещением, местоположением, линейной перспективой.

Одним из главных средств художественной выразительности по праву считается контраст. Так, в тематических картинах контраст выражается не только в сопоставлении тех или иных приемов и расположении цветовых пятен, но и в противопоставлении психологических и индивидуальных характеристик.

Предлагаю вам рассмотреть такие известные картину «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова. Какое разнообразие фигур, положений, жестов, лиц, выражений на этих лицах, наконец, костюмов! Вы не найдете в характеристике персонажей двух одинаковых деталей - все разное, все построено на контрасте!

В упомянутой картине В. И. Сурикова такие контрасты исполь­зованы в полной мере. Посмотрите на толпу - вот покорно поник­шая юная боярышня, но из-за нее выглядывает суровое лицо не­смирившейся монашенки, рядом с испуганными женскими лицами - глупо улыбающийся мальчишка.

Этому контрасту сопутствует и контраст колористический. Толпа выглядит очень пестро, с ней контрастирует белый снег и черное одеяние боярыни Морозовой. И это усиливает ощущение драмы. Контрастные сопоставления в данной картине бесконечны, но при всем этом многообразии эта картина - единый глубокий ху­дожественный образ.

Гамма - цветовая (красочная, колористическая) - в изобрази­тельном и декоративном искусствах последовательный ряд цветов, преобладающих в произведении; гармонически связанные оттенки цвета; наименование цветовых особенностей колорита.

Гамму различают:

др.;

Контраст (от франц. contraste) в изобразительном искусстве - художественное средство, противопоставление предметов по про­тивоположным качествам.

Контрасты различают:

Умело пользовался контрастом в своем творчестве И. И. Леви­тан (1860-1900), русский живописец-передвижник.

Лиризм «Золотой осени» создан цветом. Из тысяч цветовых сочетаний, кото­рые мы видим в картинах осени, Левитан выбрал одно. Он почув­ствовал, что этот аккорд красок сам по себе эмоционален, и он уси­ливал его эмоциональное звучание. Контраст сияющих оранжевого и голубого радостен, но он не содержит много открытого мажора, который характерен, например, для контраста насыщенного зеле­ного и алого. (Н. Н. Волков.)

Контур - средство художественного выражения; линия, очер­чивающая форму предмета; очертание предмета.

Контуры различают:

Цвет, контуры, перспектива существуют во взаимосвязи.

Яркий пример такого сочетания можно наблюдать в картине В. Гога (1853-1890), голландского живописца, «Прогулка за­ключенных. 1890. Холст, масло».

«Страшный колодец тюремного двора, на дне которого в бес­конечной карусели крутятся обреченные люди, трагический символ человеческой жизни. Напряженные линии контуров, навязчивый ритм параллельно положенных мазков, сине-зеленый мертвенный колорит создают образ земного ада.» (И. А. Антонова.)

Ритм, ритмичность в изобразительном искусстве - чередова­ние линий, фигур, цветовых пятен, объемов. Лиризм «Золотой осени» («Золотая осень. 1896. Холст на кар­тоне, масло») создан цветом ... Из тысяч цветовых сочетаний, кото­рые мы видим в картинах осени, Левитан выбрал одно. Он почув­ствовал, что этот аккорд красок сам по себе эмоционален, и он уси­ливал его эмоциональное звучание. Контраст сияющих оранжевого и голубого радостен, но он не содержит много открытого мажора, который характерен, например, для контраста насыщенного зеле­ного и алого. (Н. Н. Волков.)

Силуэт - форма фигуры или предмета, видимая как единая масса, как плоское пятно на более темном или более светлом фоне.

Вот эта видимая форма предмета обусловливается освещенно­стью, которая является необходимым фактором не только для вос­приятия предмета, но и для воспроизведения его в рисунке.

Правильно опредметить световые отношения поверхностей в натуре и суметь передать их в рисунке - это значит выдержать ри­сунок в тоне.

Билет № 12