2. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Работа художника над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог, иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины.
Композиционный центр - главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением, линейной перспективой.
Одним из главных средств художественной выразительности по праву считается контраст. Так, в тематических картинах контраст выражается не только в сопоставлении тех или иных приемов и расположении цветовых пятен, но и в противопоставлении психологических и индивидуальных характеристик.
Предлагаю вам рассмотреть такие известные картину «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова. Какое разнообразие фигур, положений, жестов, лиц, выражений на этих лицах, наконец, костюмов! Вы не найдете в характеристике персонажей двух одинаковых деталей - все разное, все построено на контрасте!
В упомянутой картине В. И. Сурикова такие контрасты использованы в полной мере. Посмотрите на толпу - вот покорно поникшая юная боярышня, но из-за нее выглядывает суровое лицо несмирившейся монашенки, рядом с испуганными женскими лицами - глупо улыбающийся мальчишка.
Этому контрасту сопутствует и контраст колористический. Толпа выглядит очень пестро, с ней контрастирует белый снег и черное одеяние боярыни Морозовой. И это усиливает ощущение драмы. Контрастные сопоставления в данной картине бесконечны, но при всем этом многообразии эта картина - единый глубокий художественный образ.
Гамма - цветовая (красочная, колористическая) - в изобразительном и декоративном искусствах последовательный ряд цветов, преобладающих в произведении; гармонически связанные оттенки цвета; наименование цветовых особенностей колорита.
Гамму различают:
по теплохолодности: теплая, холодная; холодноватая и др.;
по цветовому тону, зеленовато-коричневая, золотистая, крас- но-рыжеватая, серебристая и др.;
по насыщенности, светлоте: насыщенная, светлая, яркая и
др.;
по соотношению оттенков цвета: гармоничная, контрастная, нюансированная;
по образности художественной речи: блеклая, вечерняя, излюбленная, мажорная, мягкая, нежная, праздничная, приглушенная, сдержанная, скромная, строгая, сумрачная, суровая;
Контраст (от франц. contraste) в изобразительном искусстве - художественное средство, противопоставление предметов по противоположным качествам.
Контрасты различают:
по содержанию: красочный, живописный, тоновой, цветовой; светлотный, световой, светотеневой; смысловой; фактурный;
по выразительности: красноречивый, мягкий, напряженный, резкий, сильный, щемящий, эффектный контраст.
Умело пользовался контрастом в своем творчестве И. И. Левитан (1860-1900), русский живописец-передвижник.
Лиризм «Золотой осени» создан цветом. Из тысяч цветовых сочетаний, которые мы видим в картинах осени, Левитан выбрал одно. Он почувствовал, что этот аккорд красок сам по себе эмоционален, и он усиливал его эмоциональное звучание. Контраст сияющих оранжевого и голубого радостен, но он не содержит много открытого мажора, который характерен, например, для контраста насыщенного зеленого и алого. (Н. Н. Волков.)
Контур - средство художественного выражения; линия, очерчивающая форму предмета; очертание предмета.
Контуры различают:
по технике: перовой и др;
по форме: замкнутый, изломанный, условный, четкий;
по признакам цвета, черный и др.;
по образности художественного языка: жесткий, легкий, нервный, прихотливый, резкий, спокойный контур.
Цвет, контуры, перспектива существуют во взаимосвязи.
Яркий пример такого сочетания можно наблюдать в картине В. Гога (1853-1890), голландского живописца, «Прогулка заключенных. 1890. Холст, масло».
«Страшный колодец тюремного двора, на дне которого в бесконечной карусели крутятся обреченные люди, трагический символ человеческой жизни. Напряженные линии контуров, навязчивый ритм параллельно положенных мазков, сине-зеленый мертвенный колорит создают образ земного ада.» (И. А. Антонова.)
Ритм, ритмичность в изобразительном искусстве - чередование линий, фигур, цветовых пятен, объемов. Лиризм «Золотой осени» («Золотая осень. 1896. Холст на картоне, масло») создан цветом ... Из тысяч цветовых сочетаний, которые мы видим в картинах осени, Левитан выбрал одно. Он почувствовал, что этот аккорд красок сам по себе эмоционален, и он усиливал его эмоциональное звучание. Контраст сияющих оранжевого и голубого радостен, но он не содержит много открытого мажора, который характерен, например, для контраста насыщенного зеленого и алого. (Н. Н. Волков.)
Силуэт - форма фигуры или предмета, видимая как единая масса, как плоское пятно на более темном или более светлом фоне.
Вот эта видимая форма предмета обусловливается освещенностью, которая является необходимым фактором не только для восприятия предмета, но и для воспроизведения его в рисунке.
Правильно опредметить световые отношения поверхностей в натуре и суметь передать их в рисунке - это значит выдержать рисунок в тоне.
Билет № 12
- 1. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
- 2. Внутренний мир русской избы
- 2. Конструкция, декор предметов народного быта и труда
- 1. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
- 2. Народный праздничный костюм
- 1. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
- 2. Древние образы в народных игрушках
- 1. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов материальный образ времени.
- 2. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
- 1. Роль значение материала в конструкции. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
- 2. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
- Цветы — розы, купавки с симметричными листьями;
- Животные - конь, птица.
- Билет № 8
- 1. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектурная и градостроительная революция 20 века.
- 2. Рисунок – основа изобразительного творчестваРисунок - основа изобразительного искусства
- 1. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.
- 2. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
- 1. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Историчность и социальность интерьера
- 2. Цвет. Основы цветоведения.
- 1. Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн пространственно-вещной среды жилища. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
- 2. Объемные изображения в скульптуре
- 1. Дизайн и архитектура моего сада. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.
- 2. Изображение предметного мира – натюрморт
- 1. Мода, культура и ты. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды. Соответствие материала и формы в одежде.
- 2. Образ человека – главная тема в искусстве
- 1. Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.
- 2. Конструкция головы человека ее пропорции
- 1. Сценография или театрально – декорационное искусство – особый вид художественного творчества.
- 2. Великие портретисты
- 1.Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска. Искусство и специфика театрального костюма.
- 2. Жанры в изобразительном искусстве
- 1. Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность.
- 2. Изображение пространства
- 1. Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
- 2. Правила линейной и воздушной перспективы