logo
Otvety_na_bilety_po_izo

2. Объемные изображения в скульптуре

Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.

Через всю историю скульптуры проходят темы материнства, любви, страдания. Она ищет как бы формулы извечных человече­ских чувств. Но эти формулы всегда и современны по ощущению мира и человека. Стремясь вскрыть внутреннюю энергию материала, заставить ее «работать» на мысль, скульптор сегодня порой: сознательно расчленяет объемы, прерывает плавность течения линий. Резкие углы и грани нарушают спокойствие пространства.

Скульптор в зависимости от звучания его работы, будет ли она мощной и монументальной или интимной, камерной, сжимает или увеличивает внутреннее давление формы и материала, выбирает центр тяжести. Тем самым он определяет масштабность и пропор­ции. Самой пластикой он добивается цельности и необходимой ин­тонации, действуя на наш глаз и чувства силуэтом или, наоборот, предельной обобщенностью фактуры.

Восприятие скульптуры - это не только осмотр ее объемов и граней. Скульптура имеет свои невидимые границы, которые часто не совпадают с ее абрисом, силуэтом. Она организует вокруг себя как бы зону воздействия. Это окружающее пространство тоже вы­являет смысл работы, придает ей жизнь. От того, насколько скульптор чувствует эту связь кажущейся замкнутой в себе пластической формы и ее «служебное» пространство, во многом и зависит действенность на нас пластики скульптуры.

В различных сферах скульптуры эстетическое воздействие ор­ганизуется разными способами. В круглой трехмерной скульптуре важнейшую роль приобретает учет движения зрителя со всех сто­рон вокруг работы. В рельефе, то есть в скульптуре на плоскости, наиболее близкой в зрительном отношении живописи и графике, возрастает значение света и тени. Они выявляют пластическое своеобразие произведения, декоративную цельность композиции.

Задача художника обусловливает в принципе выбор материала, материал, в свою очередь, - особенности эстетического воздейст­вия работы. Суровость серого гранита явно была бы неуместна в парковых скульптурах Франции XVIII века, в их неж­ной истоме и чувственной расслабленности.

Как и их коллеги - живописцы и графики, скульпторы работа­ют во многих жанрах. И портрет, и исторические и современные по сюжету композиции, изображения зверей - анималистику - со всем этим мы встретимся и здесь. Но скульптура - это и пластика в ар­хитектурных ансамблях, в садах и парках. А о них можно говорить уже в ином аспекте - как об искусстве монументальном, а чаще как о декоративно-прикладном.

Лепка - действие по значению глагола лепить; создание скульптуры из мягких материалов: воска, глины, пластилина.

До нас дошло большое количество скульптурных произведений разных народов и эпох. Широко известны статуи и барельефы Древнего Египта, Индии и Америки. Античная Греция подарила миру бессмертные произведения выдающихся ваятелей - Фидия, Мирона и Поликлета. Древнеримские портреты, созданные почти тысячи лет назад, волнуют и трогают нас, возможно, так же, как и их современников, своей реалистичной выразительностью и одухотворенностью. Замечательные древнерусские мастера оста­вили прекрасные образцы деревянной скульптуры.

В живописи или графике, изображая человека, художник вос­производит обстановку, в которой тот находится. Воздух, про­странство, различные окружающие предметы участвуют в форми­ровании создаваемого художником образа. В скульптуре этой воз­можности художник полностью лишен, здесь все должно быть выражено самой фигурой, ее движением.

Скульптура бывает «круглой» (ее можно обозреть со всех сто­рон) и рельефной.

Скульптор-любитель может работать в разных жанрах, создавать скульптуру на разные темы и сюжеты, из раз­личных материалов. Чаще всего он будет, вероятно, обращаться к скульптуре небольшого размера.

Скульптура малых форм существовала с незапамятных времен. В музеях можно встретить немало различных статуэток, которым тысячи лет. Здесь и Древний Египет, и Древний Восток, и скульптурки Помпеи, и произведения эпохи Возрождения. Паоло Тру­бецкой впервые в малой пластике создал фигурные портреты, ко­торые до него были лишь достоянием живописи.

Малая скульптура особенно подвижна, она может часто менять свое место, может стоять выше наших глаз, на уровне или ниже. Восприятие ее при этом будет меняться: иная малая скульптура, расположенная выше глаз зрителя, может восприниматься велича­во, как маленький памятник. Когда она на уровне наших глаз, мы становимся как бы соучастниками изображенной ситуации.

Малые формы отличаются от большой скульптуры и материа­лами. Большие скульптуры выполняются из камня, бронзы, дерева, бетона. Возможности малой пластики гораздо шире - ее создают из фарфора, кости и из многих других материалов, из которых боль­шой скульптуры не создать.

Монументальная скульптура всегда уникальна: памятник Петру в Петербурге или Пушкину в Москве - составная часть художест­венного облика именно этих городов, никому не придет в голову размножить эти скульптуры и расставить их по многим городам. Малые же формы скульптуры могут рассчитывать на большое ти­ражирование.

Билет № 14