2. Объемные изображения в скульптуре
Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.
Через всю историю скульптуры проходят темы материнства, любви, страдания. Она ищет как бы формулы извечных человеческих чувств. Но эти формулы всегда и современны по ощущению мира и человека. Стремясь вскрыть внутреннюю энергию материала, заставить ее «работать» на мысль, скульптор сегодня порой: сознательно расчленяет объемы, прерывает плавность течения линий. Резкие углы и грани нарушают спокойствие пространства.
Скульптор в зависимости от звучания его работы, будет ли она мощной и монументальной или интимной, камерной, сжимает или увеличивает внутреннее давление формы и материала, выбирает центр тяжести. Тем самым он определяет масштабность и пропорции. Самой пластикой он добивается цельности и необходимой интонации, действуя на наш глаз и чувства силуэтом или, наоборот, предельной обобщенностью фактуры.
Восприятие скульптуры - это не только осмотр ее объемов и граней. Скульптура имеет свои невидимые границы, которые часто не совпадают с ее абрисом, силуэтом. Она организует вокруг себя как бы зону воздействия. Это окружающее пространство тоже выявляет смысл работы, придает ей жизнь. От того, насколько скульптор чувствует эту связь кажущейся замкнутой в себе пластической формы и ее «служебное» пространство, во многом и зависит действенность на нас пластики скульптуры.
В различных сферах скульптуры эстетическое воздействие организуется разными способами. В круглой трехмерной скульптуре важнейшую роль приобретает учет движения зрителя со всех сторон вокруг работы. В рельефе, то есть в скульптуре на плоскости, наиболее близкой в зрительном отношении живописи и графике, возрастает значение света и тени. Они выявляют пластическое своеобразие произведения, декоративную цельность композиции.
Задача художника обусловливает в принципе выбор материала, материал, в свою очередь, - особенности эстетического воздействия работы. Суровость серого гранита явно была бы неуместна в парковых скульптурах Франции XVIII века, в их нежной истоме и чувственной расслабленности.
Как и их коллеги - живописцы и графики, скульпторы работают во многих жанрах. И портрет, и исторические и современные по сюжету композиции, изображения зверей - анималистику - со всем этим мы встретимся и здесь. Но скульптура - это и пластика в архитектурных ансамблях, в садах и парках. А о них можно говорить уже в ином аспекте - как об искусстве монументальном, а чаще как о декоративно-прикладном.
Лепка - действие по значению глагола лепить; создание скульптуры из мягких материалов: воска, глины, пластилина.
До нас дошло большое количество скульптурных произведений разных народов и эпох. Широко известны статуи и барельефы Древнего Египта, Индии и Америки. Античная Греция подарила миру бессмертные произведения выдающихся ваятелей - Фидия, Мирона и Поликлета. Древнеримские портреты, созданные почти тысячи лет назад, волнуют и трогают нас, возможно, так же, как и их современников, своей реалистичной выразительностью и одухотворенностью. Замечательные древнерусские мастера оставили прекрасные образцы деревянной скульптуры.
В живописи или графике, изображая человека, художник воспроизводит обстановку, в которой тот находится. Воздух, пространство, различные окружающие предметы участвуют в формировании создаваемого художником образа. В скульптуре этой возможности художник полностью лишен, здесь все должно быть выражено самой фигурой, ее движением.
Скульптура бывает «круглой» (ее можно обозреть со всех сторон) и рельефной.
Скульптор-любитель может работать в разных жанрах, создавать скульптуру на разные темы и сюжеты, из различных материалов. Чаще всего он будет, вероятно, обращаться к скульптуре небольшого размера.
Скульптура малых форм существовала с незапамятных времен. В музеях можно встретить немало различных статуэток, которым тысячи лет. Здесь и Древний Египет, и Древний Восток, и скульптурки Помпеи, и произведения эпохи Возрождения. Паоло Трубецкой впервые в малой пластике создал фигурные портреты, которые до него были лишь достоянием живописи.
Малая скульптура особенно подвижна, она может часто менять свое место, может стоять выше наших глаз, на уровне или ниже. Восприятие ее при этом будет меняться: иная малая скульптура, расположенная выше глаз зрителя, может восприниматься величаво, как маленький памятник. Когда она на уровне наших глаз, мы становимся как бы соучастниками изображенной ситуации.
Малые формы отличаются от большой скульптуры и материалами. Большие скульптуры выполняются из камня, бронзы, дерева, бетона. Возможности малой пластики гораздо шире - ее создают из фарфора, кости и из многих других материалов, из которых большой скульптуры не создать.
Монументальная скульптура всегда уникальна: памятник Петру в Петербурге или Пушкину в Москве - составная часть художественного облика именно этих городов, никому не придет в голову размножить эти скульптуры и расставить их по многим городам. Малые же формы скульптуры могут рассчитывать на большое тиражирование.
Билет № 14
- 1. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
- 2. Внутренний мир русской избы
- 2. Конструкция, декор предметов народного быта и труда
- 1. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
- 2. Народный праздничный костюм
- 1. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
- 2. Древние образы в народных игрушках
- 1. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов материальный образ времени.
- 2. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
- 1. Роль значение материала в конструкции. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
- 2. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
- Цветы — розы, купавки с симметричными листьями;
- Животные - конь, птица.
- Билет № 8
- 1. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектурная и градостроительная революция 20 века.
- 2. Рисунок – основа изобразительного творчестваРисунок - основа изобразительного искусства
- 1. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.
- 2. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
- 1. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Историчность и социальность интерьера
- 2. Цвет. Основы цветоведения.
- 1. Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн пространственно-вещной среды жилища. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
- 2. Объемные изображения в скульптуре
- 1. Дизайн и архитектура моего сада. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.
- 2. Изображение предметного мира – натюрморт
- 1. Мода, культура и ты. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды. Соответствие материала и формы в одежде.
- 2. Образ человека – главная тема в искусстве
- 1. Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.
- 2. Конструкция головы человека ее пропорции
- 1. Сценография или театрально – декорационное искусство – особый вид художественного творчества.
- 2. Великие портретисты
- 1.Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска. Искусство и специфика театрального костюма.
- 2. Жанры в изобразительном искусстве
- 1. Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность.
- 2. Изображение пространства
- 1. Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
- 2. Правила линейной и воздушной перспективы