2. Древние образы в народных игрушках
История игрушки началась в глубочайшей древности, когда только зарождалась человеческая культура. В древности игрушечные предметы были далеки от забавы, они несли глубокий, магический смысл, были элементом магических обрядов.
Из всех русских глиняных игрушек наибольшей популярностью пользуются дымковские. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. В городе Вятка есть район Дымково. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Всю зиму женщины Дымкова лепили свистульки для ярмарки. Из глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в конька, то в петушка.
Если смотреть на узор, то он очень прост: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Но в этом узоре есть глубокий символический смысл: солярные знаки, знаки воды и знаки земли.
Краски на игрушке очень яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые, возможно до 10 – 12 цветов одновременно. Это самая нарядная игрушка.
Дымковские мастерицы лепят: коней, птиц, индюков, нянек и деточек, барышень и кавалеров, сюжетные сценки.
Филимоновская игрушка
В Тульской области расположен известный промысел народной глиняной игрушки – Филимоново. Старейшие мастерицы промысла сохранили традиции мастерства, темы и сюжеты игрушек. Лепят кукол- барышень и солдатиков, всадников и разных животных: у коровы рога загнуты полумесяцем, у барана свернуты колечком, у коня ушки торчат « на макушке», у собаки примяты, висят. По этим характерным деталям различаются близкие по форме свистульки.
Мастерицы виртуозно владеют материалом. Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее вытягивают всю фигурку сразу – при таком способе лепки игрушки получаются грациозными, пластичными. Форма игрушки вытянутая, удлиненная.
Во время обжига иссиня- черная глина теряет природную окраску и приобретает красивый белый цвет.
Роспись делают по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая веточка, яркая « ягодка», «солнышко».
Билет № 6
- 1. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
- 2. Внутренний мир русской избы
- 2. Конструкция, декор предметов народного быта и труда
- 1. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
- 2. Народный праздничный костюм
- 1. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
- 2. Древние образы в народных игрушках
- 1. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов материальный образ времени.
- 2. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
- 1. Роль значение материала в конструкции. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
- 2. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
- Цветы — розы, купавки с симметричными листьями;
- Животные - конь, птица.
- Билет № 8
- 1. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектурная и градостроительная революция 20 века.
- 2. Рисунок – основа изобразительного творчестваРисунок - основа изобразительного искусства
- 1. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.
- 2. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
- 1. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Историчность и социальность интерьера
- 2. Цвет. Основы цветоведения.
- 1. Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн пространственно-вещной среды жилища. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
- 2. Объемные изображения в скульптуре
- 1. Дизайн и архитектура моего сада. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.
- 2. Изображение предметного мира – натюрморт
- 1. Мода, культура и ты. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды. Соответствие материала и формы в одежде.
- 2. Образ человека – главная тема в искусстве
- 1. Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.
- 2. Конструкция головы человека ее пропорции
- 1. Сценография или театрально – декорационное искусство – особый вид художественного творчества.
- 2. Великие портретисты
- 1.Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска. Искусство и специфика театрального костюма.
- 2. Жанры в изобразительном искусстве
- 1. Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность.
- 2. Изображение пространства
- 1. Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
- 2. Правила линейной и воздушной перспективы