Иван Сергеевич Аксаков
Одну из главнейших опасностей для общества представляет неимоверно возросший бюрократический аппарат государства – армия чиновников, сословные привилегии дворянства разрушают общественное единство, парализуют социальную активность. По мнению Аксакова, государство должно быть в определенной мере отвлечено от народной жизни, общества. Одновременно он выступает и как противник сословного деления общества.
Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) выдвигал идею превосходства русского народа над другими. Ее он аргументировал тем, что в русском национальном характере наиболее развиты этические принципы христианского гуманизма, отсутствуют национальный эгоизм и враждебность к другим народам. Русский народ, полагал славянофил, может по справедливости решать споры, но не на основе подавления частного интереса, а на основе интересов всего мира, т. е. общины. Не чуждо русскому народу, по его мнению, и чувство единства с родственными ему славянскими народами.
Аксаков полагает, что необходимо единство православия, самодержавия и народности в том виде, котором они существовали до реформ Петра I. Аксаков называет русский народ негосударственным в том смысле, что он не требует от власти участия в управления государством и никаких политических свобод. Он объясняет это тем, что для русского народа государство – это не цель, а средство; он не стремится к власти, а хранит ее, не меняя религиозно-нравственных идеалов на чуждые народному духу политические свободы.
Западники и славянофилы зафиксировали те фундаментальные проблемы, которые до сих пор волнуют российские общество. Каковы исторические и культурные векторы развития России? На этот вопрос пытались ответить и последователи славянофилов в ХХ в. евразийцы (Г. Флоровский, Г. Вернадский и др.), сторонники ленинизма, либералы-реформаторы 1990-х гг. и националисты (РНЕ, НПСР и др.). В каждом конкретном случае выдвигаются свое мнение и оценка как российской культуры и истории в целом, ее места в мировом культурном и историческом процессе и всевозможные модели будущего нашей страны.
1Лео Фробениус (1873–1938) – немецкий этнограф-африканист, археолог, сторонник диффузионистской теории, автор теории «морфологии культуры». Получил образование во Франкфуртском университете, этнологический институт которого был позднее назван в его честь (1946).
2Эдуард Мейер (1855–1930) – известный немецкий специалист по древней истории, египтолог и ориенталист. Один из последних историков, самостоятельно пытавшихся написать универсальную историю древнего мира.
3Эрнст Трёльч (1865–1923) – немецкий теолог, философ культуры.
- Модуль № 4 типология культур
- 1. Типология культуры
- 2. Этнический и национальный типы культуры
- 3. «Восток – Запад» в культурологии
- Собор Дуомо, Милан, Италия
- Малая пагода диких гусей
- 4. Россия и тип ее культуры
- 5. Локальные культуры
- 5.1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов н.Я. Данилевского
- Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль Бахри. Зодчий – Сенмут
- Благовещенский собор Московского Кремля, домовая церковь московских государей
- 5.2. Локальные культуры и локальные цивилизации (о. Шпенглер и а. Тойнби)
- 5.3. Теория культур-цивилизаций с. Хантингтона
- 6. Место и роль России в мировой культуре
- 6.1. Культура России и русский национальный характер
- 6.2. Славянский элемент культуры России
- Иван Николаевич Крамской Русалки
- 6.3. Православные мотивы культуры России: самобытное и заимствованное
- Памятник «Крещение Руси», Кремль, Великий Новгород
- 6.4. «Москва – третий Рим» как воплощение идей мессианства в русской культуре
- Московский Кремль
- Максим Грек
- 5. Западники и славянофилы о русской культуре и исторической судьбе России
- Алексей Степанович Хомяков
- Иван Николаевич Крамской Портрет Юрия Фёдоровича Самарина
- Петр Захарович Захаров Портрет историка т.Н. Грановского
- Иван Сергеевич Аксаков