3. «Восток – Запад» в культурологии
Восточная и западная культуры всегда представлялись полярными друг другу. Это деление учитывает не только территориальное и географическое положение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.
Европейская и американская культуры вкладываются в понятие «Запад». Страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки представляют культуру Востока.
К восточной цивилизации относятся такие культуры, как культура еврейского народа, Китая, Индии и арабо-мусульманского мира. В философско-историческом осмыслении Восток представляется в качестве первой исторической ступени всемирного развития человечества. В теориях замкнутых культур и локальных цивилизаций линейная историческая схема была отброшена и казавшийся однородным восточный мир предстал россыпью самобытных культурных образований. В современных типологических системах китайская, индийская и ближневосточная цивилизации были осознаны в качестве трех основных и самостоятельных форм культуры и общества.
Это привело к переосмыслению самой парадигмы «Восток – Запад». Место представления об их взаимной диалектической связи заняло представление о традиционности цивилизаций Востока.
Согласно этой точке зрения именно Восток в широком смысле этого слова стал колыбелью мировой цивилизации и человеческой культуры. Для всех его локальных социокультурных образований было характерно стремление к сохранению жесткой нормы, устойчивого социального порядка и религиозных и моральных стандартов поведения. Сущность этих социальных систем определяется азиатским способом производства и сводится к консервативной стабильности. Это концепция Л.С. Васильева.
Другая точка зрения на эту проблему – концепция Р. Генона, по которой восточные цивилизации сущностно не противоречат друг другу в силу следования изначально общему высшему принципу.
При обоих объяснениях мы видим, что в современном мире, с одной стороны, цивилизации, оставшиеся стоять на традиционных позициях (таковы цивилизации Востока), с другой стороны, откровенно антитрадиционные цивилизации или цивилизация Запада.
Л.С. Васильев выделяет три гигантские структуры: китайскую, индо-буддийскую и арабо-мусульманскую. Р. Генон представлял восточный мир следующей классификацией: Дальний Восток – китайская цивилизация, Средний Восток – индуистская, Ближний Восток – исламская.
В работах Л.И. Седова, принявшего социологическую концепцию Т. Парсонса, на базе тезиса о возможности гипертрофированного развития одной из четырех социальных подсистем с превращением ее в фундамент общества – цивилизации – данная классификация получила новое основание.
Запад представляет в ней экономический тип общества, тогда как три восточные цивилизации соответствуют в основном «ценностному», «социетальному» и «политическому» типам.
Для западного типа культуры характерна ориентация на:
1) ценности технического развития;
2) динамичный, деятельный образ жизни;
3) совершенствование культуры и общества.
- Модуль № 4 типология культур
- 1. Типология культуры
- 2. Этнический и национальный типы культуры
- 3. «Восток – Запад» в культурологии
- Собор Дуомо, Милан, Италия
- Малая пагода диких гусей
- 4. Россия и тип ее культуры
- 5. Локальные культуры
- 5.1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов н.Я. Данилевского
- Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль Бахри. Зодчий – Сенмут
- Благовещенский собор Московского Кремля, домовая церковь московских государей
- 5.2. Локальные культуры и локальные цивилизации (о. Шпенглер и а. Тойнби)
- 5.3. Теория культур-цивилизаций с. Хантингтона
- 6. Место и роль России в мировой культуре
- 6.1. Культура России и русский национальный характер
- 6.2. Славянский элемент культуры России
- Иван Николаевич Крамской Русалки
- 6.3. Православные мотивы культуры России: самобытное и заимствованное
- Памятник «Крещение Руси», Кремль, Великий Новгород
- 6.4. «Москва – третий Рим» как воплощение идей мессианства в русской культуре
- Московский Кремль
- Максим Грек
- 5. Западники и славянофилы о русской культуре и исторической судьбе России
- Алексей Степанович Хомяков
- Иван Николаевич Крамской Портрет Юрия Фёдоровича Самарина
- Петр Захарович Захаров Портрет историка т.Н. Грановского
- Иван Сергеевич Аксаков