Петр Захарович Захаров Портрет историка т.Н. Грановского
Портрет В.Г. Белинского работы П.А. Брюллова с оригинала К.А. Горбунова
Василий Петрович Боткин
Павел Васильевич Анненков
Константин Дмитриевич Кавелин
Борис Николаевич Чичерин
Поводом для возникновения дискуссий между западниками и славянофилами фактически стало опубликование «Философического письма» Петра Яковлевича Чаадаева (1794–1856) в журнале «Телескоп».
Пётр Яковлевич Чаадаев
Оно стало важным событием в общественной жизни николаевской России: в нем поднимался целый ряд важных общественно-политических и историко-культурных проблем.
Рассматривая историю России, Чаадаев полагал, что она оказалась вырвана из всемирного исторического процесса. Она опирается как на Европу, так и на Восток, но должна объединить в себе эти два начала. Такая оторванность есть следствие принятия Русью православия. Чаадаев считал, что если католицизм по своей сущности глубоко общественное явление, то православие воспитывает в человеке такие качества, как покорность, смирение, аскетизм.
Чаадаев решительно защищает свободу человека, ответственность его за историю (хотя исторический процесс таинственен и движется промыслом) и поэтому против суеверной идеи повседневного вмешательства Бога. Чем сильнее чувствует Чаадаев религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает ответственность и свободу человека.
Как и Чаадаев, своим идеалом социального развития считали Западную Европу западники. Одним из их лидеров был профессор Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855).
Грановский тщательно анализирует историю стран Западной Европы, уделяя большое внимание Средневековью. Он вынужден констатировать, что Россия еще не вышла из своего средневековья; она не пережила феодальной цивилизации, а следовательно, и свободы личности, лица. Но оптимизм Грановского состоит в уверенности, что Россия пройдет путь Европы, поскольку она уже стоит на ее пороге и все движения европейской жизни находят в ней отголоски.
Ключевая фигура славянофильского движения – Иван Сергеевич Аксаков(1823–1886). Острие своей критики он направил против бюрократического аппарата Российского государства, по его мнению, оторванного от народа, от народного духа.
- Модуль № 4 типология культур
- 1. Типология культуры
- 2. Этнический и национальный типы культуры
- 3. «Восток – Запад» в культурологии
- Собор Дуомо, Милан, Италия
- Малая пагода диких гусей
- 4. Россия и тип ее культуры
- 5. Локальные культуры
- 5.1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов н.Я. Данилевского
- Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль Бахри. Зодчий – Сенмут
- Благовещенский собор Московского Кремля, домовая церковь московских государей
- 5.2. Локальные культуры и локальные цивилизации (о. Шпенглер и а. Тойнби)
- 5.3. Теория культур-цивилизаций с. Хантингтона
- 6. Место и роль России в мировой культуре
- 6.1. Культура России и русский национальный характер
- 6.2. Славянский элемент культуры России
- Иван Николаевич Крамской Русалки
- 6.3. Православные мотивы культуры России: самобытное и заимствованное
- Памятник «Крещение Руси», Кремль, Великий Новгород
- 6.4. «Москва – третий Рим» как воплощение идей мессианства в русской культуре
- Московский Кремль
- Максим Грек
- 5. Западники и славянофилы о русской культуре и исторической судьбе России
- Алексей Степанович Хомяков
- Иван Николаевич Крамской Портрет Юрия Фёдоровича Самарина
- Петр Захарович Захаров Портрет историка т.Н. Грановского
- Иван Сергеевич Аксаков