6.2. Славянский элемент культуры России
У восточных славян отголосками фетишизма и анимизма, преломленных тысячелетиями, было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей – очень древний. Вполне возможно, что у древних славян он возник из почитания каменных орудий, необходимых в охоте и хозяйстве.
Род
Отрыв духа-«двойника» от объекта, которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в души мертвых, а также в культ предков. Вероятно, одной из форм этого культа было почитание Рода и рожаниц, возникшего в связи с разрастанием и усилением родов и укреплением родовой организации. Род был верховным божеством славян до Перуна.
Перун
Но в условиях политической и экономической разобщенности древних славян, замкнутости родов сомнительно существование у славян верховного бога, подчиняющего себе всех остальных.
Другим социальным фактором возникновения культа предков послужило выделение в родоплеменной структуре возрастной группы старейших. Их почитание в земной жизни сказывалась и на отношении к ним родственников после смерти.
На культ предков указывает сохранившийся обычай поминания умерших родителей в определенные дни года. Невидимые духи (души предков и родичей), двойники фетишируемых предметов и явлений, объекты тотемистического культа постепенно составляют окружающий древних славян мир. Уже не сам предмет является объектом почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именно они оказывают положительное или отрицательное влияние на ход событий в мире и на судьбы людей.
Язычество восходит на ступень полидемонизма. Демоны – ранее двойники реальных вещей и явлений объективного мира, а также людей, но покинувшие своих реальных носителей и ставшие самостоятельными существами. Они приобретают антропоморфный образ. Теперь и лес, и река, и жилище становятся обитаемыми, в них поселяются демоны. Они отличаются отношением к человеку, разделяясь на злых и добрых. В водной стихии, считали древние славяне, жили берегини и водяные. Берегини (позднее – русалки) – женские духи рек, озер, прудов, колодцев и т. д.
- Модуль № 4 типология культур
- 1. Типология культуры
- 2. Этнический и национальный типы культуры
- 3. «Восток – Запад» в культурологии
- Собор Дуомо, Милан, Италия
- Малая пагода диких гусей
- 4. Россия и тип ее культуры
- 5. Локальные культуры
- 5.1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов н.Я. Данилевского
- Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль Бахри. Зодчий – Сенмут
- Благовещенский собор Московского Кремля, домовая церковь московских государей
- 5.2. Локальные культуры и локальные цивилизации (о. Шпенглер и а. Тойнби)
- 5.3. Теория культур-цивилизаций с. Хантингтона
- 6. Место и роль России в мировой культуре
- 6.1. Культура России и русский национальный характер
- 6.2. Славянский элемент культуры России
- Иван Николаевич Крамской Русалки
- 6.3. Православные мотивы культуры России: самобытное и заимствованное
- Памятник «Крещение Руси», Кремль, Великий Новгород
- 6.4. «Москва – третий Рим» как воплощение идей мессианства в русской культуре
- Московский Кремль
- Максим Грек
- 5. Западники и славянофилы о русской культуре и исторической судьбе России
- Алексей Степанович Хомяков
- Иван Николаевич Крамской Портрет Юрия Фёдоровича Самарина
- Петр Захарович Захаров Портрет историка т.Н. Грановского
- Иван Сергеевич Аксаков