5. Западники и славянофилы о русской культуре и исторической судьбе России
В истории русской политической мысли XIX в. яркий контраст представляют два взаимно противоположных направления – славянофильское и западническое. Старания славянофилов были направлены на разработку христианского миропонимания, опирающегося на учения отцов восточной церкви и православие в той самобытной форме, которую ему придал русский народ. Они идеализировали историко-культурное прошлое России и русский национальный характер.
Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что история и культура России развивались и будут развиваться по своему собственному пути, совершенно отличному от пути западных народов.
По их мнению, Россия призвана оздоровить Западную Европу духом православия и русских общественных идеалов, помочь Европе в разрешении ее внутренних и внешних проблем в соответствии с общехристианскими принципами.
Славянофильство появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были философы и литераторы Алексей Степанович Хомяков, братья Иван Васильевич и Пётр Васильевич Киреевские, Константин Сергеевич и Иван Сергеевич Аксаковы, Юрий Фёдорович Самарин и др.
- Модуль № 4 типология культур
- 1. Типология культуры
- 2. Этнический и национальный типы культуры
- 3. «Восток – Запад» в культурологии
- Собор Дуомо, Милан, Италия
- Малая пагода диких гусей
- 4. Россия и тип ее культуры
- 5. Локальные культуры
- 5.1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов н.Я. Данилевского
- Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль Бахри. Зодчий – Сенмут
- Благовещенский собор Московского Кремля, домовая церковь московских государей
- 5.2. Локальные культуры и локальные цивилизации (о. Шпенглер и а. Тойнби)
- 5.3. Теория культур-цивилизаций с. Хантингтона
- 6. Место и роль России в мировой культуре
- 6.1. Культура России и русский национальный характер
- 6.2. Славянский элемент культуры России
- Иван Николаевич Крамской Русалки
- 6.3. Православные мотивы культуры России: самобытное и заимствованное
- Памятник «Крещение Руси», Кремль, Великий Новгород
- 6.4. «Москва – третий Рим» как воплощение идей мессианства в русской культуре
- Московский Кремль
- Максим Грек
- 5. Западники и славянофилы о русской культуре и исторической судьбе России
- Алексей Степанович Хомяков
- Иван Николаевич Крамской Портрет Юрия Фёдоровича Самарина
- Петр Захарович Захаров Портрет историка т.Н. Грановского
- Иван Сергеевич Аксаков