2. Цвет. Основы цветоведения.
Цвет ~ одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики - пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.
Для живописца объект видится сквозь призму цвета, при несомненной важности линии, объема. Дома, люди, деревья. Пластика цвета оказывается способной выразить все многообразие явлений. В ней он ощущает особенности пространства мира и место человека в нем, через нее художник выражает тончайшие движения чувств, часто с трудом поддающиеся расшифровке словами.
Обычно, если мы вглядимся в какой-либо холст, то заметим определенную закономерность в его цветовом строе. Одни цвета будут «солировать», другие акцентировать их звучание, как в симфоническом оркестре, вместе создавая единое цельное впечатление. Взаимоотношения цвета в пределах одной картины и будут тем, что мы называем колоритом.
Мы говорим о теплом и холодном колорите, тем самым как бы определяем характер своих ощущений. Говорим о колорите того или иного мастера как о любимых сочетаниях цвета, выражающих чувства художника. В известной степени можно говорить о колорите, колористическом решении картины как одном из главных этапов в ее написании. Художник должен организовать всю стихию цвета, чтобы достичь необходимого по его замыслу воздействия, чтобы полностью раскрыть смысл произведения.
Цветоведение - наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками. Вам, наверное, известно, что «белый» солнечный цвет на самом деле очень сложен и состоит из многих цветов. При прохождении тонкого солнечного луча через стеклянную призму он разлагается, образуя так называемый спектр, то есть беспрерывный ряд цветов, где они располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, голубой, синий, фиолетовый. Между ними нет резких границ: желто- зеленый незаметно переходит в зеленый и т. д.
Цвета видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра, и поглощать другую его часть. Это явление называется избирательным поглощением. Например, зеленое тело отражает только зеленую часть спектра, а остальные лучи поглощает. Если на это тело посмотреть через красное стекло, оно покажется нам черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые лучи (а остальные были поглощены самим телом).
Все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном спектре пурпурные (промежуточные между крайними красными и фиолетовым) составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала цветов - ахроматическая («бесцветная»),
Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по светлоте (светло-серый или темно-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, характеризуются еще двумя главными признаками - цветовым тоном и насыщенностью.
Цветовой тон - это то, что определяется словами «красный», «желтый» иили с примесью например, серого. При этом он все равно останется красным - примесь серого не изменит его цветового тона. Если взять серый такой же светлоты, то не изменится и светлота нового «смешанного» красного. Однако цвет все-таки станет иным: в нем изменится его третий признак - насыщенность. От примеси ахроматического хроматический цвет стал менее насыщенным. Чем меньше в такой смеси будет ахроматического цвета, тем он будет более насыщенным.
Итак, все хроматические цвета характеризуются тремя параметрами - светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.
Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - сине-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отнесены то к теплым, то к холодным.
Если спектральную полосу, где все соседние цвета, постепенно изменяясь, переходят один в другой, взять и согнуть в кольцо, то это кольцо не замкнется, потому что, как уже отмечалось, между крайними цветами - красными и фиолетовыми - недостает переходных - красно-фиолетовых (пурпурных). Если их добавить, круг замкнется. Такой цветовой круг поможет нам многое понять в отношении цветов.
Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке.
Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой такой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. Так, к красному дополнительным будет зеленый, к желтому- фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно.
В изобразительном искусстве три цвета: желтый, красный и синий - принято считать основным.
Смешение любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему: желтый и синий дадут зеленый,
синий и красный – фиолетовый, красный и желтый – оранжевый.
Цвета, составленные из основных, называются составными.
Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в данном случае красный.
В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеленому лугу, всегда воспринимается как сиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического оттенка на сером) называются контрастными. В цветовом круге они помещаются почта друг против друга, немного не совпадая с дополнительными. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.
Билет № 13
- 1. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.
- 2. Внутренний мир русской избы
- 2. Конструкция, декор предметов народного быта и труда
- 1. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
- 2. Народный праздничный костюм
- 1. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
- 2. Древние образы в народных игрушках
- 1. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов материальный образ времени.
- 2. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
- 1. Роль значение материала в конструкции. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
- 2. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
- Цветы — розы, купавки с симметричными листьями;
- Животные - конь, птица.
- Билет № 8
- 1. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектурная и градостроительная революция 20 века.
- 2. Рисунок – основа изобразительного творчестваРисунок - основа изобразительного искусства
- 1. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.
- 2. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
- 1. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Историчность и социальность интерьера
- 2. Цвет. Основы цветоведения.
- 1. Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн пространственно-вещной среды жилища. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
- 2. Объемные изображения в скульптуре
- 1. Дизайн и архитектура моего сада. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.
- 2. Изображение предметного мира – натюрморт
- 1. Мода, культура и ты. Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды. Соответствие материала и формы в одежде.
- 2. Образ человека – главная тема в искусстве
- 1. Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.
- 2. Конструкция головы человека ее пропорции
- 1. Сценография или театрально – декорационное искусство – особый вид художественного творчества.
- 2. Великие портретисты
- 1.Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска. Искусство и специфика театрального костюма.
- 2. Жанры в изобразительном искусстве
- 1. Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования. Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность.
- 2. Изображение пространства
- 1. Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
- 2. Правила линейной и воздушной перспективы