logo search
диплом 1

2.2 Питание

Питание для людей на войне является необходимым условием для жизни, а питание на войне ещё и необходимым условием выживания. Если в мирное время люди предпочитают употреблять пищу преимущественно наедине, в некой отстранённости от окружающих, то на войне питание приобретает некий статус общественного ритуала – солдаты и офицеры принимают пищу все вместе. Во время этого процесса происходит единение всех.

Рассмотрим вопрос об употреблении спиртных напитков в армии. У того же Остен-Сакена мы можем увидеть следующие строки: "Пьянство между офицерами было развито в сильной степени, но не одиночное, которое считалось развратом, а гулянье общее. Напитки менялись. Некоторое время пили шампанское; когда надоест употребляли жженку, потом липец, ковенский мед — по червонцу бутылка — очень крепкий напиток, пунш, какую-то мешанину с сахаром из портера, рому и шампанскаго; когда и это надоест, то пили виленскую мятную водку. Каждый напиток употреблялся по нескольку месяцев.

Попойка жженкою принимала всегда воинственный вид: в комнате постланы ковры; посредине на полу, в каком-нибудь сосуде, горит сахар в роме, что представляет костер дров на бивуаках; кругом сидят в несколько рядов пирующие, с пистолетом в руке; затравки залеплены сургучом. Когда сахар растаял, вливают в сосуд шампанское, жженкою наполняют пистолеты и начинается попойка. Музыканты, трубачи и песенники размещены в других комнатах или на дворе.

Но во всем этом безобразии была и светлая сторона: чинопочитание и дисциплина, развитыя вполне до поразительности. В самое время разгула пирующих, когда обыкновенно происходят изъяснения в любви и целованья, начальник, по капризу, надуется и примет грозный вид: все встают; пьяный начальник делает выговор пьяному подчиненному, иногда отправляет на гауптвахту; подчиненный с кротостию агнца повинуется, не смея возразить ни одного слова; говорит: "виноват..." и отправляется на гауптвахту. Скоро после того начальник смягчается, просит всех усесться и повторяется невинное занятие. В нашем полку не было примера нарушения чинопочитания и ослушания.

Между нижними чинами пьянство было весьма ограниченное, за которое строго взыскивалось.

Еще одно замечательное явление, которое ясно выражает, что тогдашнее пьянство был, действительно, ребяческий разгул: когда мода на пьянство прошла, около двадцатых годов, то почти все те, которые пили мертвую чашу, совершенно отрезвились и некоторые не употребляли вовсе горячих напитков".42 Из отрывка мы можем заметить, что пьянка, которая была естественным спутником солдат и офицеров на войне как следствие постоянного стресса, сближала людей между собой, их общение и дружба становились крепче, но пьянка не была бесконтрольной. В отрывке мы видим, что старшее офицерство следило за дисциплиной и порядком во время попойки, но в то же время понимало, что попойка необходима солдатам и офицерам для моральной разгрузки.

В воспоминаниях Федора Николаевича Глинки мы можем увидеть такие строки: "Я слышал, как квартиргеры громко сзывали к порции: «Водку привезли; кто хочет, ребята! Ступай к чарке!» Никто не шелохнулся".43 Этот факт говорит нам о том, что водку поставляли в войска довольно часто и в больших количествах, но данный отрывок взят из описания вечера накануне Бородинского сражения, что объясняет игнорирование привоза водки на позиции – солдаты и офицеры понимали, что враг близко, поэтому расслабляться и напиваться нельзя в столь опасный момент.

Местные жители, встречавшиеся по пути военных обозов, снабжали питанием воинов: "Когда я выехал из Филей, по смоленской дороге показался в клубах пыли обоз, которому не видно было конца. Везли раненых. Поезд тянулся в несколько рядов и затруднился у Драгомиловского моста. Сделалась остановка. Надо было видеть в это время усердие москвичей к воинам, пролившим кровь свою за отечество. Калачи летели в повозки, сыпались деньги пригоршнями, то и дело опорожнялись стаканы и кувшины с квасом и медами; продавцы распоряжались добром своих хозяев, как своею собственностью, не только не боясь взыскания, но еще уверенные в крепком спасибо; восклицаниям сердечного участия, благословениям, предложениям услуг не было конца".44 Поведение населения, которое попадалось по пути обоза, свидетельствует, что была острая нехватка провизии – они бросали солдатам разнообразные булки, сухари и другие припасы. Они считали своим долгом помочь солдатам и офицерам, которые проливают свою кровь за Родину. Даже продавцы, которые не были хозяевами своего товара, отдавали его воинам. А хозяева товара вместо порицания продавцов наоборот хвалили их.

Также из данного отрывка мы можем судить, что рацион офицеров и солдат не был спланирован – им приходилось питаться тем, что дадут местные жители. В основном, дневной рацион составляли хлебо-булочные изделия, мы не видим ни одного упоминания о мясных продуктах, что свидетельствует о том, что их было или очень мало, в малых порциях, или их вообще не было.