logo search
11

2.Народы Ханаана.

Древнейший город Ханаана, Иерихон, был основан в около 7000 лет назад и оспаривает честь быть старейшим городом планеты у финикийского Библа. Это был могучий, хорошо укрепленный город. Археологические раскопки обнаружили крепостные каменные стены, общественные здания и весьма развитую древнейшую материальную культуру.

Уже в египетских источниках, восходящих к III тысячелетию до Р.Х., есть свидетельства о том, что Палестина была заселена семитами. Племена эти были в основном скотоводческими, но встречались земледельцы, жившие на рубеже IV и III тысячелетий до Р.Х. в укреплённых поселениях и знавшие медные орудия. Мы уже знакомились со многими семитскими народами, широко расселившимися по миру. В Двуречье, например, поселились племена аккадцев и ассирийцев, в ХХ веке до Р.Х. их земли захватили переселившиеся из Аравии амореи. Сложно сказать, что заставило аравийских семитов вновь переселяться, но, вероятнее всего, их скоту более не хватало корма в засушливых степях Аравийского полуострова, и они двинулись в путь.

Спустя сто-двести лет за амореями последовала другая группа племен – гиксосов, которые захватили Египет времен Среднего царства в XVIII веке до Р.Х.. Ханаан также попадает в область господства гиксосских царей Нижнего Египта. Древнеегипетские надписи говорят о том, что из Египта на север через Синайский полуостров ушло 240 тысяч вооруженных гиксосов вместе со своими семьями, это в общей сложности, около миллиона человек. Для того времени – грандиозное передвижение людей, повлиявшее на весь ход развития Древней цивилизации. Из Египта вышла большая масса людей впитавших в себя самую высоко развитую культуру того времени. На всем протяжении Палестины были тогда воздвигнуты крепости нового типа – большие города, обнесенные стенами и укрепленные земляными валами.

Палестина распалась на мелкие царства, нередко состоящие из одного укрепленного города с его окрестностями. Между этими царствами часто велись войны. Однако когда им угрожала общая опасность, они заключали союзы между собой. Изгнание гиксосов из Египта и последующее завоевание египтянами Палестины, при Тутмосе I и Тутмосе III, привело к разорению страны.

Несмотря на то, что в некоторые периоды древности страна находилась под непосредственным египетским управлением, культурное влияние Египта в Ханаане было весьма незначительным, а преобладающим влиянием пользовалась культура Месопотамии, торговые связи с которой были более древними и прочными чем с Египтом. В больших городах изучалось вавилонское письмо. Из документов, найденных недавно в Израиле, вытекает, что в городах Палестины, например в знаменитом Мегиддо в школах изучалась именно месопотамская клинопись, а не иероглифы Египта.

В Палестине, как и в Сирии, имелось и население другого рода, связанное с кочевыми племенами пустыни. Часть его, видимо, наряду со скотоводством занималась и земледелием, постепенно оседая на землю, но сохраняя первобытнообщинные порядки. В числе этих западно-семитских племён, обитавших на широком пространстве Сирийской степи от Палестины до Евфрата, были и предки будущих евреев, ставших основным населением Палестины в I тысячелетии до Р.Х. Эти кочевые племена семитов называли себя «народ Израиль». Другие же народы называли их «ибрим», или «евреи», что, вероятно, означало «переправившиеся через реку» или «пришедшие из-за реки». Под рекой понимается, конечно, не Иордан, которого они тогда не переходили, а Евфрат, т.е., по существу, «пришедшие из Месопотамии». Израиль упоминается впервые в одной из египетских надписей (около 1230 г. до Р.Х.), где он назван при перечислении стран, которые пострадали от вторжения «народов моря». Но в противоположность другим названиям Израиль определяется в надписи не как страна, а как народ или племя. Племя евреев вновь и вновь возвращалось в Ханаан, чтобы, постепенно изгнав, уничтожив или включив в свой союз местное население, основать собственное государство.