II. Американо-английский проект – не договор мира, а договор подготовки войны
Возникает вопрос, насколько американо-английский проект мирного договора с Японией отвечает тем принципам, которые были выражены в соответствующих соглашениях союзных держав в отношении Японии и, следовательно, насколько он отвечает интересам поддержания мира на Дальнем Востоке.
В американо-английском проекте предусматривается вступление Японии в военные группировки, создаваемые под эгидой Соединенных Штатов Америки, цель которых не имеет ничего общего с интересами поддержания мира на Дальнем Востоке. Хорошо известно, какая цель преследуется включением в проект мирного договора положения, предусматривающего заключение Японией военных соглашений с другими государствами. Правительство Соединенных Штатов добивается, чтобы уже в самом мирном договоре был предрешен вопрос о заключении военного соглашения между США и Японией и чтобы, таким образом, уже при заключении мирного договора с Японией была предрешена ее судьба как американской военной базы.
Американо-английский проект мирного договора с Японией навязывает обязательство вступить в военную группировку, направленную своим острием против соседних с Японией государств. И прежде всего против Советского Союза и Китайской Народной Республики. Это видно хотя бы уже из того факта, что в предусматриваемом американо-английским проектом мирного договора военном соглашении исключается участие таких стран, как Китайская Народная Республика и Советский Союз.
Подлинного характера этого требования, цель которого – связать уже теперь Японию по рукам и ногам обязательствами относительно участия ее в военной группировке во главе с США, – нельзя прикрыть никакими фальшивыми фразами о праве Японии на «индивидуальную и коллективную оборону», поскольку для Японии не существует никакой угрозы со стороны соседних государств. В этих условиях ссылки на необходимость вступления Японии в какие-либо военные группировки якобы в целях самообороны являются ни на чем не основанными. Ссылки на необходимость для Японии вступить в военные соглашения и союзы с другими государствами под предлогом, будто бы это диктуется интересами самообороны Японии, являются тем более смехотворными, что, как известно, на протяжении столетий Япония не подвергалась никакому нападению с чьей бы то ни было стороны.
Что касается американо-английского проекта мирного договора с Японией в части, относящейся к территориальным вопросам, то делегация СССР считает необходимым заявить, что этот проект грубо нарушает бесспорные права Китая на возвращение отторгнутых от него японскими милитаристами неотъемлемых частей китайской территории – острова Тайвань, Пескадорских, Парасельских и др. островов. В проекте содержится лишь указание на отказ Японии от права на эти территории, но сознательно умалчивается о дальнейшей судьбе этих территорий. Фактически же Тайвань и указанные острова захвачены Соединенными Штатами Америки, и эти агрессивные действия США хотят легализовать в обсуждаемом здесь проекте мирного договора. Между тем судьба этих территорий должна быть совершенно ясна – они должны быть возвращены китайскому народу, хозяину своей земли.
Точно так же, пытаясь грубо нарушить и суверенные права Советского Союза в отношении Южного Сахалина с прилегающими к нему островами и Курильских островов, уже в настоящее время находящихся под суверенитетом Советского Союза, проект также ограничивается лишь упоминанием об отказе Японии от прав, правооснований и претензий на эти территории, умалчивая об исторической принадлежности этих территорий и о бесспорной обязанности Японии признать суверенитет Советского Союза на эти части территории СССР. Мы уже не говорим, что внося такого рода предложения по территориальным вопросам, США и Великобритания, подписавшие в свое время Каирскую и Потсдамскую декларации, а также Ялтинское соглашение, стали на путь грубейших нарушений обязательств, принятых на себя по этим международным соглашениям.
Американо-английский проект предусматривает изъятие из-под суверенитета Японии островов Рюкю, Бонин, Розарио, Волкано, Парес Вела, Маркус и Дайто и передачу их под администрацию Соединенных Штатов Америки под предлогом установления над этими островами опеки Объединенных Наций. Однако хорошо известно, что такое отторжение от Японии названных островов не предусмотрено упомянутыми соглашениями держав, а также решениями Совета Безопасности, который только и имеет право выносить решения об опеке над теми или иными территориями, имеющими стратегическое значение. Это значит, что заключенное в американо-английском проекте требование является произвольным и незаконным.
Американо-английский проект договора не удовлетворяет и не может удовлетворить ни одно государство, которое не на словах, а на деле стоит за установление прочного мира и за устранение угрозы новой войны. В особенности такой проект не может удовлетворить страны Азии и Дальнего Востока, народы которых больше всего испытали на себе последствия японской агрессии и не могут допустить возрождения японского милитаризма, несущего постоянную угрозу мирному существованию соседних с ним стран на Дальнем Востоке. Вот почему американо-английский проект вызвал отрицательное к себе отношение со стороны ряда стран – Китайской Народной Республики, Индии, Бирмы и некоторых других…
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы относительно американо-английского проекта мирного договора.
1. Проект не содержит никаких гарантий против восстановления японского милитаризма, превращения Японии в агрессивное государство. Проект не содержит гарантий обеспечения безопасности стран, пострадавших от агрессии милитаристской Японии. Проект создает условия для возрождения японского милитаризма, угрозу повторения японской агрессии.
2. Проект договора фактически не предусматривает вывода оккупационных иностранных войск. Наоборот, он закрепляет пребывание на территории Японии иностранных вооруженных сил и содержание иностранных военных баз в Японии и после подписания мирного договора.
Под предлогом самообороны Японии проект предусматривает участие Японии в агрессивном военном союзе с Соединенными Штатами.
3. Проект договора не только не предусматривает обязательств Японии не вступать ни в какие коалиции, направленные против любого из государств, участвовавших в войне с милитаристской Японией, но, наоборот, расчищает дорогу для участия Японии в агрессивных блоках на Дальнем Востоке, создаваемых под эгидой США.
4. Проект договора не содержит никаких положений о демократизации Японии, об обеспечении демократических прав японскому народу, что создает прямую угрозу возрождения довоенных фашистских порядков в Японии.
5. Проект договора грубо нарушает законные права китайского народа на неотъемлемую часть Китая – Тайвань (Формозу), Пескадорские, Парасельские острова и другие территории, отторгнутые от Китая в результате японской агрессии.
6. Проект договора противоречит тем обязательствам, которые взяли на себя США и Великобритания по Ялтинскому соглашению о возвращении Сахалина и о передаче Курильских островов Советскому Союзу.
7. Многочисленные экономические постановления рассчитаны на то, чтобы закрепить за иностранными, в первую очередь американскими, монополиями приобретенные ими в период оккупации привилегии. Японская экономика ставится в кабальную зависимость от этих иностранных монополий.
8. Проект фактически игнорирует законные требования государств, пострадавших от японской оккупации, о возмещении Японией понесенного ими ущерба. Вместе с тем, предусматривая возмещение ущерба непосредственно трудом японского населения, он навязывает Японии кабальную форму репараций.
9. Американо-английский проект является не договором мира, а договором подготовки новой войны на Дальнем Востоке.
- Анатолий кошкин
- От автора
- Вместо пролога
- Глава 1 Япония в Первой мировой войне Борьба за «германское наследство»
- Дальневосточный вопрос на Версальской конференции
- Глава 2 Сполохи войны на Дальнем Востоке «Восемь углов под одной крышей»
- Агрессия в Китае: война и политика
- Цели халхингольской авантюры
- Глава 3 Вооруженный нейтралитет «Помощь Китаю не актуальна»
- «Нейтралитет» или «ненападение»?
- «Дипломатический блицкриг» в Кремле
- 24 Марта 1941 года
- 12 Апреля 1941 года
- Глава 4 Удар на Север или Юг? Стратегия коварства
- «Кантокуэн»
- Почему Япония не напала на ссср
- Глава 5 На пути к Пёрл-Харбору Ответ президента
- Просчет Вашингтона
- «Нота Хэлла»
- Общие положения предлагаемой основы для соглашения между Соединенными Штатами и Японией
- Часть 1
- Часть 2
- Сталин хотел помочь
- Глава 6 От Пёрл-Харбора до Тегерана Рузвельт продолжает зондаж
- Второй фронт в Европе и Япония
- «Общим фронтом против Японии»
- Глава 7 «Большая тройка» в Крыму и Япония На пути к Ялте
- «Русские хотят вернуть то, что у них было отторгнуто»
- Согласие в Ливадийском дворце
- Глава 8 «День х» – до и после «Мирная дипломатия» Японии
- Сталин и Трумэн
- Создание проблемы северных территорий
- Заключение
- Документы и материалы
- Из Портсмутского мирного договора, заключенного между Россией и Японией 23 августа (5 сентября) 1905 г.
- Приложение № 10 к Портсмутскому мирному договору между Россией и Японией 1905 года
- Японская интервенция на Дальнем Востоке в 1918–1925 гг.
- 4. Из Конвенции об основных принципах взаимоотношений между ссср и Японией от 20 января 1925 г.
- 5. Из меморандума премьер-министра Японии Танака Гиити от 25 июля 1927 года
- Основные принципы национальной политики (Принято Советом пяти министров 7 августа 1936 года)
- 7. Соглашение против коммунистического «Интернационала» (Антикоминтерновский пакт)
- Секретное соглашение, прилагаемое к Антикоминтерновскому пакту
- 8. Тройственный пакт между Японией, Германией и Италией
- 9. Пакт о нейтралитете между Японией и Советским Союзом
- Заявления мид Японии по поводу вторичности для Японии Пакта о нейтралитете с ссср 1941 г.
- 11. Документы японского правительства и ставки Из стенограммы 32-го заседания кординационного комитета правительства и императорской ставки от 25 июня 1941 г.
- Из стенограммы 33-го заседания координационного комитета правительства и императорской ставки от 26 июня 1941 г.
- Из стенограммы 34-го заседания координационного комитета правительства и императорской ставки от 27 июня 1941 г.
- Из стенограммы 36-го заседания координационного комитета правительства и императорской ставки от 30 июня 1941 г.
- Из стенограммы 37-го заседания координационного комитета правительства и императорской ставки от 1 июля 1941 г.
- Из стенограммы императорского совещания 2 июля 1941 г.
- Из стенограммы 43-го заседания координационного комитета правительства и императорской ставки от 1 августа 1941 г.
- Из стенограммы 44-го заседания координационного комитета правительства и императорской ставки от 4 августа 1941 г.
- Из стенограммы 45-го заседания координационного комитета правительства и императорской ставки от 6 августа 1941 г.
- Из стенограммы 47-го заседания координационного комитета правительства и императорской ставки от 16 августа 1941 г.
- Из стенограммы 50-го заседания координационного комитета правительства и императорской ставки от 3 сентября 1941 г.
- Из стенограммы императорского совещания 6 сентября 1941 г.
- 12. Ялтинское соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока
- 13. Доклад Коноэ императору Хирохито
- 14. Акт о капитуляции Японии
- 15. Обращение тов. И. В. Сталина к советскому народу
- 2 Сентября 1945 г.
- 16. Из речи на Международном военном трибунале в Токио обвинителя от Советского Союза – члена-корреспондента Академии наук ссср с. А. Голунского
- 17. Из заключительной речи обвинителя от Советского Союза – государственного советника юстиции 2-го класса а. Н. Васильева
- 18. Из выступления первого заместителя министра иностранных дел ссср а. А. Громыко на Конференции в Сан-Франциско 5 сентября 1951 г.
- I. О принципах, на которых должен быть основан мирный договор с Японией
- II. Американо-английский проект – не договор мира, а договор подготовки войны
- III. О порядке подготовки мирного договора с Японией
- IV. Предложения Советского Союза
- 19. Из заявления первого заместителя министра иностранных дел ссср а. А. Громыко на пресс-конференции в Сан-Франциско 8 сентября 1951 г.
- 20. Из мирного договора с Японией, подписанного в Сан-Франциско 8 сентября 1951 г. Статья 1
- Статья 2
- Статья 6
- Статья 8
- Статья 11
- Статья 26
- 22. Письмо первого заместителя министра иностранных дел ссср а. А. Громыко полномочному представителю правительства Японии с. Мацумото от 29 сентября 1956 года
- 23. Протокольная запись беседы между н. С. Хрущевым и и. Коно от 16 октября 1956 года
- 24. Протокольная запись беседы между н. С Хрущевым и и. Коно от 17 октября 1956 года
- 25. Протокольная запись беседы между н. С. Хрущевым и и. Коно от 18 октября 1956 года
- 26. Повторная беседа н. С. Хрущева с и. Коно от 18 октября 1956 года
- 27. Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии от 19 октября 1956 года
- 30. Из памятной записки Правительства Японии Правительству ссср от 5 февраля 1960 года
- 31. Из Совместного советско-японского заявления от 18 апреля 1991 года
- 32. Письмо президента Российской Федерации б. Н. Ельцина гражданам рф
- 33. Токийская декларация о российско-японских отношениях от 13 октября 1993 г.
- 34. Совместное заявление президента Российской федерации и премьер-министра Японии о принятии российско-японского плана действий
- Хронология основных событий
- Библиография Сборники документов и материалов
- Мемуары
- Научные труды б е д н я к и. Я. Японская агрессия в Китае и позиция сша (1937–1939). М., 1957. Б о р и с о в а. Ю. Сша и ссср. Союзники в годы войны, 1941–1945. М., 1983.
- Глава 1. Япония в Первой мировой войне
- Глава 2. Сполохи войны на Дальнем Востоке