Народное декоративное искусство.
Истоки изумительного по своей красоте народного декоративного искусства аборигенов Дальнего Востока восходят еще к периоду зари человечества. Яркое свидетельство тому — петроглифы (рисунки-писаницы на скалах) Сакачи-Аляна и Пегтымеля — чудо первобытного искусства, прекраснейшие памятники древней культуры доисторического человека, обитавшего на нынешних землях Нижнего Амура и Чукотки.
Содержание, особенности стиля, технические приемы, географические условия позволяют подразделить искусство народностей Дальнего Востока на три-большие группы: северо-восточную (палеоазиатскую), севоро-тунгусскую и южную тунгусо-маньчжурскую.
В искусстве народностей Крайнего Северо-Востока — чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, юкагиров и алеутов — нашла свое отражение жизнь охотника, морского зверобоя, тундрового оленевода, их необычная наблюдательность, отличное знание повадок и образа жизни животных приполярной зоны. Кроме круглой скульптуры у них широко распространены барельеф, горельеф, ажурная пластика, резьба на костяных пластинках с изображением жилищ, лодок, животных, сценок охоты на морского зверя. Умение обработать части скелета кита или моржа и послужило истоком искусства резьбы по кости, доведенного в течение многих веков до совершенства.
Для украшения одежды и ее принадлежностей — поясов, рукавиц, кисетов и т.п. — характерна меховая мозаика из геометрических фигур, вышивка волосом северного оленя, кистями меха, цветными бусами, бисером. Цветовая гамма весьма сдержанна, строится на сочетании меха черного, белого и коричневого. Скромность орнамента и цвета, по-видимому, не случайна: она гармонирует с суровой красотой арктической природы. Обработкой кости занимались исключительно мужчины, а шитьем и вышивкой — только женщины. И как бы сильно ни отличалось искусство каждой народности Чукотки и Камчатки, общим для всех является стремление к тесной связи человека с особенностями жизни и быта, с географической средой, с фольклором и древними верованиями.
К северо-тунгусской группе относится искусство эвенков (тунгусов) и эвенов (ламутов). Эти народности, испокон веков осваивающие таежную зону Сибири и Дальнего Востока, всегда уделяли особое внимание отделке своей одежды, приспособленности для верховой езды на оленях, предметам обихода, шаманским атрибутам. Женщины занимались шитьем и украшением оленьей упряжки, кафтанов, нагрудников, унтов, кисетов; делом мужчин было изготовление седел, трубок, шаманских бубнов, оружия, обильно украшавшихся орнаментом.
Мужской и женский костюм эвенков и эвенов имел одни и те же составные части, его шили из ровдуги, меха молодого оленя, покупной (у русских и китайцев) материи ярких расцветок. Костюм обязательно украшался бисером и медными подвесками, оленьим волосом белого или коричневого цвета. Для их искусства характерно преобладание геометрического орнамента с небольшим добавлением спиралей и розеток.
Художественную культуру южной тунгусо-маньчжурской группы составляет искусство нанайцев, ульчей, удэгейцев, орочей, негидальцев, ороков и примыкающих к ним по культуре и быту нивхов-палеоазиатов. Все эти народности испокон веков живут на Нижнем Амуре, а также на Уссури и других его притоках и на Сахалине. Их искусство тоже имеет свои яркие отличительные особенности. Так, одежда у южных тунгусо-маньчжуров и нивхов изготовлялась чаще всего из рыбьей кожи и тканей, затем украшалась вышивкой и аппликацией. Особый орнамент можно было видеть всюду — на подушках и кисетах, на деревянных ложках и ковшах, на наличниках дверей и окон, на столбах и балках жилищ, на надгробных сооружениях и ритуальной посуде, на лодках и охотничьих принадлежностях. В орнаменте преобладают своеобразная «амурская спираль» и изгибающиеся, часто переплетающиеся линии. Сюжеты декоративных композиций чрезвычайно разнообразны — они как бы сотканы из изображений животных, птиц, рыб, насекомых, веточек, листьев растений. Колорит рисунка всегда яркий, в нем преобладают теплые, светлые тона.
Большое место в искусстве тунгусо-маньчжуров и нивхов занимала культовая скульптура, материалом для которой служили дерево, железо, серебро, трава, солома в сочетании с бисером, бусами, лентами, жом. Наверное, только народности Амура и Сахалина умели делать удивительно красивые аппликации. По рыбьей коже, расписывать бересту, дерево, ровдугу, выдавливать рельефы на коже...
Будучи в основе своей реалистичным, искусство тунгусо-маньчжуров и нивхов отображало окружающую среду, выражало интересы, устремления, творческую фантазию охотников на морского зверя и рыболовов, собирателей трав и кореньев, переживавших даже в первой четверти XX в. переходное состояние от первобытнообщинного родового строя к классовому обществу. Под влиянием русской культуры декоративное искусство всех коренных народностей Дальнего Востока стало во второй половине XIX — начале XX в. намного богаче и в колористическом отношении, и по технике исполнения. Вместе с тем культура аборигенных народностей отразила те изменения, которые происходили в их жизни в результате внутреннего развития и межэтнических контактов.
Традиционное декоративное искусство дальневосточных народностей впитало в себя лучшие черты из культурного наследия охотников, оленеводов и рыболовов, имеет глубокие корни на земле их предков; в нем воплощен тысячелетний народный опыт, творческий дух и религиозные воззрения древнейших жителей Северной Азии. Традиционное декоративное искусство народов Дальнего Востока и сегодня продолжает радовать нас своим оптимизмом, своим оригинальным отражением жизни и быта в суровых условиях тундры и тайги.