Устное народное творчество.
Устно-поэтическое творчество народностей Дальнего Востока имеет сложившуюся систему прозаических жанров (мифы, сказки, предания), по своим особенностям подразделяемую на две большие группы: фольклор народов Крайнего Северо-Востока и фольклор народов юга Дальнего Востока.
У всех народностей Крайнего Севера имелся миф о культурном герое — Вороне-творце. Наиболее четко Ворон как герой представлен в чукотском фольклоре. Главный его подвиг — добывание света: он пробил клювом небесную твердь, создал горы, реки, людей и зверей, используя в качестве материала кости нерпы, щепки, траву и огниво. Ворон похитил у злых духов Солнце, чтобы отдать его людям. В эскимосских мифах есть сюжеты о сотворении суши и несколько вариантов о добывании Вороном света. Ворон посылает пищу людям, сближаясь тем самым с Седной, хозяйкой всех зверей.
В корякских мифах Ворону соответствует Большой Ворон и Человек-Ворон, который не имеет прямой функции творца, а выступает в качестве первопредка.
По содержанию и структуре волшебные сказки близки к мифам. Однако главными героями выступают не творцы, а люди. В качестве их противников фигурируют люди-великаны, шаманы, духи, мифологические чудовища. Герои волшебных сказок попадают в сложные условия, победить в которых человеку удается с помощью чудесных добрых животных или мудрецов.
Героические сказания у народностей Крайнего Северо-Востока возникали, как и бытовые сказки, в эпоху разложения родового строя и начала расслоения первобытного общества. Главным действующим лицом героических сказаний выступает человек, выделяющийся физической силой и смекалкой. Идеальный герои — воин и охотник, способный победить враждебных пришельцев-богатырей, способный наказать обидчика и установить справедливый мир. У главного героя есть собственное имя, часто содержащее характеристику его личных качеств. В героических сказаниях отсутствуют волшебные предметы и чудесные превращения, зато приводится правдивое описание деталей быта, воинского снаряжения. Основой многих героических сказаний послужили подлинные исторические события: крупные столкновения, междоусобная вражда отдельных общин и семей.
У народностей юга Дальнего Востока — тунгусо-маньчжуров и нивхов - встречаются различные мифы: космогонические, тотемические, мифы о карликах, людях-половинках и т.п.
Космогонические мифы повествуют о возникновении Вселенной и всего живого на земле. Так, в одном из орочских мифов говорится о происхождении людей от орлов и воронов. Самый распространенный нанайский миф — о трех Солнцах.
Тотемические мифы повествуют о связях человека с животным, которое затем становится покровителем рода. Например, нанайцы, ульчи и нивхи считают своими тотемами медведя и тигра. Близки к мифам шаманские легенды. Здесь главные действующие лица — шаманы, как мужчины, так и женщины, одни из них несут людям добро, а другие творят зло. Шаман наделен даром провидения, он понимает язык зверей и птиц. Злые шаманы изводят людей, питаются их душами и т.д.
У всех народностей Амура распространены предания, в которых отражена история народа, его житейский опыт, передана информация, необходимая для жизни родового общества.
Большое место занимают сказки о животных и волшебные сказки. При всей фантастичности сюжетов волшебные сказки донесли до нас многие детали первобытной жизни и древнейших представлений человека.
Фольклор народностей Дальнего Востока имеет много общего: одни и те же сюжеты характерны для народов как Крайнего Северо-Востока, так и Приамурья, Приморья и Сахалина.
Музыкальный фольклор и танцевальное искусство. На протяжении всего исторического развития народностей Дальнего Востока формировались их песни: трудовые, бытовые, лирические, обрядовые, шаманские, а также песни, сопровождавшие танец.
Наиболее древние пласты музыкальной культуры проявляются в «медвежьем празднике» народностей юга Дальнего Востока. Своеобразие ему придавала игра на ударном инструменте — «музыкальном бревне». Трудовые песни исполнялись на рыбных и охотничьих промыслах, во время построения дома или оморочки, в процессе выделки шкур и плетения сетей. Бытовые песни подразделялись на колыбельные, гостевые, семейные, игровые, личные и шуточные. Традиционные колыбельные песни обычно имели маленький диапазон звучания и строились на повторе одной и той же мелодии. В текстах традиционных колыбельных песен не было конкретного содержания. Мать, напевая ребенку песню, не мечтала в ней об его счастливом будущем, чтобы не привлечь внимание злых духов. Широкое бытование среди народностей Амура имели любовные песни-посвящения.
Очень важное место в культуре аборигенов принадлежало танцевальному искусству.
На Крайнем Северо-Востоке, в местах расселения эскимосов, чукчей, коряков, ительменов, юкагиров, широко бытовали подражательные обрядовые и игровые танцы. Исполнение обрядовых танцев под аккомпанемент бубна и пения приурочивалось к праздникам, посвященным окончанию охоты или проводам душ убитых морских зверей в море, торжественной встрече добытых морских зверей. Искренне веря в то, что отдуха или души зверя зависит благополучие и успех в охоте, северяне пытались своими танцами его «задобрить», «развеселить». Танцуя, исполнители подражали повадкам зверя.
У народов Амура были широко распространены подражательные танцы «медвежьего праздника», они исполнялись только женщинами и девушками. На шаманских камланиях также исполнялись танцы. Изображая манеру животных и птиц, шаман часто достигал такого совершенства, что многие очевидцы впадали в транс.