logo
«Коренные народы Дальнего Востока» (реферат)

Семейные обряды и обычаи.

У коренных народов обрядов и обычаев множество. Одним из важнейших элементов духовной культуры являлся свадебный обряд.

Свадебный обряд у чукчей, коряков, ительме­нов, юкагиров был сравнительно простым. Обычным условием за­ключения брака была отработка за невесту («пастушество за жену»). Молодой человек, намеревавшийся вступить в брак, в течение 2—3 лет пас оленей будущего тестя; считалось, что за это время отец не­весты мог узнать, каков жених в быту и на работе.

Наиболее важной частью традиционного свадебного обряда яв­лялось помазание жениха и невесты кровью жертвенного оленя. Обычно невеста в сопровождении ближайших родственников приезжала к яранге жениха на собствен­ных оленях. Здесь забивали жертвенного оленя и на лицо невесты и жениха наносили кровью оленя семейные знаки семьи жениха. Тем самым считалось, что невеста уходит из своей семьи и переходит к другому очагу и родству. Затем приносили жертвы закату и рассвету Солнца. После приобщения к семье жениха невеста мазала оленьей кровью нарты и «кормила» костным мозгом различные домашние священные предметы. Принося жертвы огню, она брала горсть золы из очага, терла ладонями и, обращаясь к очагу, говорила: «Живи со мной хорошо!».

У народностей Амура преобладали традиционные браки трех видов: женитьба на дочери брата матери, на вдове старшего брата и обменные браки, когда две семьи обменивались дочерьми. Обя­зательным был калым (выкуп невесты). Существовало несколько этапов свадебного обряда: сватовство, пиршество в доме невесты, пиршество в доме жениха. Хорошее приданое невесты обычно стоило значительно больше, чем калым. Иногда родители невес­ты давали приданое, состоявшее из 20—30 расшитых халатов, пол­ного комплекта постельных принадлежностей, всевозможной до­машней утвари.

В отличие от нанайца или ульча, тунгус (эвенк и эвен) мог взять жену в любом роду, кроме собственного. За жену полагалось вно­сить калым, жена приносила приданое. Самый большой калым (за молодую и красивую девушку) составлял до 300 оленей, а «самый малый» (за вдову или за невесту «в возрасте») — до 5 оленей. Обыч­но к родителям невесты отправляли свата. Для жениха и невесты ставили особый чум, служивший как бы промежуточным звеном между пребыванием невесты в родительском чуме и переходом в чум жениха.