logo
«Коренные народы Дальнего Востока» (реферат)

Одежда.

У дальневосточных народностей существовало три ос­новных типа одежды: глухая одежда народов Камчатки и Чукотки (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены, алеуты); одежда распашного типа и покроя (эвенки, эвены, негидальиы, юкагиры); одежда запашного типа с удвоенной левой полой (нанайцы, ульчи. удэгейцы, орочи, ороки, нивхи).

В дни праздников народы Дальнего Востока надевали лучшую одежду, сшитую из хорошо выделанных шкур.

Народы Приамурья и Приморья праздничный костюм шили из шелка, сукна, замши, рыбьей кожи в виде распашного халата с пря­мым разрезом посередине. Спинки праздничных халатов отделыва­ли аппликациями и цветными вышивками. Подол женских халатов украшали металлическими подвесками либо вышивкой.

Головными уборами являлись капоры, шапки и шляпы.

Пища.

Разнообразной была пища дальневосточных народов. Основная пища полярных зверобоев — эскимосов, береговых чукчей и коряков — моржовое, тюленье и китовое мясо в разных видах (мороженое, квашеное, вяленое, вареное). Кожу кита ели сы­рой; высоко ценилась оленина. Приправой служили растительная пища, морская капуста, моллюски.

Эвенки и эвены, связанные с оленеводством, употребляли глав­ным образом мясо оленей и лосей, которое заготавливали вялением на солнце в мелко нарезанном виде. У русских заимствовали печеный хлеб. Основной напиток — чай с оленьим молоком и с солью.

У народностей южной части Дальнего Востока стол был преиму­щественно рыбным. Употребляли рыбу в разных видах: вареную, сырую, консервированную. Чай заваривали из чаги, листьев брус­ники, малины, побегов багульника и т.д.

Тесные связи аборигенов с русским населением способствова­ли развитию традиционной материальной культуры и ее обогаще­нию многими новыми элементами. Это нашло отражение прежде всего в строительстве деревянных срубных жилищ, в использовании таких материалов, как ткани, нитки, бисер, а также в серьезных до­полнениях к пище в виде муки, круп, сахара, картофеля, овощей и других огородных культур. Под влиянием русских коренное населе­ние стало носить рубашки-косоворотки, сапоги, фуражки, женские головные платки, кофты, юбки и т.д. В хозяйстве аборигенов появи­лись животноводство и птицеводство, сани, телеги, верховые и тяг­ловые лошади. В свою очередь русское население научилось у або­ригенов пользоваться собачьей упряжкой, широкими лыжами, осво­ило новые способы рыболовства и охоты, стало применять местные лекарственные травы. В конце ХIХ — начале XX вв. был накоплен ценный исторический опыт уважительного отношения русских лю­дей к малочисленным народностям, стоявшим на более низкой со­циально-культурной ступени развития.

ТРАДИЦИОННАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДНОСТЕЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Народные знания и верования.

Опыт жизни в суровых условиях тайги и тундры откладывался в народных зна­ниях. Знания помогали добывать зверя на охоте, поймать рыбу, найти необходимые растения, лечить людей, ориентироваться в пространстве, воспитывать подрастающее поко­ление и т.д. В процессе охоты накапливались знания о животном мире, из поколения в поколение передавались наблюдения о повад­ках животных, птиц и рыб, лучшие способы охоты, техника изготов­ления орудий лова. И повсюду — на Чукотке и Камчатке, в При­амурье, Приморье и на Сахали­не — охотники должны были знать места, где обычно водит­ся зверь, предвидеть изменения погоды, уметь «читать» следы и т.д. Эскимосы, юкагиры и чук­чи хорошо знали пути миграции диких оленей, сроки начала и конца оленьего хода, места пе­реправы животных.

Древние предки северных народов строго соблюдали закон взаимоотношений человека и природы. Они представляли, что все живые существа наде­лены разумом; горы, реки, моря, лес, промысловые угодья имеют своего хозяина; у стихии есть свои повелители. У предков нанайцев до недавнего времени существова­ло множество табу. Главное из них: нельзя брать из природы больше то­го, что хватило бы накормить себя и свою семью; нельзя заготовлять впрок еды столько, что она останется после окончания голодного сезона (зимние месяцы); нельзя рубить живое дерево для костра, для этого есть сухостой и плавни. За нарушение таких установок человек и его родичи, род, племя могли быть жестоко наказаны хозяевами-духами воды, реки, моря, леса. Вышесказанное определяло суть древнего статуса во взаимо­отношении человека и природы, который можно было назвать древним мудрым экологическим законом (у многих народов Сибири и Севера он на­зывался "Законом тайги", "Законом моря (воды)"). Дерево, травы, цветы тоже имели душу. Соки травы, дерева - это их слезы или кровь, они льются, когда их срывают или рубят. Поэтому для костра, для домашнего очага брались лишь сухостой или плавни, т.е. растения с покинутой душой.

Коренные жители Дальне­го Востока бережно относились к своим природным богатствам: добывали только необходимое для семьи количество рыбы и мяса, не убивали молодых животных, не разоряли птичьих гнезд. Так, эвенки и эвены, окружив нескольких диких оленей, одного обязательно выпускали. Существовали специальные сроки охоты и ры­боловства, сбора дикоросов и коры. Каждый тщательно оберегал тайгу и тундру от огня.

Для лечения больных аборигены использовали исключительно народные средства, широкое распространение имели народные све­дения о лекарственных растениях, их гигиенических свойствах, о мерах предупреждения и лечения болезней. Северяне понимали, что физические упражнения — борьба, гонки на оленях и собачьих уп­ряжках — способствуют закалке организма. Многовековой практи­кой охотники и рыболовы выработали рациональные, хотя и прими­тивные по технике, приемы лечения переломов, ушибов, вывихов.

Они применяли крово­пускание как метод лече­ния некоторых хронических заболеваний, массаж при лечении простудных заболеваний.

Некоторые гигиени­ческие нормы выража­лись в форме табу (запре­тов). Запрещалось загряз­нять воду отбросами, употреблять мясо павших животных. Сырая рыба, печень и костный мозг оленя, кровь только что убитых животных считались ценнейшими продуктами. Также высоко ценились рыбий и животный жиры. В лечебных целях употреблялась желчь уссурийского кабана и медве­дя, барсука и енотовидной собаки. Народности Амура в качестве тонизирующего и укрепляющего средства применяли мускус самца кабарги, неокостеневшие рога изюбра, кабарги. Для лечения цинги широко использовались черемша, брусника, шиповник, морошка и другие дикоросы.

Коренные народности накопили немало географических зна­ний, связанных с умением ориентироваться на местности. Течение рек, расположение озер, гор, морского побережья, направление вет­ров и морских течений — все эти природные факторы наряду с ас­трономическими (движение Солнца и звезд) помогали им ориенти­роваться в пространстве. У каждой народности имелся свой тради­ционный календарь, своя система мер.

Весь мир, по представлениям северян, был наполнен духами — добрыми и злыми. Целая система религиозных воззрений связана с шаманизмом.

Шаманизм — это вера в то, что особые люди — шаманы — обладают сверхъестественной способностью вступать в прямое об­щение с духами и таким образом узнавать будущее, лечить больных и т.д. Состояние экстаза у шамана было названо камланием (шаман­ским сеансом). Люди верили, что в это время душа шамана отправ­лялась в царство духов и вступала с ними в общение. Считалось, что иногда духи сами являются на призыв шамана, входят либо в его тело, либо в его бубен и говорят устами шамана. Камлание обычно проходило вечером или ночью, длилось несколько часов.

Наряду с шаманством у дальневосточных народностей суще­ствовал культ предков и промысловые культы. У многих народов Амура совершенно независимо от шаманизма существовал родовой и семейный культ. Значительную роль в народных верованиях чук­чей и эскимосов играл культ кита, а у орочей, нивхов и других наро­дов Амура — культ медведя.

С появлением на Дальнем Востоке русского населения посте­пенно в умы и сердца аборигенов проникал свет христианства. Мно­гие аборигены приняли крещение и православную веру. Эвенки и эвены, ительмены и алеуты, часть чукчей, нанайцев, орочей, негидальцев получили при крещении русские имена, а затем и фамилии. В силу определенных исторических условий именно этими наро­дностями христианство было воспринято наиболее полно. Большую роль играло то, что вместе с православием русские принесли с собой занятия сельским хозяйством. Заимствуя культуру земледелия, аборигены переходили к оседлости, перенимали крестьянский образ жизни, бытовые традиции. Этому способствовали и смешанные бра­ки. Трудовой опыт русских земледельцев со всеми его религиозны­ми атрибутами постепенно усваивался местными народами. Этому благотворному процессу помешал большевистский переворот в 1917 г. Борьба с религиозными верованиями аборигенов привела в конеч­ном счете к утрате многих традиционных культурных ценностей.