logo search
Mark_n_39_Mrik_in_da_mix

7.Сибирь и Дальний Восток в политике царизма и особенности управления данными территориями (конец XVI – начало XX вв.)

До начала XX в. под Сибирью понималось все пространство к востоку от Уральских гор до Тихого океана, то есть такие регионы Западная, Южная, Восточная Сибирь и Дальний Восток. В отличие от европейской части России, жестко подчиненной центральной администрации, Сибирь обладала известной административной автономией и более разветвленной системой управления. Основными факторами, повлиявшими на специфику управления Сибирью, были следующие: политико-географические — обширность территории, отсутствие старого административного деления, соседство с азиатскими странами; социально-политические — отсутствие корпоративных сословных организаций дворянства и посада, дефицит управленческих кадров, отсутствие частновладельческих земель, военно-административный характер организации населенных пунктов, стихийное переселение крестьянства и малочисленность населения; этносоциальные — необходимость привлечения к управлению туземной знати.

За период конца 16 в. – начала 20 в. сложились следующие особенности управления Сибирью:

1. В основе многих особенностей управления Сибирью лежали обширность ее территории и удаленность от столиц государства. В 16-17 веке тобольский наместник возглавлял так называемый «разряд» - крупный округ, состоящий из нескольких мелких воеводств. В 18-начале 20 веках управление было построено по принципу: большие округа – наместничества – генерал-губернаторства. Высший администратор власти Сибири обладал большими полномочиями, нежели в других частях империи. К 1917 на территории Сибири и Дальнего Востока использовались формы административного управления: Тобольская и Томская губернии; Иркутское и Приамурское генерал-губернаторства, Якутская область, казачьи и горные округа; Урянхайский протекторат;

2. приоритет исполнительной власти над законодательной из-за военно-политического опыта управления; 3. казнокрадство. Первый губернатор Сибири - князь М.Гагарин (московский комендант). Во время пребывания в Сибири (1711-17) проявил себя взяточником и казнокрадом, подвергся "экземплю" (смертной казни); 4.сепаратизм; 5. ведущая роль государства в управлении; 6. приоритет единоначалия над выборностью.

Форма землевладения – монастырское, за Уралом нет помещичьего землевладения, не было крестьянских общин с самоуправлением; край ссылки – ведущая роль репрессивных структур. 7. невозможно создать органы местного самоуправления в Сибири и на ДВ ввиду того, что в населённых пунктах не находилось достаточного кол-ва жителей и тем более квалифицированных кадров. 8. Высший администратор Сибири получил гораздо больший объем власти по сравнению с его коллегами в других частях империи. Через Сибирь шли купеческие караваны из Китая и Монголии, поэтому организация таможенной службы стала одной из основных внешнеэкономических прерогатив сибирских правителей еще в XVII в.

Формы организации управления Сибирью были следующие с 16-го по 19-й вв.:

16 век. До 1580-х отношения России с Сибирским ханством регулировал Посольский приказ. Этот орган продолжал заниматься управлением Западной Сибирью и после её присоединения. Правительство приняло решение учредить в Сибири особый, параллельный столице государства, административный центр, которому подчинялись бы местные органы власти. Резиденцией верховных сибирских воевод стал основанный в 1587 г. Тобольск. Тобольский наместник возглавил разряд" — крупный округ, состоявший из нескольких уездных воеводств. 17 век. 1597 - Сибирь отошла в ведомство верховного контрольного учреждения для восточных окраин - Приказа Казанского дворца. Затем в нём выделился особый департамент - Сибирский стол. 1637 - в Москве официально открыт Сибирский приказ. Были характерны исключительная подчинённость края Сибирскому приказу, большие полномочия воевод по сравнению с европейской Россией; слабое развитие органов самоуправления у русского населения; сохранение дорусской организации управления у ясачных людей. 18 век. 1708 - Россия дел на 8 губерний, в т.ч. Сибирская. Велика, поэтому вскоре разделилась на 5 провинций и 8 дистриктов. 1710 - Сибирский приказ официально закрыт, управление Сибирью перешло к Сенату. 1730 - восстановлен Сибирский приказ, т.к. нужны налоги. 1763 - Сибирский приказ не дал улучшений и ликвидирован, верховные органы власти в Сибири - соответствующие ведомства по отдельным вопросам и особый Кабинет. При Екатерине 2 Тобольск и Иркутск губернии объявлены Сибирским царством. Сибири дарованы герб и право чеканить собственную монету. Губернская реформа 1775 начала проводиться в Сибири в 1782-83. Учреждено 3 наместничества, делятся на области, уезды. Все вместе - Сибирская губерния. 1796 - отмена института генерал-губернаторства, в Сибири - 2 губернии, наместничества упразднялись. 19 век. Начало 19 в - обеими сибирскими губерниями управлял 1 генерал-губернатор, уездов меньше, оставшиеся разделены на комиссариатства. 1822 год - введено новое административно-территориальное деление. Сибирское генерал-губернаторство разделилась на 2 генерал-губернаторства: Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское (г. Иркутск). В состав Западного генерал-губернаторства входили Томская, Тобольская губернии и Омская область. Центром генерал-губернаторства официально назначался Тобольск. Тобольская и Томская области переведены на общероссийское положение. В 1852 г. Николай I утвердил переданный ему А.И.Черны­шевым проект организации II-го Сибирского комитета. Коми­тет должен был собирать все сведения о Сибири, вникать в ну­жды ее населения, следить за развитием экономики, рассмат­ривать и проверять сообщения местных учреждений по улуч­шению управления в крае. Интересно, что из плана работ Комитета Николай I потребовал исключить указание на колониальный характер Сибири и заявил, что цель всей деятель­ности по переустройству края в том, чтобы он стал одним целым со всей страной, не забывая его местных особенно­стей.

На примере управления Сибирью и Дальним Востоком можно перечислить следующие основные принципы национальной политики России:

1. пол. сотрудничество с нац элитами, интеграция их в росс. элиту (Карамзин – Карамурза, Тургенев – князь Турген; но в Сибири до XVII местных князьков нельзя было подтянуть, т.к. не было крепостных и частного землевладения);2. невмешательство во внутреннюю структуру и веротерпимость;3. инородцы имеют преимущества (налоговая политика, крепостное право);4. национальность не имеет значение на пути карьерного роста; 5. народы – полноправный субъект российской истории (татары активно участвовали в Ливонской войне; 1814 – парад русских войск в Париже: буряты на низкорослых лошадках; Азовские походы, Северная война)

8.Октябрьская революция 1917 года и международные аспекты национальной политики большевиков.

Международные аспекты национальной политики большевиков проявились в двух первых документов Советской власти: Декрет о мире (26 октября 1917 года) и Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока (20 ноября 1917 года).

В Декрете о мире было 4 главных положения:

Провозглашались два принципа взаимоотношений народов: равноправие и самоопределение. Интересен пункт об аннексии, ибо это правовая основа развала Российского государства и всей системы международных отношений, так как под аннексией понималось всякое присоединение большим и сильным государством слабой или малой народности без её четкого, точного, добровольного согласия или желания, независимо, когда это было совершено. Декрет о мире имел и антирусскую направленность, так как тайная дипломатия способствовала расширению великороссов.

Вторым документом, в котором проявились международные аспекты национальной политики большевиков, стало Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока. Национальный вопрос стал рассматриваться как средство политической борьбы не только внутри страны, но и на международной арене с целью разжигания мирового пожара социалистической революции.

Главная идея документа – октябрьская революция несет освобождение народам Востока. Продолжилась фальсификация политики царизма (говорилось, что разрушались мечети и так далее, а основные принципы национальной политики царизма провозглашались завоеваниями октябрьской революции); подход в отношении внешнеполитического курса царизма был критичный.

Было расширено толкование лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Теперь он означал создание единого союза, объединение всех потоков революционного движения (рабочего, коммунистического, национально-освободительного). Россия – мировой центр революционного движения.