logo search
учебник история

Социально-экономическое развитие пореформенной России

Реформы 60 — 70-х гг. создали благоприятные условия для развития экономики страны и формирования капиталистических отношений.

Железнодорожное строительство было важнейшим направлением экономического развития пореформенной России, т.к. этот новый вид транспорта позволял значительно облегчить экспорт хлеба и укрепить обороноспособность страны. В 1851 г. была открыта железная дорога от Петербурга до Москвы.

В 60-е гг. началась «железнодорожная горячка» - настоящий бум железнодорожного строительства. В эту отрасль широко привлекался частный капитал, в том числе иностранный. Центром железнодорожной сети стала Москва. В 1869 г. вошла в строй дорога, соединившая Москву с южными хлебородными губерниями юга России.

Новый этап усиленного железнодорожного строительству начался а 90-е гг. Министр финансов С.Ю. Витте (автор денежной реформы (введение золотого эквивалента рубля), позднее Председатель правительства) придавал ему особое значе¬ние. Теперь оно велось в основном за казенный счет. В 1891 г. началось строительство Транссибирской маги¬страли. В 1896 г. началось строительство в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) – восточной ветки Транссиба.

Отмена крепостного права вызвала короткую заминку в промышлен¬ном развитии страны, т.к. посессионные крестьяне покинули мануфактуры. Вскоре, однако, промышленное развитие оживилось. Наиболее значительные успехи наблюдались в текстильном производстве, которое в то время было ведущей отраслью Русской промышленности. Значительный рост наблюдался в пищевой промышленности, особенно в сахарной.

Очень трудно к новым условиям приспосабливалась металлургическая промышленность, где требовалось не только перейти к вольнонаемному труду, но и произвести техниче¬ское перевооружение. В упадок приходят многие уральские заводы. Однако в это же время (с середины 70-х гг.) начинает формироваться новый центр промышленного производства в Донецком бассейне.

Экономика России, постепенно входила в мировую и начинала испытывать цикличные ко¬лебания ее развития. В 1873 г. Россию впервые затронул мировой промышленный кризис.

В первое пореформенное 20-летие окончательно сформировались основные промыш¬ленные районы России — Московский, Петербургский, Уральский и Южный (Донбасс). В Московском районе преобладала текстильная промышленность. В Петербургском - металлообработка и машиностроение. Уральский и Южный районы были базой металлургической промыш¬ленности.

К началу 1890-х гг. в России завершается, начавшийся еще в 1830-40 гг., промышленный переворот, т.е. переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному. Имел промышленный переворот и социальные последствия – происходил переход от сословной структуры общества к классовой. Основными классами общества стали пролетариат и буржуазия.

Сельскохозяйственное развитие России в пореформенный период было не столь успешным. Особенно сложным оно было в черноземных районах, где крестьяне с трудом переходили на новые способы ведения хозяйства.

Основным поставщиком экспортного хлеба оставались помещичьи хозяйства. Это свидетельствует о том, что развитие сельского хозяйства в России шло преимущественно по прусскому пути.

Признаки прусского пути развития капитализма в сельском хозяйстве:

Только в степном Заволжье и на Северном Кавказе, где помещичье землевладение было слабым или его вообще не было, сельское хозяйство развивалось по американскому (фер¬мерскому) пути. Эти районы становились житницей Рос¬сии и основным поставщиком хлеба на экспорт.

Признаки американского пути развития капитализма в сельском хозяйстве:

После реформы 1861 г. в русской деревне ускоряется социальная дифференциация – процесс выделение из общей массы крестьянства сельской буржуазии (кулаков), владельцев крепких крестьянских хозяйств, обслуживающих собственные потребности (середняков) и сельской бедноты (батраков).

Развитие капитализма в деревне тормозилось сохранением общины («сельского общества»). Община выступала как собственник земли. Она занималась распределением земельных наделов (чтобы уровнять шансы на хороший урожай крестьяне получали землю чересполосно, т.е. в разных концах общинных земель). Основными органами общинного управления были сельский сход и избираемый им сельский староста. Одним из основополагающих для общины был принцип круговой поруки.