50. Сталинизм и опыт советизации национальных районов в ссср. Общее и особенное
Советизация – это унификация общественно-политической и социально-экономической жизни и уровня развития национальных районов с советскими стандартами. Следует отметить, что масштабы данной программы заметно расширились, так как в состав Украинской ССР, а следовательно, и СССР вошла Закарпатская Русь, однако сама советизация осуществлялась в цивилизационных рамках Российской Империи, не более того. Так, Сталин отказался от включения в состав СССР Маньчжурии в качестве 17-й республики по предложению видного деятеля КПК Гао Гана. Но зато Калининградская область была включена в состав РСФСР.
Для проведения советизации были образованы следующие органы: бюро ЦК ВКП(б) по Латвийской, Литовской, Эстонской и Молдавской ССР, а также институты кураторства, где специально уполномоченные кадры оказывали Центру содействие в процессе советизации данных районов.
В отношении кадров проводится политика коренизации везде, кроме Молдавии, так какк пока эта республика являлась частью Румынии, её национальная элита была ассимилирована или уничтожена, следственно, на период вхождения Молдавии в состав СССР национальной элиты там не было и там проводилась политика декоренизации.
В Прибалтике и Молдавии были восстановлены Конституции 1940 г., котораые предусматривали переходный период - допуск частного сектора в промышленности и с/х, Для политизации данных национальных районов было принято решение дифференцировать крестьян: тем, кто поддерживал СССР во время ВОВ выделяли 10га земли, а тем, кто нет – 5.
Однако советское руководство столкнулось с рядом проблем и наметились следующие болевые точки:
1. мощное антисоветское повстанческое движение (от 50 до 200 тыс. в одной стране) поэтому в этих странах произвели депортацию по социально-классовому признаку. Население было категорически против коллективизации. Все это вызвало голод, который привел много иммигрантов из восточных районов. Папа римский даже призвал США и Англию начать войну против СССР.
2. наличие традиционных конфессий антирусской направленности (протестанты, католики)
3. классовая борьба, несмотря на все усилия, так и оставалась на нулевой отметке на этих территориях.
В 1947 году было заключено специальное соглашение между СССР, Польшей и Чехословакией, по которому польские и чехословацкие власти обязались переселить белорусов и украинцев и литовцев с приграничных территорий вглубь своей территории.
Окончательно с повстанческим движением было покончено только в 1952 году.
Но теперь перед советским руководством встал вопрос что делать с униатской церковью? В этих условиях коммунисты идут на союз с РПЦ, так как в общем цели их совпадают.
РПЦ боролась с антирусскими проявлениями со стороны других конфессий и хотела расширить свои канонические территории.
Основной проблемой была проблема с униатской церковью (к ней принадлежат 4 миллиона человек). Они были гражданами СССР, но подчинялись Папе Римскому. Униаты Иосуф Слипа и Иоан Костельник сами выразили инициативу сотрудничать с РПЦ. Они приехали в Москву, где в НКВД им предъявили бумаги о сотрудничестве с фашистами, и сказали, что если они покаются, то преследовать их не будут.
Эстонская православная церковь само распустилась и вошла в состав РПЦ.
Униатская церковь приняла решение перейти в лоно РПЦ, но при условии что все униатские священники написали бумагу, что они добровольно переходят в РПЦ.
В 1951 году последний оплот униатов в Ужгороде в Закарпатье вошла в лоно РПЦ, и Закарпатье также вошло в ее каноническую территорию.
В деле борьбы с повстанцами сыграла большую роль Красная Армия, но в деле стабилизации – РПЦ. Она не допустила развития религиозной войны.
Перед РПЦ стояли следующие задачи:
1. Развертывание патриотического воспитания на территории нац регионов в рамках программы советизации;
2. Возобновление внешнеполитической деятельности РПЦ ;
3. Борьба с религиозными конфессиями антироссийской направленности.
Для расширения авторитета РПЦ в 1948г. в Варшаве был пышно отпразднован 500летний юбилей автокефалии РПЦ. Во внешнеполитической деятельности РПЦ выступает против экуменизма и единого совета церквей.
17 съезд партии подвёл черту советизации. Итоги советизации:
1. создана политическая система, аналогичная советской
2. создание социалистического сектора в экономике
3. РПЦ наряду со светской властью играет большую роль в устройстве мира.
51. Политика царизма в еврейском вопросе и ее итоги 1795-1894.
Общая ошибка – неправильный подход, евреи – суперэтнос. Цель – интегрировать евреев в российское общество. Примечательно, что в Речи Посполитой евреи рассматривались как чужеродный организм.
Е II: не с т.з. нац. политики, а с социального аспекта
Евреи уравнены в правах с христианами, включены в сословие купцов и мещан, что подтверждено городовым положением 1785 года.
Важен характер черты оседлости (установлена Указом 1791 года) – «не потому, что евреи, а потому, что торговцы», т.е. для защиты российского купечества от более мощного еврейского капитала. + право освоения Новороссии, начинаем склонять евреев к земледелию ( с этой же целью было принято решение удвоить подать для евреев в 1794 году, чтобы использовали льготы для новопереселенцев).
А I: ассимиляция, образование/ просветительство, земледелие
1807-1825 – институт еврейских депутатов, обеспечивавший диалог евреев с верховной властью
1804 «Положение о евреях», принцип гражданского равноправия евреев (попытка слить с др. населением)– право приобретать землю(без крепостных), прямая помощь гос-ва при переходе к с/х., ослабление черты за счет права выезда по торговым делам, сохранение кагала + !! право поступать в российские училища, гимназии, унив-ты.
40 десятин земли в Новороссии + льготы для переселенцев (освобождение на 10 лет от подати, право получить от казны ссуду и возвр. ее через 10 льготных лет, земля – в личную собственность, покровительство государства)
Н I: христианизация, ассимиляция с религиозным оттенком + разрушение кагала; раввинов – в гос. чиновники; попытка создания слоя еврейских земледельцев
«реформировать еврейский внутренний быт, постоянно разряжая его через произв. труд и образование и так ведя к снятию административных ограничений»
1827 – указ о привлечении евреев к воинской службе, кантонисты (несовершеннолетние призывники, их насильно «приобщали» к христианству). Важно: срок службы в армии – 25 лет.
1835 – «Положение о евреях» - сокращена черта оседлости, запрещено использование евр. языка в деловой переписке, НО: если хочешь перейти в земледельцы – нет рекрутской повинности
1844 – упразднены кагалы, их функции переданы местной администрации
А II: расколоть еврейскую общину на богатых и бедных (преодоление черты оседлости, купечество, высшее образование); перетянуть богатых на свою сторону; еврейская интеллигенция/промышленники + …
… + «снятие внешних стеснений и ограничений, не доискиваясь до возможных внутренних причин еврейской замкнутости, надеясь, что тогда проблема слияния сего народа с коренными жителями решиться сама собой»
Сначала ряд контрреформ: отменена рекрутская повинность, прекращен прием малолетних рекрутов, отменен запрет 1835 брать в аренду или управление населенные помещ. земли, возможность получать равное со всеми образование, окончательно отказались от мысли привязать евреев к земледелию.
Планомерная политика по преодолению ЧО: право жительства по всей России для купцов первой гильдии, лицам с высшим образованием или «свободных профессий», поступающих в мед академии, унив-ты, техн. институты, сняты ограничения с евреев ремесленников (пока реально занимаются ремеслом), а в 1880 - вне черты оседлости остав. на жительстве всех тех евреев, кто поселился там незаконно.
Развитие еврейской печати (1863 – первый русскоязычный журнал «Рассвет»)=>развитие еврейской литературы=> ассимиляция, но не основной частью народа (как в Европе, а с интеллигенцией/правящим классов; еврейские народные массы и в 60-70-е оставались вне ассимиляции.
Усиливался еврейский капитал: ведущие позиции в винокурении, мукомольном/табачном производстве + доминирование в ж/д и речном транспорте, банковском деле.
А III: ограничения, но не гонения; в каком-то смысле - возвращение к политики Ники I «самодержавие, православие, народность».
· Т.Н. «Правила 3 мая» 1882 года: «запрет вновь, отныне поселяться, вступать во владение и пользоваться имуществом вне городов и местечек, торговать по воскресеньям и христ. праздникам) НО: евреи не выселялись, их экономическая деятельность существенно не ограничивалась. Ограничения не распространялись на лиц имеющих «право повсеместного жительства по образовательному цензу» + не касались евреев, занимающихся земледелием + смягчительные разъяснения и отсутствие уголовной ответственности.
Интересно: эти правила стеснили евреев в отношении винокурения, а потому они негодовали на «исключительную жестокость» «Правил 3 мая». Кроме того, основные волны еврейской эмиграции шли из Польши, Литвы и Белоруссии, а не Украины (где после убийства Александра были погромы), т.е. евреями руководили экономич. мотивы (скученность создавала значит. экономич. конкуренцию)
· Согласно Земскому уложению 1890, евреи устранялись от участия в земском самоуправлении, НО служить в земстве по найму, т.н. «третьим элементом», евреям не было преграждено+ евреи жили большей частью в городах, так что им было как-то все равно. Но тут грянуло новое Городовое положение 1892 - евреи лишались права избирать и быть избранными в качестве гласных в городские думы и управы и пр.
· Процентные квоты для поступления в учебные в высшие и средние заведения, НО куча исключений: квота не распространялась на женское население + была действительна только для обучения на бюджетной основе + ряд спец. учеб заведений (училище живописи, ваяния и зодчества, СПб психоневрологич. институт (…вот бы мне туда…) и пр.
· Это же самое «НО» появляется и в случае приема в присяжные заседатели лиц нехристианского вероисповедания (становись помощником присяжного поверенного и делай то же самое, что и он) и ограничений в нефтебизнесе (добывать, конеч, нельзя, но перерабатывать – пожалуйста)
ИТОГ: отчуждение, обострение социальной ситуации
Причины отчуждения:
· Еврейское самоуправление, получалось своего рода «государство в государстве» (дописать про суть кагала и неподчинение его российским законам)
· Духовное противостояние
· Несостоятельность политики царизма в еврейском вопросе
А) Отрицательная комплиментарность
Не действовал патерналистский подход, евреи не нуждались в защите жизни и собственности, для них характерен высокий уровень культурного и финансового (интересно, а так можно говорить?) развития
Б) Универсальные принципы нац. политики не сработали
- установить сотрудничество с местной элитой, но элиты нет
- веротерпимость, но здесь – духовное противостояние
- невмешательство во внутреннюю структуру жизни, а здесь – попытки расколоть кагал
- любой этнос как субъект, но еврей, по сути, объект политики (комитеты, ин-т еврейских депутатов(1807-1825)
Евреи – блуждающий суперэтнос, Ек II рассматривала их как социальную группу
В) Ничего не сделано для снижения духовной конфронтации; иудаизм – нелегитимен
Г) Архаичность системы власти российских самодержцев в условиях подъема мощи еврейского капитала привела к эскалации еврейского вопроса
Отдельно о недооценке пагубности черты оседлости:
Создана Указом 1791 года, с целью ограждения русских промышленников и купечества от конкуренции еврейского капитала
НО в 19 веке:
1) Ч/О – фикция и анахронизм, ее всегда можно было преодолеть. В результате, во всех крупных промышленных и губернских центрах существовали мощные еврейские диаспоры
Центр еврейской духовной жизни перемещается из Одессы в СПб.
После окончания промышленного переворота сформировалась русская буржуазия, но еврейский капитал также становится мощным политическим и финансовым фактором в масштабах всей России. Участвовали в добыче нефти и др. полезных ископаемых, т.е. Ч/О существовала только на бумаге
2) Ч/О – очаг социальной напряженности.
Она не являлась резервацией, там жили все подряд, но евреи занималии привилегированное положение=> социальная напряженность => нац напряженность
В 70-90-е погромы только начинались и царизм не имел к ним никакого отношения, в 1879, 1881 – столкновения евреев и греков в Одессе (евреи хотели передела сфер влияния, т.к. греки имели монополию на торговлю). Убийство Александра Второго тоже можно рассматривать как провокацию (типа народники хотели поднять народ на революцию, т.к. убийца царя – еврей). Фэйл. Только небольшие очаги напряжения в Новороссии
3) Очаг напряженности становился источником рекрутирования для револ. движения.
52. Нац пол-ка ВКП(б) и Советского государства – основа сплочения народов СССР в борьбе с нем-фаш захватчиками.
В период с 1941 по 45гг. сформировалась национальная доктрина, цель которой-объединение и сплочение народа. Также в своём обращении Сталин объявил о том, что ВКП(б) – объединяющая сила всех народов. Таким образом, ещё разок подчёркивалась ведущая роль партии во всех вопросах.
Основные задачи ВКП (б):
- призыв в кадровую армию всех народов СССР
- решить проблему с формированием частей РКА по национальному принципу. (началось с 1940г.).
Благодаря деятельности ВКП(б) происходит рост патриотического движения (40000 добровольцев в Баку собрались на митинг и требовали, чтобы их отправили на фронт). + в 1942г. массовая мобилизация в Средней Азии и Закавказье (более 1,5 млн человек). Единство фронта и тыла = духовное единство СССР.
Победа в ВОВ была достигнута коллективным усилием народов СССР. Линия фронта и тыл немцев преимущественно находились на территории национальных республик. Фашисты делали ставку на распад СССР как многонационального государства, но эти расчеты не оправдались. В Красной армии воевали русские (70-75%), украинцы (15-20%), белорусы (2-4%) и другие народы. Героями СССР стали русские (11,6 тыс. чел), украинцы (2,1 тыс. чел), белорусы (0,3 тыс. чел.), а также грузины, евреи, татары, армяне, литовцы, латыши, калмыки и др. Именно факт массового героизма народов во имя достижения единой цели позволяет говорить о том, что во время ВОВ сформировался единый советский народ. 2/3 армейских потерь – русские. В 1942 году были созданы национальные воинские части (грузинские, латвийские, эстонские и др.), кроме того, существовали мощные украинские и белорусские партизанские движения. Однако существовали и профашистские национальные формирования – около 1 млн. чел. Самая большая из них – армия Власова, существовали так же украинские (бендеровцы), латвийские (уничтожившие большое количество евреев в Прибалтике), чеченские. Именно факт поддержки чеченцами и другими народами Кавказа войск врага привел к решению о депортации их в Казахстан. Тогда это решение воспринималось с благодарностью, т.к. по закону военного времени все предатели должны быть уничтожены, а под предателей подпадала большая часть мужского населения чеченцев и других депортированных горских народов. Немцев Поволжья вообще переселили для того, чтобы спасти (опись имущества, но выдавали вещи и деньги на переселение.) Предательство на национальной почве было довольно редким явлениям, не стоит переоценивать роль «армий освобождения» - серьезной угрозы для Красной армии они не представляли. Народы СССР вместе боролись за свободу и независимость своего государства. Как уже было сказано, в результате войны сложился единый советский народ. Иосиф Виссарионович Сталин во время торжеств по случаю Победы в войне поднял тост «за здоровье советского народа» и отметил, что самый большой вклад в Победу внес русский народ.
Дружба народов – важнейшее завоевание Сов власти. + важнейшие достижения нац пол-ки:
- Сплочение народа
- Формирование интернационального братства
- появилась новая общность людей – Советский народ.
- 1. Российско-украинские отношения и Гражданская война на Украине (1657-1687 годы).
- 3. Итоги освободительной борьбы украинского народа (1648-1654 гг.) и «цена» воссоединения Украины с Россией для Московского государства.
- 4.Национальная политика большевиков в годы Гражданской Войны и иностранной интервенции в России.
- 5. Проблемы интеграции Левобережной Украины от Петра 1 до Екатерины 2. Присоединение Правобережной Украины и Белоруссии.
- 6.Образование ссср. Советские республики в 1921-1922 гг.: необходимость, возможности и трудности объединения. Первый Всесоюзный Съезд Советов (30 декабря 1922 г.).
- 7.Сибирь и Дальний Восток в политике царизма и особенности управления данными территориями (конец XVI – начало XX вв.)
- 9.Характеристика взаимоотношений царской администрации с народами Сибири и Дальнего Востока.
- 10.Проблемы федеративного устройства Советского государства на этапе разработки и принятия Конституции рсфср 1918 года.
- 11.Разработка основ национальной политики царизма и присоединение Поволжья к России.
- 12. Первые документы Советской власти и большевистской партии по национальному вопросу (октябрь-ноябрь 1917 года): содержание, анализ и комментарий.
- 13. Русь и Орда (по книге Гумилева).
- 14.Роль и место национального вопроса в стратегии и тактике большевиков в борьбе за завоевание политической власти в стране.
- 15.Славяне и тюрки.
- 16.Характеристика фаз национального движения народов России от февраля к октябрю 1917.
- 17. Творческий вклад л.Н.Гумилёва в историческую науку. Фазы этногенеза и их характеристика. Примерная периодизация.
- 18.Административный ресурс в национальной политике Путина 2000-08 гг.
- 19.Новоросия-центр противоборства леса и степи с 9 по 18 век.
- 20.Русский вопрос в современной России.
- 21. Переплетение 2 тенденций – отличительная черта развития российского многонационального государства.
- 22.Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Украины и Белоруссии (1900-1917)
- 23.Основы национальной политики России по конституции 1993 гг.
- 24. Фазы национального движения и национальный вопрос в программах и деятельности политических партий Закавказья.
- 26. Основы национальной политики царизма на рубеже веков.
- 1) Отход от политики веротерпимости в отношении польских католиков – с 1864 года (ликвидация церковных землевладений)
- 2) Попытки культурной ассимиляции Финляндии под флагом административно-территориальной системы (транспорт, почта и т.
- 27. Особенности формирования политических партий и становление национальных институтов власти в Казахстане и Средней Азии в 1905-1917 годы.
- 28. Россия: национальный вопрос. Путин (статья в независимой газете от 23.01.12
- 29. Масонский заговор и курс Временного правительства на развал российского многонационального государства.
- 30. Формирование гражданской нации – политический тренд руководства рф на современном этапе.
- 31. Национальный вопрос – универсальное средство укрепления личной власти Сталина.
- 32. Поиск национальной идеи – «традиционная российская забава» или вариант государственного устройство России в 21 веке. Путин и его национальная политика
- 33. Болевые тоски самодержавия в сфере национальной политики в 1905-1907 гг.
- 1) Отход от политики веротерпимости в отношении польских католиков – с 1864 года (ликвидация церковных землевладений)
- 2) Попытки культурной ассимиляции Финляндии под флагом административно-территориальной системы (транспорт, почта и т. Д.)
- 34.Конституция рф 1993 и национальный вопрос в современной России.
- 35. Российское многонациональное государство – империя особого типа.
- 36. Вертикаль власти, опыт державного прошлого и задачи национального строительства в рф.
- 37. .Российская Империя и народы Казахстана и Средней Азии: особенности русской колонизации и освоении региона.
- Казахстан.
- Средняя Азия.
- 38. Конституция 1993 года – отказ от преемственности в сфере национальных отношений. Парад суверенитетов.
- 39. Присоединение Северного Кавказа. Кавказская война(1817-1864).
- 40. Роль и место национального вопроса в сценариях развала ссср
- 61. Демонтаж сталинской национальной политики в период правления Хрущева.
- 50. Сталинизм и опыт советизации национальных районов в ссср. Общее и особенное
- 53. Духовное противостояние православных и иудеев с 10 по 18 вв (до разделов Польши)
- 54. Роль и место русского этноса в политике вкп(б) и советского государства в годы вов.
- 55. Продажа Аляски: явный и скрытый механизм сделки.
- 56. Формирование национальной доктрины ссср в годы войны: новые подходы и ориентиры.
- 57. Открытие русской Америки。 Политика русских переселенцев по отношению к местному населению
- 59. Русская Америка в контексте российско-американских отношений
- 61. Самодержавная Россия и великое княжество финляндское: плюсы и минусы национальной политики царизма в финском вопросе.
- 62. Сталинская конституция и курс вкп(б) на дальнейшую большевизацию в ссср 1936-39 годы.
- 65. Самодержавная Россия и великое княжество финляндское: плюсы и минусы национальной политики царизма в финском вопросе.
- 66. Сталинский план автономизации и усиление унитаристских тенденций в национальном строительстве ссср 1922-39
- 67. Молдавия в составе ри 1812-1917
- Часть I. Учение ленина по национальному вопросу
- 69. Присоединение Крыма к России. Политика царизма по отношению к коренному населению Тавриды. Формы и методы переселенческой политики Российского государства в Крыму (конец 18-19 вв.)
- 71. Молдавия в составе ри 1812-1917
- 72. Конституционное оформление ссср (1923-1924) проекты, дискуссии и решения.
- 73. Политизация еврейского вопроса в России на рубеже 19-20 вв, внутренние и внешние факторы
- 74. Национальный вопрос в программах и деятельности российских политических партий.