logo search
Mark_n_39_Mrik_in_da_mix

50. Сталинизм и опыт советизации национальных районов в ссср. Общее и особенное

         Советизация – это унификация общественно-политической и социально-экономической жизни и уровня развития национальных районов с советскими стандартами. Следует отметить, что масштабы данной программы заметно расширились, так как в состав Украинской ССР, а следовательно, и СССР вошла Закарпатская Русь, однако сама советизация осуществлялась в цивилизационных рамках Российской Империи, не более того. Так, Сталин отказался от включения в состав СССР Маньчжурии в качестве 17-й республики по предложению видного деятеля КПК Гао Гана. Но зато Калининградская область была включена в состав РСФСР.

Для проведения советизации были образованы следующие органы: бюро ЦК ВКП(б) по Латвийской, Литовской, Эстонской и Молдавской ССР, а также институты кураторства, где специально уполномоченные кадры оказывали Центру содействие в процессе советизации данных районов.

В отношении кадров проводится политика коренизации везде, кроме Молдавии, так какк пока эта республика являлась частью Румынии, её национальная элита была ассимилирована или уничтожена, следственно, на период вхождения Молдавии в состав СССР национальной элиты там не было и  там проводилась политика декоренизации.

В Прибалтике и Молдавии были восстановлены Конституции 1940 г., котораые предусматривали переходный период - допуск частного сектора в промышленности и с/х, Для политизации данных национальных районов было принято решение дифференцировать крестьян: тем, кто  поддерживал СССР во время ВОВ выделяли 10га земли, а тем, кто нет – 5.

Однако советское руководство столкнулось с рядом проблем и наметились следующие болевые точки:

1.      мощное антисоветское повстанческое движение (от 50 до 200 тыс. в одной стране) поэтому в этих странах произвели депортацию по социально-классовому признаку. Население было категорически против коллективизации. Все это вызвало голод, который привел много иммигрантов из восточных районов. Папа римский даже призвал США и Англию начать войну против СССР.

2.      наличие традиционных конфессий антирусской направленности (протестанты, католики)

3.      классовая борьба, несмотря на все усилия, так и оставалась на нулевой отметке на этих территориях.

        

         В 1947 году было заключено специальное соглашение между СССР, Польшей и Чехословакией, по которому польские и чехословацкие власти обязались переселить белорусов и украинцев и литовцев с приграничных территорий вглубь своей территории.

         Окончательно с повстанческим движением было покончено только в 1952 году.

         Но теперь перед советским руководством встал вопрос что делать с униатской церковью? В этих условиях коммунисты идут на союз с РПЦ, так как в общем цели их совпадают.

РПЦ боролась с антирусскими проявлениями со стороны других конфессий и хотела расширить свои канонические территории.

Основной проблемой была проблема с униатской церковью (к ней принадлежат 4 миллиона человек). Они были гражданами СССР, но подчинялись Папе Римскому. Униаты Иосуф Слипа и Иоан Костельник сами выразили инициативу сотрудничать с РПЦ. Они приехали в Москву, где в НКВД им предъявили бумаги о сотрудничестве с фашистами, и сказали, что если они покаются, то преследовать их не будут.

Эстонская православная церковь само распустилась и вошла в состав РПЦ.

Униатская церковь приняла решение перейти в лоно РПЦ, но при условии что все униатские священники написали бумагу, что они добровольно переходят в РПЦ.

В 1951 году последний оплот униатов в Ужгороде в Закарпатье вошла в лоно РПЦ, и Закарпатье также вошло в ее каноническую территорию.

В деле борьбы с повстанцами сыграла большую роль Красная Армия, но в деле стабилизации – РПЦ. Она не допустила развития религиозной войны.

Перед РПЦ стояли следующие задачи:

1.       Развертывание патриотического воспитания на территории нац регионов в рамках программы советизации;

2.       Возобновление внешнеполитической  деятельности РПЦ ;

3.       Борьба с религиозными конфессиями антироссийской направленности.

         Для расширения авторитета РПЦ в 1948г.  в Варшаве был пышно отпразднован 500летний юбилей автокефалии РПЦ. Во внешнеполитической деятельности РПЦ выступает против экуменизма и единого совета церквей.

 17 съезд партии подвёл черту советизации. Итоги советизации:

1.       создана политическая система, аналогичная советской

2.       создание социалистического сектора в экономике

3.       РПЦ наряду со светской властью играет большую роль в устройстве мира.

51. Политика царизма в еврейском вопросе и ее итоги 1795-1894.

Общая ошибка – неправильный подход, евреи – суперэтнос. Цель – интегрировать евреев в российское общество. Примечательно, что в Речи Посполитой евреи рассматривались как чужеродный организм.

Е II: не с т.з. нац. политики, а с социального аспекта

Евреи уравнены в правах с христианами, включены в сословие купцов и мещан, что подтверждено городовым положением 1785 года.

Важен характер черты оседлости (установлена Указом 1791 года) – «не потому, что евреи, а потому, что торговцы», т.е. для защиты российского купечества от более мощного еврейского капитала. + право освоения Новороссии, начинаем склонять евреев к земледелию ( с этой же целью было принято решение удвоить подать для евреев в 1794 году, чтобы использовали льготы для новопереселенцев).

А I: ассимиляция,  образование/ просветительство, земледелие

1807-1825 – институт еврейских депутатов, обеспечивавший диалог евреев с верховной властью

1804 «Положение о евреях», принцип гражданского равноправия евреев  (попытка слить с др. населением)– право приобретать землю(без крепостных), прямая помощь  гос-ва при переходе к с/х., ослабление черты за счет права выезда по торговым делам, сохранение кагала  + !! право поступать в российские училища, гимназии, унив-ты.

40 десятин земли в Новороссии + льготы для переселенцев (освобождение на 10 лет от подати, право получить от казны ссуду и возвр. ее через 10 льготных лет, земля – в личную собственность, покровительство государства)

Н I:  христианизация, ассимиляция с религиозным оттенком  + разрушение кагала; раввинов – в гос. чиновники; попытка создания слоя еврейских земледельцев

«реформировать еврейский внутренний быт, постоянно разряжая его через произв. труд и образование и так ведя к снятию административных ограничений»

1827 – указ о привлечении евреев к воинской службе, кантонисты (несовершеннолетние призывники, их насильно «приобщали» к христианству). Важно: срок службы в армии – 25 лет.

1835 – «Положение о евреях» - сокращена черта оседлости, запрещено использование евр. языка в деловой переписке,  НО: если хочешь перейти в земледельцы – нет рекрутской повинности

1844 – упразднены кагалы, их функции переданы местной администрации

А II: расколоть еврейскую общину на богатых и бедных (преодоление черты оседлости, купечество, высшее образование); перетянуть богатых на свою сторону; еврейская интеллигенция/промышленники + …

+ «снятие внешних стеснений и ограничений, не доискиваясь до возможных внутренних причин еврейской замкнутости, надеясь, что тогда проблема слияния сего народа с коренными жителями решиться сама собой»

Сначала ряд контрреформ: отменена рекрутская повинность, прекращен прием малолетних рекрутов, отменен запрет 1835  брать в аренду или управление населенные помещ. земли, возможность получать равное со всеми образование, окончательно отказались от мысли привязать евреев к земледелию.

Планомерная политика по преодолению ЧО: право жительства по всей России для купцов первой гильдии, лицам с высшим образованием или «свободных профессий», поступающих в мед академии, унив-ты, техн. институты, сняты ограничения с евреев ремесленников (пока реально занимаются ремеслом), а в 1880  - вне черты оседлости остав. на жительстве всех тех евреев, кто поселился там незаконно.

Развитие еврейской печати (1863 – первый русскоязычный журнал «Рассвет»)=>развитие еврейской литературы=> ассимиляция, но не основной частью народа (как в Европе, а с интеллигенцией/правящим классов; еврейские народные массы и в 60-70-е оставались вне ассимиляции.

Усиливался еврейский капитал: ведущие позиции в винокурении, мукомольном/табачном производстве + доминирование в ж/д и речном транспорте, банковском деле.

А III: ограничения, но не гонения; в каком-то смысле  - возвращение к политики Ники I «самодержавие, православие, народность».

·         Т.Н. «Правила 3 мая» 1882 года: «запрет вновь, отныне поселяться, вступать во владение и пользоваться имуществом вне городов и местечек, торговать по воскресеньям и христ. праздникам) НО: евреи не выселялись, их экономическая деятельность существенно не ограничивалась. Ограничения не распространялись на лиц имеющих «право повсеместного жительства по образовательному цензу» + не касались евреев, занимающихся земледелием + смягчительные разъяснения и отсутствие уголовной ответственности.

Интересно: эти правила стеснили евреев в отношении винокурения, а потому они негодовали на «исключительную  жестокость» «Правил 3 мая». Кроме того, основные волны еврейской эмиграции шли из Польши,  Литвы и Белоруссии, а не Украины (где после убийства Александра были погромы), т.е. евреями руководили экономич. мотивы (скученность создавала значит. экономич. конкуренцию)

·         Согласно Земскому уложению 1890, евреи устранялись от участия в земском самоуправлении, НО служить в земстве по найму, т.н. «третьим элементом», евреям не было преграждено+ евреи жили большей частью в городах, так что им было как-то все равно. Но тут грянуло новое Городовое положение 1892  - евреи лишались права избирать и быть избранными в качестве гласных в городские думы и управы и пр.

·         Процентные квоты для поступления в учебные в высшие и средние заведения, НО куча исключений: квота не распространялась на женское население + была действительна только для обучения на бюджетной основе + ряд спец. учеб заведений (училище живописи, ваяния и зодчества, СПб психоневрологич. институт (…вот бы мне туда…) и пр.

·         Это же самое «НО» появляется и в случае приема в присяжные заседатели лиц нехристианского вероисповедания (становись помощником присяжного поверенного и делай то же самое, что и он) и ограничений в нефтебизнесе (добывать, конеч, нельзя, но перерабатывать – пожалуйста)

ИТОГ: отчуждение, обострение социальной ситуации

Причины отчуждения:

·      Еврейское самоуправление, получалось своего рода «государство в государстве» (дописать про суть кагала и неподчинение его российским законам)

·      Духовное противостояние

·      Несостоятельность политики царизма в еврейском вопросе

А) Отрицательная комплиментарность

Не действовал патерналистский подход, евреи не нуждались в защите жизни и собственности, для них характерен высокий уровень культурного и финансового (интересно, а так можно говорить?) развития

Б) Универсальные принципы нац. политики не сработали

- установить сотрудничество с местной элитой, но элиты нет

-  веротерпимость, но здесь – духовное противостояние

- невмешательство во внутреннюю структуру жизни, а здесь – попытки расколоть кагал

- любой этнос как субъект, но еврей, по сути, объект политики (комитеты, ин-т  еврейских депутатов(1807-1825)

Евреи – блуждающий суперэтнос, Ек II рассматривала их как социальную группу

В) Ничего не сделано для снижения духовной конфронтации; иудаизм – нелегитимен

Г) Архаичность системы власти российских самодержцев в условиях подъема мощи еврейского капитала привела к эскалации еврейского вопроса

Отдельно о недооценке пагубности черты оседлости:

Создана Указом 1791 года, с целью ограждения русских промышленников и купечества  от конкуренции еврейского капитала

НО в 19 веке:

1)      Ч/О – фикция и анахронизм, ее всегда можно было преодолеть. В результате, во всех крупных промышленных и губернских центрах существовали мощные еврейские диаспоры

Центр еврейской духовной жизни перемещается из Одессы в СПб.

После окончания промышленного переворота сформировалась русская буржуазия, но еврейский капитал также становится мощным политическим и финансовым фактором в масштабах всей России. Участвовали в добыче нефти и др. полезных ископаемых, т.е. Ч/О существовала только на бумаге

2)      Ч/О – очаг социальной напряженности.

Она не являлась резервацией, там жили все подряд, но евреи занималии привилегированное положение=> социальная напряженность => нац напряженность

В 70-90-е погромы только начинались и царизм не имел к ним никакого отношения, в 1879, 1881 – столкновения евреев и греков в Одессе (евреи хотели передела сфер влияния, т.к. греки имели монополию на торговлю). Убийство Александра Второго тоже можно рассматривать как провокацию (типа народники хотели поднять народ на революцию, т.к. убийца царя – еврей). Фэйл. Только небольшие очаги напряжения в Новороссии

3)      Очаг напряженности становился источником рекрутирования для револ. движения.

52. Нац пол-ка ВКП(б) и Советского государства – основа сплочения народов СССР в борьбе с нем-фаш захватчиками.

В период с 1941 по 45гг. сформировалась национальная доктрина, цель которой-объединение и сплочение народа. Также в своём обращении Сталин объявил о том, что ВКП(б) – объединяющая сила всех народов. Таким образом, ещё разок подчёркивалась ведущая роль партии во всех вопросах.

Основные задачи ВКП (б):

- призыв в кадровую армию всех народов СССР

- решить проблему с формированием частей РКА по национальному принципу. (началось с 1940г.).

Благодаря деятельности ВКП(б) происходит рост патриотического движения (40000 добровольцев в Баку собрались на митинг и требовали, чтобы их отправили на фронт). + в 1942г. массовая мобилизация в Средней Азии и Закавказье (более 1,5 млн человек). Единство фронта и тыла = духовное единство СССР.

   Победа в ВОВ была достигнута коллективным усилием народов СССР. Линия фронта и тыл немцев преимущественно находились на территории национальных республик. Фашисты делали ставку на распад СССР как многонационального государства, но эти расчеты не оправдались.    В Красной армии воевали русские (70-75%), украинцы (15-20%), белорусы (2-4%) и другие народы. Героями СССР стали русские (11,6 тыс. чел), украинцы (2,1 тыс. чел), белорусы (0,3 тыс. чел.), а также грузины, евреи, татары, армяне, литовцы, латыши, калмыки и др. Именно факт массового героизма народов во имя достижения единой цели позволяет говорить о том, что во время ВОВ сформировался единый советский народ.    2/3 армейских потерь – русские.    В 1942 году были созданы национальные воинские части (грузинские, латвийские, эстонские и др.), кроме того, существовали мощные украинские и белорусские партизанские движения.    Однако существовали и профашистские национальные формирования – около 1 млн. чел. Самая большая из них – армия Власова, существовали так же украинские (бендеровцы), латвийские (уничтожившие большое количество евреев в Прибалтике), чеченские.    Именно факт поддержки чеченцами и другими народами Кавказа войск врага привел к решению о депортации их в Казахстан. Тогда это решение воспринималось с благодарностью, т.к. по закону военного времени все предатели должны быть уничтожены, а под предателей подпадала большая часть мужского населения чеченцев и других депортированных горских народов. Немцев Поволжья вообще переселили для того, чтобы спасти (опись имущества, но выдавали вещи и деньги на переселение.) Предательство на национальной почве было довольно редким явлениям, не стоит переоценивать роль «армий освобождения» - серьезной угрозы для Красной армии они не представляли.     Народы СССР вместе боролись за свободу и независимость своего государства. Как уже было сказано, в результате войны сложился единый советский народ. Иосиф Виссарионович Сталин во время торжеств по случаю Победы в войне поднял тост «за здоровье советского народа» и отметил, что самый большой вклад в Победу внес русский народ.

Дружба народов – важнейшее завоевание Сов власти. + важнейшие достижения нац пол-ки:

- Сплочение народа

- Формирование интернационального братства

- появилась новая общность людей – Советский народ.