logo search
OGP

42. Вклад в воинское воспитание генералов: Румянцева п.А. И Потемкина г.А.

Для П.А.Румянцева солдат всегда оставался главным инструментом войны и победы, не безликой единицей или массой людей, а человеком, наделенным определенными личностными качествами. Единение офицеров с солдатами и нижними чинами П.А.Румянцев считал важнейшим средством упрочения влияния командиров на подчиненных.

П.А.Румянцев высоко ценил офицерские кадры, видел их ведущую роль в жизни армии, а потому предъявлял к ним обоснованные требования. Он был глубоко убежден, что офицеры не только должны присваивать себе весь успех во всяком благополучном деле, но и "равным образом отвечать они должны за все случившееся ко вреду, неслагая на одних солдат:". Для подчиненных офицеры "должны давать собою пример", быть образцом в выполнении различных упражнений, не жалеть себя для службы Отечеству.

Для П.А. Румянцева высшим проявлением всех добродетелей военного человека - офицера, солдата была его честь.

Взгляды Петра Александровича по вопросам воинского воспитания во многом совпадали с идеями Григория Александровича Потемкина (1739 -1791 гг.), генерал фельдмаршала, известного, увы, обывателю больше как фаворита Екатерины Алексеевны, а не полководца и дипломата. Между тем Г.А. Потемкин был человеком огромных талантов, среди которых талант военного педагога занимал далеко не последнее место. Он требовал "обучать людей с терпением и ясно толковать способы к лучшему исполнению". Фельдмаршал был одним из первых, кто использовал в воспитательном процессе разнообразные стимулы. В частности, он был инициатором учреждения солдатской медали для поощрения за храбрость и мужество в бою. Груз ответственности за подчиненных давил на его плечи всегда. Он писал: "Долг военного человека побуждает пещись о сохранении людей. Я худо сплю от сей заботы". Как и его предшественники, А.Г. Потемкин требовал от офицеров заботы о подчиненных в повседневных делах, ненавидел показушничества в войсках.