53. Воинский коллектив. Психология воинского коллектива.
Наибольшие возможности для развития личности представляет коллектив. Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.
Коллектив умножает силы каждого, и общественный контакт в процессе труда вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.
Воинский коллектив - это разновидность коллектива. Он представляет собой ту общественно-идейную психологическую среду, в которой живет личный состав, формируется духовный облик и мастерство воинов. Состав воинского коллектива постоянно меняется. Командир сталкивается с серьезными социально-психологическими проблемами, которые он не в состоянии решить без учета психологии воинских групп и коллективов. Наука ставит проблемы, намечает пути их решения, не только применительно к воинскому коллективу, что же касается психологии отдельных групп военнослужащих, то разработок таких почти нет, хотя группа чаще всего наиболее сильно воздействует на личность воина.
Воинский коллектив отличается от других видов коллективов целями, перед ним стоящими, задачами вооруженной защиты Отечества. Коллектив подразделения является действительно воинским, если все его члены глубоко осознают
его задачи и назначения. Понимание целей и задач воинской службы закладывается у будущих воинов в школе и прежде всего на уроках допризывной подготовки юношей.
Воинский коллектив отличается тем, что с перечисленными признаками, уже известными связями, создающими прочный психологический потенциал, в нем появляется целый ряд других идеологических и нравственно-психологических сил. То духовное, нравственное, деловое начало, содержание внутреннего мира каждого, которое их объединяет, связывает, "притягивает" друг к другу складывается из следующих моментов:
- классовой принадлежности - самой сильной чертой облика человека и основой его сознания;
- социальной определенности - социальная определенность, классовое самосознание - главный психологический заряд, который есть людей. Развитие классового самосознания является важнейшей воспитательной задачей, которая решается в ходе подготовки молодежи к военной службе;
- общности идейных устремлений, убеждений. Чем больше и глубже овладевают люди научным мировоззрением, тем большие силы развиваются в группе, сплачивающие ее в коллектив. Отсюда ясна роль мировоззренческой подготовки будущих воинов;
- общность нравственных норм, которыми люди руководствуются в своем поведении;
- совместной деятельности, имеющей общественное значение;
- наличия у всех членов коллектива воинского мастерства или стремления к его приобретению. Потому так важно вооружение учащихся начальными военными знаниями и навыками.
Важное значение в структуре психологического климата коллектива и в деле его сплочения имеют традиции. Каждый воин, вступив в воинский коллектив, становится наследником и продолжателем его традиций. Традиции по своему содержанию, сфере появления и принадлежности бывают самые разнообразные, но их мобилизующее и воспитывающее влияния всегда огромны. Активное использование традиций в воспитательном процессе способствует росту идейной зрелости личного состава, его боевого мастерства, укреплению военной дисциплины, сплочению коллектива, предупреждению зарождения отрицательных явлений.
Взаимоотношения между людьми являются показателем их сплоченности, во-первых, потому что в них зафиксирован характер объективных, социально обусловленных межличностных связей.
В структуре взаимоотношений обычно выделяют несколько сфер: служебные, общественно-политические, межличностные, отношения.
Служебно - и общественно-политические отношения - основа взаимодействия личного состава при исполнении служебных обязанностей. Эти взаимоотношения закреплены в организационной структуре любого военного коллектива, в общевоинских уставах, наставлениях. Они выступают предписанными правилами и нормами поведения, побуждающими воина к волевой мобилизации, самоконтролю в действиях, самоприказу, предъявлению требований к самому себе.
Межличностные психологические отношения (дружба и неприязнь, симпатия и антипатия и т.п.) складываются в основном стихийно, они не оформлены организационно, менее зримы, чем служебные. Эти обстоятельства являются не редко причиной недооценки их значимости. На самом деле межличностные психологические отношения играют существенную роль в жизни коллектива и требуют самого пристального внимания и постоянного изучения.
В практике встречаются и другая классификация взаимоотношений: нормативно-волевые, познавательные и эмоциональные.
- Нормативно-волевые взаимоотношения строятся на основе требований законов и уставов
- Познавательные связанны с процессом, относящимся к служебной деятельности. Так создаются кружки любителей техники, книголюбов, изучение путей части, ее традиций.
- Эмоциональные отношения возникают на почве определенных чувств: оптимизма, признательности, удовлетворенности или напротив пессимизма, обиды, подавленности.
В подразделении типичным являются уставные взаимоотношения между воинами, соответствующие морали, проникнутые духом воинского товарищества и дружбы.
Особо следует выделить такой вид взаимоотношений в воинском коллективе, как авторитет, т.е. психологическое влияние одного человека или группы лиц на других людей.
В числе социально психологических явлений, управление которыми служит сплочению коллектива, можно назвать такие как расстановка людей, их перемещение, движение информации, совместная деятельность, руководство кадрами.
- Расстановка кадров осуществляется прежде на принципиальной основе. Создание прочного ядра в коллективе является важнейшим условием правильной расстановки военнослужащих. Нужно учитывать при подборе людей и некоторые социально психологические факторы: соотношение возраста, образовательного уровня, жизненного опыта и т.д.
- Другим важным инструментом воспитательного воздействия на воинов является движение информации - источника духовного климата в коллективе. Целям воспитания воинов служат достоверная содержательная, непрерывная и авторитетная информация идущая по официальному каналу.
- Перемещение личного состава подразделения так же влияет на сплоченность, психологический климат коллектива. Полное отсутствие передвижений и перемещений людей в коллективе может привести к появлению признаков изоляции и застоя, чрезмерная чистота перемещений к нарушению стабильности, психологической неустойчивости, снижение сил сцепления и взаимного влияния.
Сильнейшим фактором, обеспечивающим сплочение коллектива и поддержание его здорового психологического климата является практическая совместная деятельность, в том числе служба, боевая учеба воинов, когда она мотивирована, организована, результативна.
- Суть преобразований будет заключаться в следующем:
- 5. Основные направления мобилизационной подготовки экономики:
- 6. Особенности отношений рф с нато
- 7. Содержание федерального Закона об обороне
- 8. Назначение и структура вс
- 9. Управление вс рф
- 10. История инженерных войск
- 12. Современные проблемы Вооруженных сил и пути их решения.
- 13. Создание Красной Армии.
- 14. Военная реформа 1960 г.
- 15. Основные направления проведения реформы в Вооруженных Силах рф на современном этапе.
- 16. Содержание фз «о днях воинской славы России».
- 17. Знаменательные дни и сражения Российского государства.
- 23 Февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год); День защитников Отечества
- 18. Знаменательные дни и сражения Российского государства.
- 19. Знаменательные дни и сражения Российского государства.
- 2 Февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).
- 20. Знаменательные дни и сражения Российского государства.
- 21. Знаменательные дни и сражения Российского государства.
- 27 Января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год)
- 22. Знаменательные дни и сражения Российского государства.
- 23. Содержание фз «о статусе военнослужащих».
- 24. Содержание фз
- Прохождение военной службы включает в себя:
- 25. Правовой основой воинской обязанности и военной службы
- 26. Конституционные права военнослужащих.
- 27. Под социальной защищенностью
- Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
- 28. Классификация льгот офицерам и членам их семей
- 29. Положение о порядке прохождения военной службы
- Прохождение военной службы включает в себя:
- 30. Контракт о прохождении военной службы (Статья 32 фз-53)
- 31. Воинские должности (Статья 42 фз-53).
- Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей (Статья 43 фз-53).
- 32. Составы военнослужащих и воинские звания (Статья 46 фз-53)
- Присвоение воинских званий (Статья 47 фз-53)
- 33. Порядок увольнение с военной службы ( из Статьи 51 фз-53)
- 34. Основные принципы международного права.
- 35. Международное гуманитарное право
- 36. Основные принципами международного гуманитарного права.
- 37. Принцип защиты прав, означающий, что государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц.
- 38. Женевская конвенция.
- 39. Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы.
- 40. Конвенция «о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие».
- 41. Военное образование в период реформ Петра I.
- 42. Вклад в воинское воспитание генералов: Румянцева п.А. И Потемкина г.А.
- 43. Взгляды Суворова а.В. На обучение и воспитание воинов.
- 44. Взгляды Кутузова м.И. На обучение и воспитание воинов.
- 45. Основные закономерности системы воспитания.
- 46. Содержание системы воспитания.
- 47. Цели воспитательной работы.
- 50. Планирование воспитательной работы.
- 51. Личность.
- 52. Темперамент.
- Психологическая характеристика темпераментов
- 53. Воинский коллектив. Психология воинского коллектива.
- 54. Методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
- 1. Анализ документов
- 2. Индивидуальная беседа
- 3.Наблюдение
- 4.Метод экспертного опроса.
- 5.Психологическое тестирование.
- Работа с офицерским составом.
- Воспитательная работа с призывниками.
- Воспитательная работа с контрактниками.
- 55. Индивидуальная работа с военнослужащими.
- 56. Морально-психологическая работа в боевой обстановке.
- 57. Основные цели морально-психологической работы.
- 58. Формы и методы морально-психологической работы.
- 59. Общественно-государственная подготовка, её цели и задачи.
- 60. Организация огп в воинской части и подразделении.
- 61. Основные формы и методы проведения занятий по огп. Основные формы проведения занятий по огп
- Семинар, беседа.