41. Военное образование в период реформ Петра I.
До них в стране никаких учебных заведений профессионального образования, кроме церковных, не было. Необходимые военному человеку знания приобретались на практике. Приглашались также иностранные инструкторы, готовившие наряду с другими и командные кадры для армии.
В первый период Северной войны в русской армии не хватало опытных офицерских кадров. Поэтому Петр активно использовал иноземных наемников. Однако многие из них не оправдали его доверия: слабо знали военное дело, плохо относились к солдатам, да и первые же серьезные испытания часто не выдерживали. Об этом говорит измена большой группы иностранных офицеров под Нарвой в 1700 году. Среди наемников было немало и таких, для которых служба в России являлась в точном смысле слова отхожим промыслом: послужил, наворовал и возвращайся к себе в Мекленбург, Пруссию или в Голштинию. Сразу же после неудачи под Нарвой Петр начал тщательно готовить офицеров из русских дворян. Дворянские отпрыски приобретали необходимые ратные навыки в гвардейских полках Преображенском и Семеновском и в военных школах. Каждому офицеру по мысли Петра надлежало пройти военную науку с самых азов, прежде всего, хорошо знать солдатское дело. Он неоднократно указывал: "Солдат - есть имя почетное. От последнего рядового в армии до первого генерала - всякий есть солдат". В настоящее время окончательного ответа на вопрос о том, какое учебное заведение положило начало военному образованию в России, нет. По мнению одних историков, первым военно-учебным заведением можно считать учрежденную Петром 1 в 1698 году при Пушкарском приказе школу " цифири и землемерия", которая была организована на Пушечном дворе в Москве думным дьяком Андреем Виниусом. Другие ученые считают, что начало военному образованию, положила созданная 14 января 1701 года в Москве школа "математических и навигацких, то есть мореходных хитростью искусств учения", известная как Навигацкая школа. Каждый год на учебу в нее набирали 500 человек. В школе изучали: арифметику, геометрию, навигацию, морскую астрономию, географию. Выпускники назначались во флот и в артиллерию.
В период Северной войны (1700 - 1721 гг.) были организованы артиллерийская и инженерная школы в Петербурге, хирургическая, инженерная школы и школа переводчиков в Москве. Основным центром подготовки офицеров для флота с1715 года стала Морская академия в Петербурге. Кроме того, Петр I посылал молодых дворян в европейские страны для обучения морскому делу.
В петровских военных школах воспитанников не обучали в течение жестко определенного срока, а выпускали по мере их практической готовности к воинской службе.
Вопрос об улучшении подготовки офицеров был решен с учетом опыта европейских государств. Графом П.И. Ягужинским был разработан проект организации в России кадетского корпуса. Кадетские корпуса стали основным звеном системы подготовки офицеров вплоть до конца XVIII века. К началу XIX века подготовкой офицеров занимались только государственные учреждения, делившиеся на 3 группы:
- непосредственно готовящие офицеров или выпускников с правом на офицерский чин;
- подготовительные заведения, в которых готовились юноши для подготовки к поступлению в различные офицерские школы;
- занимавшиеся переподготовкой офицеров или повышавшие их квалификацию.
Как отрасль педагогики военная педагогика сложилась на рубеже XIX-XX веков. Существенный скачок в ее развитии произошел в годы первой мировой войны, что в значительной мере объяснялось меркантильными интересами; наряду с оружием и боеприпасами фронту были необходимы стойкие воины и в первую очередь офицеры. Добиться этого без внедрения в практику стройной системы военно-педагогической деятельности было невозможно.
Как известно Петр I, осуществляя в России военную реформу, особое значение придавал обучению и воспитанию офицеров. Особое внимание обращалось на отношения между офицерами и солдатами, которые, по мнению государя, должны были строиться на отеческих началах: "Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит их равным образом отечески содержать", - отмечал он в своих приказах.
Выше всего Петр I ставил нравственное воспитание военнослужащих. Он считал, что все материальные условия есть не более чем ветвь для будущих плодов. Корень же - это нравственный элемент.
Средствами для воспитания у воинов высоких нравственных начал, по мнению Петра I, были:
- дисциплина;
- твердость характера у офицеров;
- сознательное отношение к долгу;
- личная примерность в службе.
Нравственному совершенству, по мнению Петра, способствовала в первую очередь забота о подчиненных. И сам он подавал в этом пример. Сам в течение месяца питался лишь солдатским пайком, чтобы понять: достаточно ли его воинам; строго, даже жестко, преследовал злоупотребления служебным положением.
Петр I всегда учитывал национальные особенности российской армии, многое делал для поднятия ее боевого духа.
"Петровская школа" отличалась простотой овладения основами военных знаний и широким использованием их на практике.
Главным заветом Петра Великого российскому офицерству были слова: "В службе честь".
- Суть преобразований будет заключаться в следующем:
- 5. Основные направления мобилизационной подготовки экономики:
- 6. Особенности отношений рф с нато
- 7. Содержание федерального Закона об обороне
- 8. Назначение и структура вс
- 9. Управление вс рф
- 10. История инженерных войск
- 12. Современные проблемы Вооруженных сил и пути их решения.
- 13. Создание Красной Армии.
- 14. Военная реформа 1960 г.
- 15. Основные направления проведения реформы в Вооруженных Силах рф на современном этапе.
- 16. Содержание фз «о днях воинской славы России».
- 17. Знаменательные дни и сражения Российского государства.
- 23 Февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год); День защитников Отечества
- 18. Знаменательные дни и сражения Российского государства.
- 19. Знаменательные дни и сражения Российского государства.
- 2 Февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).
- 20. Знаменательные дни и сражения Российского государства.
- 21. Знаменательные дни и сражения Российского государства.
- 27 Января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год)
- 22. Знаменательные дни и сражения Российского государства.
- 23. Содержание фз «о статусе военнослужащих».
- 24. Содержание фз
- Прохождение военной службы включает в себя:
- 25. Правовой основой воинской обязанности и военной службы
- 26. Конституционные права военнослужащих.
- 27. Под социальной защищенностью
- Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
- 28. Классификация льгот офицерам и членам их семей
- 29. Положение о порядке прохождения военной службы
- Прохождение военной службы включает в себя:
- 30. Контракт о прохождении военной службы (Статья 32 фз-53)
- 31. Воинские должности (Статья 42 фз-53).
- Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей (Статья 43 фз-53).
- 32. Составы военнослужащих и воинские звания (Статья 46 фз-53)
- Присвоение воинских званий (Статья 47 фз-53)
- 33. Порядок увольнение с военной службы ( из Статьи 51 фз-53)
- 34. Основные принципы международного права.
- 35. Международное гуманитарное право
- 36. Основные принципами международного гуманитарного права.
- 37. Принцип защиты прав, означающий, что государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц.
- 38. Женевская конвенция.
- 39. Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы.
- 40. Конвенция «о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие».
- 41. Военное образование в период реформ Петра I.
- 42. Вклад в воинское воспитание генералов: Румянцева п.А. И Потемкина г.А.
- 43. Взгляды Суворова а.В. На обучение и воспитание воинов.
- 44. Взгляды Кутузова м.И. На обучение и воспитание воинов.
- 45. Основные закономерности системы воспитания.
- 46. Содержание системы воспитания.
- 47. Цели воспитательной работы.
- 50. Планирование воспитательной работы.
- 51. Личность.
- 52. Темперамент.
- Психологическая характеристика темпераментов
- 53. Воинский коллектив. Психология воинского коллектива.
- 54. Методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
- 1. Анализ документов
- 2. Индивидуальная беседа
- 3.Наблюдение
- 4.Метод экспертного опроса.
- 5.Психологическое тестирование.
- Работа с офицерским составом.
- Воспитательная работа с призывниками.
- Воспитательная работа с контрактниками.
- 55. Индивидуальная работа с военнослужащими.
- 56. Морально-психологическая работа в боевой обстановке.
- 57. Основные цели морально-психологической работы.
- 58. Формы и методы морально-психологической работы.
- 59. Общественно-государственная подготовка, её цели и задачи.
- 60. Организация огп в воинской части и подразделении.
- 61. Основные формы и методы проведения занятий по огп. Основные формы проведения занятий по огп
- Семинар, беседа.