logo
OGP

41. Военное образование в период реформ Петра I.

До них в стране никаких учебных заведений профессионального образования, кроме церковных, не было. Необходимые военному человеку знания приобретались на практике. Приглашались также иностранные инструкторы, готовившие наряду с другими и командные кадры для армии.

В первый период Северной войны в русской армии не хватало опытных офицерских кадров. Поэтому Петр активно использовал иноземных наемников. Однако многие из них не оправдали его доверия: слабо знали военное дело, плохо относились к солдатам, да и первые же серьезные испытания часто не выдерживали. Об этом говорит измена большой группы иностранных офицеров под Нарвой в 1700 году. Среди наемников было немало и таких, для которых служба в России являлась в точном смысле слова отхожим промыслом: послужил, наворовал и возвращайся к себе в Мекленбург, Пруссию или в Голштинию. Сразу же после неудачи под Нарвой Петр начал тщательно готовить офицеров из русских дворян. Дворянские отпрыски приобретали необходимые ратные навыки в гвардейских полках Преображенском и Семеновском и в военных школах. Каждому офицеру по мысли Петра надлежало пройти военную науку с самых азов, прежде всего, хорошо знать солдатское дело. Он неоднократно указывал: "Солдат - есть имя почетное. От последнего рядового в армии до первого генерала - всякий есть солдат". В настоящее время окончательного ответа на вопрос о том, какое учебное заведение положило начало военному образованию в России, нет. По мнению одних историков, первым военно-учебным заведением можно считать учрежденную Петром 1 в 1698 году при Пушкарском приказе школу " цифири и землемерия", которая была организована на Пушечном дворе в Москве думным дьяком Андреем Виниусом. Другие ученые считают, что начало военному образованию, положила созданная 14 января 1701 года в Москве школа "математических и навигацких, то есть мореходных хитростью искусств учения", известная как Навигацкая школа. Каждый год на учебу в нее набирали 500 человек. В школе изучали: арифметику, геометрию, навигацию, морскую астрономию, географию. Выпускники назначались во флот и в артиллерию.

В период Северной войны (1700 - 1721 гг.) были организованы артиллерийская и инженерная школы в Петербурге, хирургическая, инженерная школы и школа переводчиков в Москве. Основным центром подготовки офицеров для флота с1715 года стала Морская академия в Петербурге. Кроме того, Петр I посылал молодых дворян в европейские страны для обучения морскому делу.

В петровских военных школах воспитанников не обучали в течение жестко определенного срока, а выпускали по мере их практической готовности к воинской службе.

Вопрос об улучшении подготовки офицеров был решен с учетом опыта европейских государств. Графом П.И. Ягужинским был разработан проект организации в России кадетского корпуса. Кадетские корпуса стали основным звеном системы подготовки офицеров вплоть до конца XVIII века. К началу XIX века подготовкой офицеров занимались только государственные учреждения, делившиеся на 3 группы:

- непосредственно готовящие офицеров или выпускников с правом на офицерский чин;

- подготовительные заведения, в которых готовились юноши для подготовки к поступлению в различные офицерские школы;

- занимавшиеся переподготовкой офицеров или повышавшие их квалификацию.

Как отрасль педагогики военная педагогика сложилась на рубеже XIX-XX веков. Существенный скачок в ее развитии произошел в годы первой мировой войны, что в значительной мере объяснялось меркантильными интересами; наряду с оружием и боеприпасами фронту были необходимы стойкие воины и в первую очередь офицеры. Добиться этого без внедрения в практику стройной системы военно-педагогической деятельности было невозможно.

Как известно Петр I, осуществляя в России военную реформу, особое значение придавал обучению и воспитанию офицеров. Особое внимание обращалось на отношения между офицерами и солдатами, которые, по мнению государя, должны были строиться на отеческих началах: "Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит их равным образом отечески содержать", - отмечал он в своих приказах.

Выше всего Петр I ставил нравственное воспитание военнослужащих. Он считал, что все материальные условия есть не более чем ветвь для будущих плодов. Корень же - это нравственный элемент.

Средствами для воспитания у воинов высоких нравственных начал, по мнению Петра I, были:

- дисциплина;

- твердость характера у офицеров;

- сознательное отношение к долгу;

- личная примерность в службе.

Нравственному совершенству, по мнению Петра, способствовала в первую очередь забота о подчиненных. И сам он подавал в этом пример. Сам в течение месяца питался лишь солдатским пайком, чтобы понять: достаточно ли его воинам; строго, даже жестко, преследовал злоупотребления служебным положением.

Петр I всегда учитывал национальные особенности российской армии, многое делал для поднятия ее боевого духа.

"Петровская школа" отличалась простотой овладения основами военных знаний и широким использованием их на практике.

Главным заветом Петра Великого российскому офицерству были слова: "В службе честь".