Образование и литература. Шокан уалиханов.
Во второй половине XIX века на ход изучения Казахстана русскими учеными повияли потребности освоения богатств края.
Востоковед, академик В.В.Радлов, владея казахским языком, собирал произведения казахской народной литературы и опубликовал «Образцы народной литературы тюркских племен».
Историю Казахского ханства в XV-XVI вв. и историю Младшего жуза в середине XVIII в. написал русский ученый, востоковед В.В.Вельяминов-Зернов.
Украинский кобзарь Т.Г.Шевченко в 1847-1857 гг. отбывал ссылку на полуострове Мангышлак, в стихотворении «Мои думы» он сравнивает жизнь казаха и украинца.
Годы жизни великого казахского ученого Шокана Уалиханова 1835-1865 гг. Имя, данное Шокану Уалиханову при рождении Мухаммед-Канапия.
В 1847 г. 12-летний Шокан поступил учиться в лучшее учебное заведение Сибири - Сибирский кадетский корпус в городе Омске. В 1853 г. 18-летний Шокан закончил Омский кадетский корпус в офицерском звании корнета. Труды крупного востоковеда Н.И.Березина побудили Шокана Уалиханова заняться изучением восточных средневековых хроник.
Фундаментальный научный труд «О состоянии Алтышара...», в котором содержится анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана, является результатом путешествия Шокана Уалиханова в Кашнарию. Ш.Уалиханов записал эпический цикл «Манас» и тем самым сохранил его для киргизов. Последний труд Ш.Уалиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи, опубликован в 1865 г.
Казахский ученый второй половины XIX века Ш. Уалиханов за огромный вклад в исследовании народов Центральной Азии заслужил мировое признание.
До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали без ограничений. Для борьбы с распространением исламской религии в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в мектебах и медресе. Представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления для открытия мектебов при мечетях.
Примером давления на исламские школы являются «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» принятые в 1867 г. Оренбургским губернатором. Еще более усложнило работу мектебов и медресе правительственное решение от 26 марта 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан», которое внесло изменение в деятельность религиозных школ. Специальным «Положением» от 26 марта 1870 г. было признано обязательным преподавание русского языка в мектебах при мечетях. Открытие в Казахстане конфессиональных школ, в частности, мектебов и медресе, санкционировалось только генерал-губернатором. В конце XIX в. при инспектировании религиозных школ (мектебов и медресе) внимание чиновников уделялось, прежде всего, преподаванию русского языка. Мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка, закрывались распоряжениями военных губернаторов. Правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадников «пантюркизма и панисламизма».
В конце XIX века правительство на просвещение в Казахстане тратило от 5,5 до 19,5 копеек на душу населения.
В начале XX в. пойти на уступки в расширении сети просветительских, в том числе и мусульманских учреждений в Казахстане правительство вынудила революция 1905-1907 гг.
Концепция о двухпроцентной грамотности казахского народа в конце XIX в. учитывала лишь грамотных лиц, получивших образование в русских и русско-казахских школах. В 1896 г. в различных учебных заведениях России обучались 50 казахских стипендиатов только от Тургайской области.
В 1883г. первая общественная библиотека в Казахстане была открыта в городе Семипалатинске. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске Оренбургской губернии.
- Мезолит - 12 - 5 тыс. Лет до н.Э.
- Эпоха бронзы - 2800 - 900 лет до н.Э.
- Уйсуни.
- Кангюи.
- Сарматы.
- Регионы казахстана в раннем железном веке
- Западно-тюркский каганат (603 -704 гг.)
- Тюргешский каганат (704 -756 гг.)
- Карлукский каганат (756 -940 гг.)
- Огузское государство (конец IX- начало XI вв.)
- Кимакский каганат (конец IX - начало XI вв.)
- Государство караханидов (942 -1212 гг.)
- Государство каракитаев (1125-1212гг.)
- Наиманы, кереи, жалаиры.
- Кыпчакское ханство (начало XI - начало XIII вв.)
- Великий шелковый путь.
- Материальная культура тюркского периода (VI- нач. XIII вв.)
- Духовная культура тюркского периода (VI-XIII вв.)
- Могулистан (XIV- начало XVI вв.)
- Государство тимура
- Ногайская орда
- Ханство абулхаира
- Культура казахстана в XIII-XIV вв.
- Казахское ханство в XVI - XVI вв.
- Общественное устройство, экономика и культура казахского ханства.
- Борьба казахского народа с джунгарским нашествием
- Начало присоединения казахстана к россии.
- Восстание казахов младшего жуза (1783-1797 гг.) под предводительством сырыма датулы
- Народное восстание 1836 - 1838 гг. В букеевской орде
- Освободительная борьба казахских шаруа в 50-е гг. XIX в.
- Освободительная борьба казахского народа в 60-е -70-е гг. XIX в.
- По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г.:
- Реформы 1867 - 1868 гг.
- По реформе 1867 -1868 гг.:
- 1868 Гг. Подвергли критике Абай Кунанбайулы и Ибрай Алтынсарыулы.
- Завершение присоединения казахстана к россии
- Участие казахов в отечественной войне 1812 г.
- Торгово – экономические связи казахстана с китаем в XIX в.
- Развитие просвещения.
- Образование и литература. Шокан уалиханов.
- Ыбырай алтынсарин. Абай кунанбаев.
- Искусство и музыкальная культура XIX века.
- Деятели российского освободительного движения в казахстане
- Культура казахстана начала XX в.
- Казахстан в годы реакции и нового революционного подъема.