Духовная культура тюркского периода (VI-XIII вв.)
Древние тюрки обладали самостоятельной письменностью и пользовались руническим письмом. Древнетюркский рунический алфавит, состоявший из 35 букв, был создан на основе родовых тамг. Источники сообщают, что посланники Западно-Тюркского каганата доставили в Византию письмо, написанное скифским письмом.
Крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности являются письмена «Культегин» и «Тоньюкук» созданные в период Тюркского каганата. Памятники древнетюркской письменности «Культегин» и «Тоньюкук» являются историческими поэмами и написаны руническим письмом. Наряду с тюркским письмом в VI-IX в. широкое распространение на территории Казахстана получило согдийское письмо
К литературе тюркоязычных народов VIII - IX в. относится книга «Коркыт-Ата». В XIII в. известным персидским историком Рашид ад-Дином был записан древний вариант поэмы «Огузнаме».
В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись Тенгри и женскому божеству Умай, которая считалась покровительницей очага и детей. В этот период тюркские племена поклонялись и Кок бори(волку).
Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения арабов в первой половине VIII в. По погребальным обрядам Х-ХП вв. можно проследить укрепление на территории Казахстана позиций ислама. Распространение ислама оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей знаний и науки на территории Казахстана. С X в. в Южном Казахстане, с широким распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. Один из первых ученых Востока - Абу Насыр аль-Фараби писал свои труды арабским письмом. Абу Насыр аль-Фараби был назван «вторым учителем» после Аристотеля, жил в 870-950 гг. Родился он в округе Фараб (Отрар), здесь получил образование на кыпчакском языке.
Одним из первых научных трудов, написанных на тюркском языке, является произведение XI в. «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни. В этой книге отражены общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов XI в. За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил Юсуфу Баласагуни титул «главного визиря».
История, этнография, устное народное творчество, язык тюркских народов эпохи средневековья отражены в книге Махмуда Кашгари «Диуани лугат ат-тюрк». Ученый-тюрколог Н.А.Баскаков утверждает, что в изучении тюркских языков первопроходцем среди исследователей был Махмуд Кашгари. Ученый А.Н.Кононов писал, что при создании своей книги Махмуд Кашгари ставил цель - прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он не ниже арабского языка.
Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни «предводителем мудрецов» - Ахмед Иугнеки, он призывал людей быть честными и добросердечными. До наших дней дошла его поэма «Дар истины», написанная на тюркском языке.
Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане Ахмед Иасауи. В своем произведении «Диуан-и-Хикмет» он проповедует любовь к Всевышнему, смирение, аскетизм и бичует изворотливых подхалимов. «Диуан-и-Хикмет» Ахмеда Иасауи написана на тюркском языке арабским алфавитом. Учителем Ахмеда Иасауи был Арыстан-Баба. Одним из учеников Ахмеда Иасауи является великий поэт, автор учебников по богословию Сулеймен Бакыргани.
КАЗАХСТАН В XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВВ.
МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
Основатель монгольской империи Чингисхан родился в 1155 г. При рождении ему было дано имя Темучин. На курултае монгольской знати в 1206 году Темучин был провозглашен верховным правителем - Чингисханом.
По сведениям «Тайной истории монголов», монгольские племена в начале XIII в. находились в мирных и добрососедских отношениях с кереитами. При дворе керейского хана, воспитывался будущий предводитель монголов Чингисхан.
Созданная в 1206 году Монгольская империя во главе с Чингисханом основывалась на принципах военно-административных аймаков. Вся Монголия, ее армии и население подразделялись на три аймака. Армия состояла из Левого, Правого и Центрального крыла, которые составляли три военно-административных аймака. В монгольской армии появилась осадные, (.побитные и метательные орудия после её вторжения в 1211-1215 IT. на территорию Китая.
Основной закон Монгольского государства «Яса» состояла из двух частей, в первой части были слова-назидания Чингисхана. По «Ясе», высшим органом Монгольского государства был курултай, Который созывался один раз в год.
Найманский хан Кучлук запрещал жителям Жетысу исполнение мусульманских обрядов. Гонения мусульман, запрет найманским ханом исполнение мусульманских обрядов вызвало в Жетысу межрелигиозное противостояние. Используя напряженную обстановку, вызванную межрелигиозным противостоянием, монголы в 1218 году вторглись в Жетысу. Желая привлечь население Жетысу на свою сторону, монголы издали указ, по которому запрещалось грабить местное население. Из-за притеснений найманов, многие города Жетысу сдавались монголам без боя, в том числе Баласагун.
Поводом для вторжения монголов на территорию Казахстана н ( реднюю Азию стала гибель и разорение в Отраре в 1218 году торгового каравана, посланного Чингисханом.
В 1219 г. 150 тысячное войско Чингисхана вторглось на территорию Южного Казахстана, население Отрара шесть месяцев держало оборону во главе с правителем города Каир ханом. Монголами полностью были уничтожены три южно-казахстанских города: Отрар, Сыгнак, Ашнас. Все присырдарьинские города оказались полностью под властью монголов в результате военных компаний 1219-1220гг.
Завоеванные земли Чингисхан поделил между сыновьями на Четыре улуса. В улус Джучи входили территория от Иртыша до Восточной Европы. Джучи умер в 1227 г., и улус унаследовал его сын - Бату.
В улус Чагатая вошла территория Южного и Юго-восточного Казахстана и Средняя Азия с центром в городе Алмалы. В середине ХIV века государство Чагатаидов распалось на Могулистан и Мавераннахр.
Территория Тарбагатая и верхнее течение Иртыша вошли в улус Угэдэя. В 1251 году улус Угэдэя был ликвидирован.
Монгольские завоевания охватили в XIII в. огромную территорию Евразии. Покорение Восточной Европы возглавил Батый. В итоге европейских походов Батыя, которые длились с 1236 г. по 1242 г., образована Золотая Орда, территория которой простиралась от Алтайских гор до Дуная.
Основанное Батыем государство Золотая Орда в письменных источниках называлось Улусом Джучи. В низовьях Волги располагалась столица Орды, город Сарай-Бату. Это было первое крупное государство, созданное на месте улуса Джучи. В итоге европейских военных компаний Батыя народы Кавказа, Крыма и русские княжества признали свою зависимость от Золотой Орды и выплачивали дань. В Золотой Орде управлением местного населения, военным надзором и сбором налогов занимались баскаки. Создатель Золотой Орды хан Батый управлял государством в 1227-1255 гг. Русские летописи пишут, что в целях улучшения экономики государства Батый особое внимание уделял развитию городов.
В период правления хана Берке Золотая Орда становится независимой от Монгольской империи. Для укрепления связи с мусульманскими странами при Берке хане распространяется ислам. При нем укрепляется связь, и развиваются дружественные отношения с султаном Египта Бейбарсом. В конце XIII в. укреплению военно-экономических отношений Золотой Орды с Египтом препятствовала Византия, что послужило причиной военной компании Золотой Орды против Византии. Результатом похода Золотой Орды против Византии в 1271 году, явилось подписание мирного договора и расширение торговых отношений Золотой Орды с городами Средиземноморья.
Золотая Орда достигла своего наибольшего могущества в первой половине XIV в. в период правления Узбека и Джанибека. Ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды в 1312г. при хане Узбеке.
Упадок Золотой Орды как следствие усиления междоусобных распрей наблюдается во второй половине XIV в. Воспользовавшись поражением Мамая на Куликовом поле, власть в Золотой Орде в 1380 г. захватил хан Тохтамыш.
Золотая Орда распалась на отдельные государства в середине XV в.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В XIII - XV ВВ.
БЕЛАЯ ОРДА (XIII- начало XV вв.)
В XIII- начале XV вв. на территории Восточного Дешт-и Кыпчака существовало государство Белая Орда. Политическим центром государства и ее столицей стал город Сыгнак. Но окончательно, Белая Орда отделяется от Золотой Орды в первой половине ХIV в.
В период правления хана Ерзена в Ак Орде бурно развивается Городская культура, строятся мечети, медресе, торговые центры. Значительное укрепление государства наблюдается в период правления в 60-70 гг. XIV в. Урус хана.
С целью захвата Золотой Орды и Белая Орды эмир Тимур оказывал помощь Тохтамышу в его завоевательных походах. В ре 1упьтате набегов эмира Тимура и хана Тохтамыша государство Белая Орда ослабло и приходит в упадок. В 1428 г. умирает Барак -последний хан Белая Орды. В 1428 г. власть в Восточном Дешт -и Кыпчаке взял представитель династии шайбанидов Абулхаир.
- Мезолит - 12 - 5 тыс. Лет до н.Э.
- Эпоха бронзы - 2800 - 900 лет до н.Э.
- Уйсуни.
- Кангюи.
- Сарматы.
- Регионы казахстана в раннем железном веке
- Западно-тюркский каганат (603 -704 гг.)
- Тюргешский каганат (704 -756 гг.)
- Карлукский каганат (756 -940 гг.)
- Огузское государство (конец IX- начало XI вв.)
- Кимакский каганат (конец IX - начало XI вв.)
- Государство караханидов (942 -1212 гг.)
- Государство каракитаев (1125-1212гг.)
- Наиманы, кереи, жалаиры.
- Кыпчакское ханство (начало XI - начало XIII вв.)
- Великий шелковый путь.
- Материальная культура тюркского периода (VI- нач. XIII вв.)
- Духовная культура тюркского периода (VI-XIII вв.)
- Могулистан (XIV- начало XVI вв.)
- Государство тимура
- Ногайская орда
- Ханство абулхаира
- Культура казахстана в XIII-XIV вв.
- Казахское ханство в XVI - XVI вв.
- Общественное устройство, экономика и культура казахского ханства.
- Борьба казахского народа с джунгарским нашествием
- Начало присоединения казахстана к россии.
- Восстание казахов младшего жуза (1783-1797 гг.) под предводительством сырыма датулы
- Народное восстание 1836 - 1838 гг. В букеевской орде
- Освободительная борьба казахских шаруа в 50-е гг. XIX в.
- Освободительная борьба казахского народа в 60-е -70-е гг. XIX в.
- По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г.:
- Реформы 1867 - 1868 гг.
- По реформе 1867 -1868 гг.:
- 1868 Гг. Подвергли критике Абай Кунанбайулы и Ибрай Алтынсарыулы.
- Завершение присоединения казахстана к россии
- Участие казахов в отечественной войне 1812 г.
- Торгово – экономические связи казахстана с китаем в XIX в.
- Развитие просвещения.
- Образование и литература. Шокан уалиханов.
- Ыбырай алтынсарин. Абай кунанбаев.
- Искусство и музыкальная культура XIX века.
- Деятели российского освободительного движения в казахстане
- Культура казахстана начала XX в.
- Казахстан в годы реакции и нового революционного подъема.