logo
870_bakina_istory

Общественное устройство, экономика и культура казахского ханства.

Несколько семей близких по крови родственников составлял первую общественную ячейку казахов - аул, которым управлял аулбасы. Управляемые аксакалом (старейшиной) несколько казах­ских аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения, составлял ата аймак.

Объединение из десяти или пятнадцати аймаков составляло род, которым руководил рубасы. Объединение из нескольких родов составляло арыс, которым управлял бий. Объединение из нес­кольких арысов составляло улус, которым руководил султан. Объединение из нескольких улусов составлял жуз, которым ру­ководил хан. Правившие родами бии и батыры были ответствен­ны перед ханом.

Хан в казахском обществе избирался султанами из числа султанов. В казахском обществе претендовать на ханский титул могли султаны. Небольшие военные отряды, служившие при хане, помогавшие ему в походах и в хозяйстве, назывались толенгуты.

Классовая борьба на территории Казахстана в XV- XVIII вв. преимущественно выражалась в форме откочевки из-под власти правителя.

При кочевом и полукочевом скотоводстве сезонные пастбища делились на четыре типа, и места осенних стоянок назывались кузеу. При кочевом скотоводстве для казахских аулов основную

угрозу составлял джут.

На рубеже XVI-XVII вв. столицей и крупным торговым центром Казахского ханства был город Сыгнак. Главным религиозным центром всего Казахстана был город Туркестан. В XVI в. город Сауран был более всего известен как неприступная крепость. Одной из причин угасания жизни городов на юге Казахстана в XVI- XVII вв. являются джунгарские нашествия, они имели особенно бедственные последствия для культуры казах­ского народа.

В период Золотой Орды и Белой Орды официальным язы­ком был кыпчакский. Казахский язык сформировался как са­мостоятельный национальный язык в XV в.

Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVI-XVII в. является сочинение Кадыргали Джалайри «Джами ат-тауарих», произведение написано арабским алфавитом на казахском языке. Кадыргали Джалайри свой труд посвятил и передал русскому царю Борису Годунову.

Летописью истории казахских племен и народов Могулис-тана является научный труд XVI в. «Тарих-и- Рашиди» Мухаммеда Хайдара. Этот бесценный для исторической науки труд написан на персидском языке.

Историю династии хана Джучи, историю Южного и За­падного Казахстана XIII -XIV вв. описывает исторический труд середины XVI в. «Шынгыснаме». В 40-х годах XVI в. Усман Кухистани в книге «Тарих-и Абулхаир-хани» написал историю правления хана кочевых узбеков - Абулхаира.